Формирование корпоративной культуры персонала в организации

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

корпоративная культура
способы формирования корпоративной культуры

Аннотация статьи

В статье рассматривается понятие корпоративной культуры персонала в организации. Значение корпоративной культуры для развития организации и способы ее формирования.

Текст статьи

Что такое «корпоративная культура»? С чем ассоциируется у вас понятие «корпоративная культура организации»?

Услышав эти вопросы не сразу, можно понять весь масштаб данного определения. До настоящего времени нет единого определения понятия «корпоративной культуры организации», существуют различные виды и классификации этого уникального явления, как «корпоративная культура».

Родоначальником понятия «корпоративная культура» является германский генерал-фельдмаршал Гельмут Карл Бернхард фон Мольтке (Старший), который так описал свод правил в германской армии XIX века [3]. На мой взгляд, неудивительно, что это понятие впервые появилось именно там, где достижение успеха (и твоя жизнь) зависит от слаженных, четких, понятных совместных действий большого коллектива.

В дальнейшем «корпоративная культура» вошла и плотно укоренилась и во всех иных сферах нашей жизни. С 1970-х годов начинает развиваться научный интерес к понятию корпоративной культуры в сферах психологии и менеджмента. Огромный вклад внес в изучение данного понятия Э. Шейн.

«Согласно Э. Шейну, корпоративная культура формируется на трёх уровнях. Поверхностный, «символический уровень» задаётся артефактами, выражающими «дух» компании: корпоративная символика, логотип, форма одежды, легенды и истории, общепринятые речевые обороты, шутки, лозунги, праздники, обряды и ритуалы организации и т. п. «Уровень провозглашаемых ценностей» определяется руководством компании и включает ценности и нормы, сознательно зафиксированные в документах и призванные быть руководящими в повседневной деятельности членов организации. Третий, «глубинный уровень» содержит базовые представления сотрудников организации, чаще всего неосознаваемые или выступающие как нечто «само собой разумеющееся». Эти представления о компании и окружающей её бизнес-среде, о нормах деятельности и общения, адаптивных стратегиях и т. п. являются основой корпоративной культуры, определяя принятие решений и поведение людей. Сотрудники, не разделяющие базовые представления, находятся в «культурной изоляции» от коллег и воспринимаются как «чужие» в организации» [2].

В Большой Российской Энциклопедии дано следующее определение корпоративной культуры (организационной культуры) – это «система убеждений, ценностей и ожиданий, определяющих нормы поведения в организации» [2].

Активно корпоративную культуру стали вводить в свою жизнь и в свой бизнес зарубежные компании. Со временем руководители компаний стали приходит к выводу, что:

  • не обязательно в организации должна быть жесткая дисциплина;
  • создавая комфортные условия работы для сотрудников, они начинают лучше работать;
  • для успешного роста компании просто необходимо узнавать мнения и предложения подчиненных и давать им «расти»;
  • чем больше вложишь в сотрудников (обучение, привилегии, бонусы и т. п.), тем стабильнее и привлекательнее компания на рынке работодателей и работников и т. д.

Так корпоративная культура стала преобразовываться, изменяться, но при этом не теряя основного своего предназначения «достигать успеха силами большого коллектива».

Яркий пример развитой корпоративной культуры можно увидеть в компании «Tesla». Их слоган «Мы ВСЕ ВМЕСТЕ». Организационная культура этой компании объединяет сотрудников в команду, которая работает над улучшением бизнеса. В результате корпоративная культура позволяет извлечь максимальную выгоду из талантов и навыков сотрудников. Совместная работа, которая создает эффект синергии. Синергетическая командная работа способствует конкурентоспособности «Tesla» на рынке, также облегчает корпоративное управление и реализацию стратегии в рамках всей организации.

Среди множества вариантов классификаций корпоративной культуры наиболее популярной является классификация К. Камерона и Р. Куинна. Американские специалисты по менеджменту Ким Камерон и Роберт Куинн разделили корпоративную культуру на четыре класса:

  • Семейная или клановая. Основные принципы: уважение к людям, обеспечение психологического комфорта и создание положительной атмосферы. Такой подход чаще всего присущ малым и средним предприятиям в сфере обслуживания и торговли, но также встречается и среди крупных корпораций.
  • Иерархическая или бюрократическая. Существует четко установленный порядок действий, процедуры принятия решений и нормы общения, которые строго регламентированы. Этот подход к управлению распространен в государственных компаниях и отраслевых монополиях, например, в сырьевом секторе.
  • Адхократическая. В данной компании на первом месте стоит достижение результата, и важнее всего в этом процессе выступают творческие подходы и способность к инициативе работников. Организации, ориентированные на цифровые технологии и IT-стартапы, часто используют такие системы организации труда.
  • Рыночная. Компания стремится к достижению высоких результатов в сфере бизнеса, таких как расширение клиентской базы, увеличение доли на рынке и увеличение выпуска продукции. Такая модель наиболее распространена в крупных торговых и производственных компаниях.

Исследования показывают, что успешная корпоративная культура имеет положительное влияние на мотивацию и эффективность персонала.

Существует несколько приемов и стратегий, которые могут быть использованы для развития корпоративной культуры в организации.

Например,

  • определение ценностей и целей компании. Ценности представляют собой убеждения и принципы, которые компания признает и выделяет в качестве основополагающих. Цели, в свою очередь, определяют желаемые результаты и направление деятельности организации.
  • привлечение и поддержка лидеров. Лидеры компании играют ключевую роль в формировании и поддержании ценностей, норм и поведенческих стандартов.
  • обучение и развитие персонала. Способность сотрудников успешно адаптироваться к изменениям в компании, повышение профессиональных навыков развивается через обучение и развитие персонала:
  • создание инновационной среды в компании стимулирует рост и успех организации.
  • поддержка баланса работы и личной жизни сотрудников также играет важную роль в развитии корпоративной культуры и повышении удовлетворенности персонала, а как следствие, более эффективное исполнение своих профессиональных обязанностей.

Проведя анализ материалов по изучаемой проблеме, можно сделать вывод о том, что развитая корпоративная культура ведет к успеху даже самую маленькую организацию.

Список литературы

  1. Белозёрова Д.К. Корпоративная культура в организации и принципы ее формирования / Д.К. Белозерова // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. – 2021. – № 4. – С. 381-386.
  2. Большая Российская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/c/korporativnaia-kul-tura-25346d\ (дата обращения: 27.10.24).
  3. Мольтке фон Х.К.Б. История германо-французской войны. 1870-1871 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://www.litres.ru/static/or4/view/or.html?baseurl=/download_book_subscr/70957879/109342366/&art=70957879&user=1175211308&uilang=ru&catalit2&track_reading&subscription (дата обращения: 27.10.24).

Поделиться

211

Ушакова Е. В. Формирование корпоративной культуры персонала в организации // Современное общество и личность: проблемы взаимодействия, вызовы и перспективы развития : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 октября 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 94-96. URL: https://apni.ru/article/10343-formirovanie-korporativnoj-kultury-personala-v-organizacii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря