Главная
Конференции
Современное общество и личность: проблемы взаимодействия, вызовы и перспективы развития
Гендерные характеристики восприятия субъективного возраста личностью пожилого во...

Гендерные характеристики восприятия субъективного возраста личностью пожилого возраста

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

возраст
старение
биологический возраст
гендерные различия
социальные стереотипы
психологическое благополучие
культурные аспекты старения
теория старения
социальные роли
адаптация к старению

Аннотация статьи

Возраст и старение – это многогранные понятия, охватывающие биологические, психологические и социальные аспекты. Старение как процесс включает в себя клеточные изменения, снижение физиологических функций, а также трансформации в психоэмоциональной и социальной сферах. Гендерные различия играют важную роль в восприятии старения: мужчины чаще сталкиваются с утратой профессиональной идентичности, а женщины – с изменениями внешности. Социокультурные стереотипы также влияют на восприятие старости: в некоторых культурах старшие поколения почитаются за мудрость и опыт, тогда как в других обществах пожилые люди могут сталкиваться с маргинализацией. Рассмотрение старения через призму гендера и культуры позволяет более глубоко понять этот процесс и выявить пути поддержки пожилых людей

Текст статьи

Возраст и старение – это сложные понятия, которые охватывают биологические, психологические и социальные аспекты. Возраст, в социологическом контексте, часто понимается как социальный конструкт, который формируется под влиянием культурных норм и общественных ожиданий. Биологический возраст, в отличие от календарного, может отражать истинное физиологическое состояние человека, которое не всегда соответствует количеству прожитых лет. Старение, как процесс, является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Оно включает в себя изменения на клеточном уровне, снижение физиологических функций, а также трансформации в психоэмоциональной и социальной сферах. Различие между понятиями «старение» и «старость» заключается в том, что старение представляет собой процесс, тогда как старость – это определенный этап жизни, на который этот процесс приводит. Существуют различные теории старения, каждая из которых объясняет этот процесс с разных точек зрения.

Биологические теории старения включают в себя несколько ключевых идей. Клеточная теория предполагает, что старение происходит из-за накопления клеточных повреждений, которые организм не в состоянии восстановить. Теория свободных радикалов утверждает, что свободные радикалы, возникающие в процессе метаболизма, повреждают клетки и способствуют старению. Теория накопления повреждений основана на идее, что с возрастом в организме накапливаются повреждения ДНК, белков и других макромолекул, что ведет к старению.

Психологические теории старения рассматривают этот процесс с точки зрения поведения и социальной адаптации. Теория деятельности, разработанная Хавигхёрстом, подчеркивает, что успешное старение связано с продолжением активного участия в общественной жизни и поддержанием социальных связей. Теория социальной роли указывает на важность сохранения или замены ролей, которые человек выполнял на протяжении жизни, для успешного старения. Теория активности предполагает, что чем больше активностей сохраняется с возрастом, тем успешнее адаптация к старению.

Социологические теории старения фокусируются на структурных и культурных аспектах этого процесса. Теория стратификации возраста изучает, как возрастные группы структурированы в обществе и как эта стратификация влияет на доступ к ресурсам. Теория непрерывности утверждает, что люди склонны сохранять свои привычные модели поведения и отношения в старости, что способствует стабильности личности. Теория дисангейджмента, предложенная Камингом и Генри, предполагает, что постепенное отстранение от социальных ролей и обязанностей является нормальной и естественной частью процесса старения. Старение сопровождается не только физическими изменениями, но и изменениями в социальной и психологической сферах.

Социальная роль пожилых людей в обществе изменяется с возрастом. На протяжении жизни человек выполняет множество социальных ролей, которые меняются по мере старения. В некоторых культурах старшие члены общества почитаются и уважаются, их опыт и мудрость ценятся, тогда как в других они могут сталкиваться с маргинализацией.

Влияние старения на психологическое состояние связано с процессом адаптации к изменениям, происходящим в организме и в социальной жизни. Психологическое благополучие может снижаться из-за утраты социальных связей, ухудшения здоровья и осознания приближения смерти. Однако многие пожилые люди сохраняют высокий уровень удовлетворенности жизнью, особенно если они продолжают активно участвовать в общественной жизни.

Гендерные различия в восприятии старения проявляются в том, как мужчины и женщины воспринимают этот процесс и реагируют на него. Мужчины и женщины по-разному адаптируются к старению, что связано с социальными ожиданиями, культурными стереотипами и разницей в социальном опыте. Например, мужчины могут чаще испытывать трудности в связи с потерей профессиональной идентичности, тогда как женщины могут быть более озабочены изменениями во внешности. Влияние культурных и социальных стереотипов на восприятие старения и гендерные аспекты заключается в том, что в различных культурах старость и процесс старения воспринимаются по-разному. В одних культурах пожилой возраст ассоциируется с мудростью и уважением, в других – с упадком и зависимостью. Гендерные стереотипы также играют важную роль, определяя, как мужчины и женщины должны стареть и какие роли им следует выполнять в пожилом возрасте.

Таким образом, понимание возраста и старения с учетом гендерных аспектов позволяет более глубоко рассматривать этот процесс, принимая во внимание индивидуальные различия и культурные контексты.

Гендер играет важную роль в восприятии возраста и старения, поскольку определяет не только биологические различия между мужчинами и женщинами, но и социальные ожидания, которые влияют на их поведение и самооценку. Гендер, как социальный конструкт, формирует представления о том, как мужчины и женщины должны вести себя на разных этапах жизни, в том числе и в пожилом возрасте. Воспитание, культурные нормы и социальные стереотипы определяют восприятие возраста и отношение к старению у мужчин и женщин, формируя различия в их опыте старения. Биологические факторы также играют значительную роль в восприятии возраста. Мужчины и женщины стареют по-разному: у женщин старение часто ассоциируется с менопаузой и изменениями во внешности, тогда как у мужчин старение может проявляться в снижении физической силы и работоспособности. Эти биологические изменения могут влиять на самооценку и восприятие себя, усиливая чувство уязвимости и зависимости от окружающих. Например, женщины могут быть более чувствительны к изменениям во внешности и осознанию утраты репродуктивной функции, в то время как мужчины могут более остро воспринимать снижение физической активности и утрату профессиональной идентичности. Социальные факторы также играют ключевую роль в формировании восприятия возраста у мужчин и женщин. Культурные ожидания и стереотипы часто диктуют, как мужчины и женщины должны стареть и какие роли им следует выполнять. Мужчины часто сталкиваются с ожиданиями сохранения силы и независимости, что может создавать давление и усиливать чувство неудовлетворенности с возрастом. В то время как женщины могут испытывать давление, связанное с поддержанием молодости и красоты, что также может приводить к неудовлетворенности и беспокойству по мере старения.

Адаптация к процессу старения у мужчин и женщин действительно отличается из-за ряда биологических, психологических и социальных факторов. Эти различия отражаются как в личных переживаниях, так и в реакциях окружающих на изменения, происходящие с возрастом.

Мужчины чаще сталкиваются с эмоциональным давлением, связанным с утратой профессиональной роли и снижением физической активности. В современном обществе мужчины традиционно ассоциируются с карьерными успехами и физической силой, поэтому потеря этих аспектов может восприниматься ими как потеря идентичности и статуса. Например, мужчина, который всю жизнь строил карьеру и достиг высоких профессиональных успехов, может испытывать глубокое чувство утраты после выхода на пенсию. В отсутствие работы, которая была важной частью его жизни, мужчина может чувствовать себя ненужным и бесполезным, что может привести к депрессии и социальной изоляции. Исследования показывают, что мужчины старшего возраста нередко страдают от чувства одиночества и депрессии, особенно если они не находят замену своей профессиональной деятельности.

Кроме того, снижение физической активности и силы, которые часто сопровождают процесс старения, могут вызывать у мужчин дополнительное беспокойство. В культуре, где сила и выносливость ассоциируются с мужественностью, потеря этих качеств может восприниматься как подрыв мужского достоинства. Например, мужчина, который привык заниматься спортом или выполнять физически тяжелую работу, может чувствовать разочарование и беспомощность, когда замечает, что больше не может справляться с теми же нагрузками, что и раньше.

Женщины, с другой стороны, чаще сталкиваются с беспокойством по поводу своей внешности и социального статуса в процессе старения, особенно в тех культурах, где молодость и красота высоко ценятся. В обществах, где женская привлекательность связывается с молодостью, женщины могут ощущать сильное давление, связанное с изменением внешности: появлением морщин, седины, изменением формы тела. Например, женщина, которая всегда гордилась своей внешностью, может испытывать стресс и беспокойство, наблюдая возрастные изменения в своем лице и теле. Это особенно актуально в западных культурах, где медиа и реклама активно пропагандируют культ молодости и физической привлекательности. Социальный статус женщин также может быть подвержен изменениям с возрастом. В некоторых культурах женщины оцениваются по их способности к воспроизводству и уходу за семьей, и по мере того, как они стареют и теряют эти функции, их социальная значимость может снижаться. Например, женщины, которые посвятили свою жизнь заботе о семье и детях, могут испытывать чувство опустошенности и утраты, когда дети покидают дом, а их роль в семье меняется. Эти изменения могут вызывать чувство ненужности и снижение самооценки.

Таким образом, мужчины и женщины по-разному реагируют на процесс старения из-за специфических социальных ожиданий и биологических факторов. Для мужчин старение может ассоциироваться с потерей профессиональной и физической идентичности, что ведет к повышенному риску депрессии и социальной изоляции. Женщины же чаще испытывают беспокойство по поводу своей внешности и утраты социального статуса, особенно в культурах, где молодость и красота считаются важными атрибутами женственности. Эти различия подчеркивают необходимость учета гендерных особенностей при разработке программ поддержки и адаптации для пожилых людей. Женщины, как правило, лучше адаптируются к социальным изменениям, связанным со старением, благодаря более развитым социальным связям и поддержке. Они часто сохраняют активное участие в жизни семьи и общества, что способствует более позитивному восприятию своего возраста и старения. Мужчины, напротив, могут испытывать трудности в поддержании социальных связей после выхода на пенсию, что может негативно сказываться на их эмоциональном состоянии.

Таким образом, восприятие возраста и старения у пожилых мужчин и женщин значительно отличается, что обусловлено как биологическими, так и социальными факторами. Понимание этих различий позволяет более глубоко анализировать процесс старения и разрабатывать стратегии поддержки, учитывающие гендерные особенности.

Культурные и социальные стереотипы играют важную роль в формировании восприятия старости и возраста. Стереотипы, связанные с возрастом, определяют, как общество воспринимает пожилых людей и как они сами воспринимают себя. Эти стереотипы варьируются в зависимости от культуры, социальной среды и экономических условий, что приводит к разным подходам к старению и отношению к пожилым людям.

Культурные стереотипы играют важную роль в формировании восприятия возраста и старения в разных обществах, определяя не только отношение к пожилым людям, но и их социальную роль и место в обществе. Эти стереотипы могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на то, как стареющие люди воспринимают себя и как их воспринимают окружающие. В некоторых культурах, особенно в традиционных обществах, старость ассоциируется с мудростью, опытом и уважением. Это особенно характерно для азиатских культур, таких как китайская и японская. В этих культурах уважение к старшим является одной из ключевых ценностей, укорененных в культурных нормах и традициях. В китайской культуре, например, существует концепция «сяо» (孝), что можно перевести как «сыновнее благочестие». Эта концепция включает в себя уважение к родителям и старшим членам семьи, заботу о них и признание их жизненного опыта. Это уважение к старшим распространяется и на более широкий социальный контекст, где пожилые люди считаются хранителями традиций и нравственных ценностей. В китайских семьях старшие члены часто принимают важные решения, их совет ценится, и они играют значительную роль в воспитании внуков. Японская культура также почитает старших. В Японии старение воспринимается как естественная и уважительная часть жизненного цикла. Концепция «философии старения» (Rojin Bunkasha) включает в себя признание старости как времени для размышлений, накопления мудрости и передачи опыта младшему поколению. Пожилые люди часто занимают важные места в семейных и общественных структурах. В обществе они могут выполнять функции наставников и советников, их жизнь считается примером для подражания. Государственные и общественные программы активно поддерживают пожилых людей, предоставляя им возможности для активного участия в жизни общества, что способствует поддержанию их высокого социального статуса.

