Главная
АИ #44 (226)
Статьи журнала АИ #44 (226)
Метод проектов как метод развития патриотических чувств у детей дошкольного возр...

Метод проектов как метод развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

патриотическое воспитание детей
метод проектов
знания и умения
опыт творческой деятельности
родной край
Родина

Аннотация статьи

В статье говорится о том, что одним из эффективных методов работы по патриотическому воспитанию является метод проектов, который позволяет реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребенка.

Текст статьи

Современная жизнь, современные требования к образованию требуют новых подходов к организации и обеспечению патриотического воспитания детей. Сегодня, процессы образования и развития осуществляются в процессе социального двустороннего обмена, все большее значение приобретает образование в сотрудничестве, когда все участники образовательного процесса задействованы в нем в одинаковой степени.

Чтобы достигнуть определенного результата в развитии патриотических чувств дошкольников, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственные сферы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием [1].

Сегодня, одним из таких методов является метод проектов.

Метод проектов возник в начале ХХ века в Америке и был разработан выдающимся американским философом и педагогом Джоном Дьюи сначала как метод проблем. Термин «метод проектов» первым ввел Уильям Херд Килпатрик (последователь Дж. Дьюи) в 1918 году. Тогда был провозглашен принцип «обучение через деятельность», «все из жизни, все для жизни».

В отечественной педагогике А. С. Макаренко можно считать основоположником теории и практики педагогического проектирования, так как именно он был убежденным сторонником проектирования в человеке всего лучшего, формирования сильной, богатой натуры.

Слово «проект» происходит от латинского слова «projects», что означает брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед, а в переводе с греческого языка данное слово обозначает путь исследования; оно имеет много значений, поэтому часто педагоги называют проектом самую разную деятельность. Однако, не все образовательные процессы, организованные в дошкольных организациях, являются проектами.

Определение понятий «проект» и «метод проектов» давалось разными педагогами и психологами. Например, «проект» определяется как:

  • спланированное образовательное мероприятие сообщества детей и взрослых в учебных целях;
  • метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной деятельности по достижению намеченных целей.

Понятие «метод проектов» имеет следующие определения:

  • способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели [4];
  • педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребёнок познаёт себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

Таким образом, мы определили, что суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации воспитателя.

Воспитатели должны стать партнерами по деятельности и диалогу, стимулировать и сопровождать исследовательский процесс, сотрудничая и обучаясь. При этом педагог берет на себя роль модератора, ведущего. Это означает, что начало, планирование и проведение проектов происходят совместно с детьми, но основная ответственность лежит на педагоге (он должен, в частности наблюдать за детьми, вовлекать их в деятельность, чтобы инициировать проект, организовывать рабочие группы, управлять образовательными процессами, привлекать родителей и других членов семьи, обеспечивать документирование и оценку проекта). Важно при этом, чтобы у педагога была развита культура диалога, способность выслушать и расспросить ребенка.

Задача воспитателя создать проблемную ситуацию, пробудить у ребенка потребность в решении проблемы. Создать условия для нахождения способов ее решения в зоне ближайшего развития ребенка и создание конечного продукта в содержательном и насыщенном взаимодействии с ребенком. Цель ребенка – найти ответы, создать конечный продукт, поставить новые вопросы.

После завершения детьми проекта, проект воспитателя продолжается анализом эффективности и недостатков, определяются пути совершенствования и реализация новой проблемы. В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Проекты являются идеальной возможностью для интенсивного вовлечения родителей и других членов семьи в актуальную образовательную деятельность. Метод проектов стимулирует сотрудничество с родителями и семьями воспитанников. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить, т. к. привлекая родителей к работе над проектом, создаются дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.

Значимыми условиями для успешного внедрения проектной деятельности являются:

  • развивающая среда;
  • уровень общения со сверстниками; способность к сотрудничеству;
  • профессионализм педагога; потребность родителей;
  • опора на собственный опыт ребенка.

Таким образом, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов [3, с. 8-12]. Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, с ее народом, бытом и традициями, у детей формируются и развиваются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.

Список литературы

  1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 64 с.
  2. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  3. Козакова И.C. Особенности патриотического воспитания дошкольников / И. С. Козакова // Обруч. – 2003. – № 6. – С. 8-12.
  4. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: методическое пособие / Н.А. Кочкина. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. – 72 с.
  5. Трофимова Г.Е. Проектная деятельность в воспитании у детей любви к родному городу / Г.Е. Трофимова // Управление ДОУ. – 2009. – № 1. – С. 83-85.

Поделиться

428

Благова О. Л., Абдурашитова Е. В. Метод проектов как метод развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2024. №44 (226). Ч.II.С. 56-58. URL: https://apni.ru/article/10345-metod-proektov-kak-metod-razvitiya-patrioticheskih-chuvstv-u-detej-doshkolnogo-vozrasta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января