Эти культурные стереотипы могут оказывать положительное влияние на восприятие старости, как самими пожилыми людьми, так и обществом в целом. Когда старость ассоциируется с мудростью и опытом, это помогает пожилым людям чувствовать свою значимость и полезность, что положительно сказывается на их психическом и эмоциональном состоянии. Они ощущают свою ценность в обществе, что укрепляет их самооценку и способствует активному участию в общественной жизни. Однако даже в этих культурах есть определенные вызовы и изменения. В условиях глобализации и модернизации традиционные ценности начинают ослабевать. В Японии, например, быстрый рост численности пожилого населения в сочетании с изменениями в семейной структуре (уменьшение числа многопоколенных семей) приводит к тому, что пожилые люди все чаще остаются одни, а их социальная роль меняется. Тем не менее, несмотря на эти вызовы, культурные стереотипы, ассоциирующие старость с уважением и мудростью, продолжают оказывать сильное влияние на восприятие возраста.

В противоположность этому, в некоторых западных культурах старость часто ассоциируется с упадком, слабостью и зависимостью, что приводит к маргинализации пожилых людей. В таких обществах, где доминирует культ молодости и продуктивности, старость воспринимается как что-то нежелательное. Это можно увидеть в массовой культуре, где пожилые люди редко изображаются как активные и значимые члены общества. В рекламе и СМИ старость часто представляется как проблема, требующая решения, будь то через омолаживающие процедуры, продукты для поддержания здоровья или уход за пожилыми. Этот негативный стереотип может оказывать отрицательное влияние на пожилых людей, заставляя их чувствовать себя ненужными, обузой для общества или семьи. Это, в свою очередь, может привести к снижению самооценки, социальной изоляции и даже депрессии. В обществах, где молодость ценится выше опыта и мудрости, пожилые люди могут чувствовать себя исключенными из общественной жизни и менее значимыми. Сравнение этих двух подходов показывает, насколько важно культурное восприятие старости для благополучия пожилых людей. В культурах, где старость уважается и почитается, пожилые люди чаще сохраняют активное участие в жизни общества и семьи, что способствует их благополучию и поддерживает их физическое и психическое здоровье. Напротив, в культурах, где старость ассоциируется с упадком, пожилые люди часто сталкиваются с социальными и психологическими трудностями, что может ухудшить качество их жизни.

Влияние культурных стереотипов на восприятие возраста и старения подчеркивает необходимость разработки программ и стратегий, направленных на изменение негативных установок и поддержание позитивного восприятия старости. Это может включать образовательные программы, которые подчеркивают ценность опыта и мудрости, кампании в СМИ, которые представляют пожилых людей в позитивном свете, а также общественные инициативы, которые способствуют активному участию пожилых людей в социальной жизни. Поддержка и укрепление положительных культурных стереотипов о старости могут значительно улучшить качество жизни пожилых людей и способствовать созданию общества, где старение воспринимается как естественный и уважаемый этап жизни. В противоположность этому, в западных культурах, особенно в странах с доминированием молодежных ценностей, старость часто ассоциируется с упадком, зависимостью и беспомощностью. В этих культурах культ молодости широко распространен, что приводит к негативному восприятию старости и стремлению избежать признаков старения. Например, в США и некоторых странах Европы старение часто воспринимается как потеря привлекательности и значимости, что может оказывать давление на пожилых людей, заставляя их стремиться сохранить молодость с помощью косметических процедур, модной одежды и других средств.

СМИ и реклама играют ключевую роль в формировании образа пожилых людей. Рекламные кампании и медийные образы часто представляют старость как нечто нежелательное, усиливая страх перед старением и пропагандируя молодость как идеал. Например, в рекламе косметических средств или модной одежды чаще всего изображаются молодые и привлекательные люди, что создает впечатление, что старость несовместима с красотой и активным образом жизни. Это приводит к тому, что пожилые люди могут чувствовать себя исключенными из общественной жизни и менее ценными. С другой стороны, некоторые рекламные кампании и медиа-инициативы пытаются изменить этот стереотипный образ, показывая пожилых людей как активных, полных энергии и радости жизни. Например, в рекламе спортивной одежды для пожилых людей демонстрируются их успехи в фитнесе и здоровом образе жизни, что может способствовать изменению негативных стереотипов о старости. Такие кампании подчеркивают, что старение не обязательно означает пассивность и зависимость, а может быть временем для новых достижений и активного участия в жизни. Стереотипы о старости также значительно различаются в разных культурах. В традиционных обществах, таких как индийская или мексиканская культура, пожилые люди часто занимают центральное место в семье и сообществе. В этих культурах старость ассоциируется с опытом, духовной мудростью и важной ролью в воспитании новых поколений. Пожилые люди здесь часто рассматриваются как хранители традиций и культуры, и их мнение уважается.

В отличие от этого, в современных западных культурах пожилые люди могут сталкиваться с дискриминацией и маргинализацией. В этих обществах молодость и инновации ценятся выше, чем опыт и традиции, что приводит к снижению социальной значимости пожилых людей. Они могут чувствовать себя изолированными и ненужными, особенно после выхода на пенсию, когда они утрачивают свою профессиональную роль и статус. Таким образом, культурные и социальные стереотипы о старости оказывают значительное влияние на восприятие возраста и старения. В одних культурах старость может быть временем для уважения и признания, в других – источником стыда и беспокойства. Понимание этих стереотипов важно для разработки стратегий, направленных на улучшение качества жизни пожилых людей и изменения общественного восприятия старости.

Список литературы

  1. Психология старости и старения: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. психолог. фак. высш. учеб. заведений / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидере. – М. Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.
  2. Сенкевич Л.В., Шагидаева А.Б. Экзистенциальные проблемы личности в современной зарубежной геронтопсихологии: результаты анализа зарубежных исследований за последние пять лет. / «Современная зарубежная психология. Геронтология, геронтопсихология». – 2017. – Т 6, № 3/2017. – С. 22-30.
  3. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального в человеке: Материалы к симпозиуму. – М., 1975. – С. 763-776.
  4. Бурн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
  5. Здравомыслова Е.А. Мужчины и женщины: старение в оптике гендерного подхода // Социодиггер. 2022. № 5-6 (18).
  6. Бянкина Е.А. Влияние социальных стереотипов на межличностные отношения / Е.А. Бянкина, Е.Ю. Савицкая. – Текст: непосредственный // Юный ученый. – 2020. – № 6 (36). – С. 135-138.
  7. Максимова О.Б. Гендерные роли и гендерные стереотипы как социокультурные категории: репрезентационный смысл // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2021, № 2, Т. 12.

Поделиться

72

Грицай С. П. Гендерные характеристики восприятия субъективного возраста личностью пожилого возраста // Современное общество и личность: проблемы взаимодействия, вызовы и перспективы развития : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 октября 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. URL: https://apni.ru/article/10331-gendernye-harakteristiki-vospriyatiya-subuektivnogo-vozrasta-lichnostyu-pozhilogo-vozrasta

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября