Современная жизнь, современные требования к образованию требуют новых подходов к организации и обеспечению патриотического воспитания детей. Сегодня, процессы образования и развития осуществляются в процессе социального двустороннего обмена, все большее значение приобретает образование в сотрудничестве, когда все участники образовательного процесса задействованы в нем в одинаковой степени.
Чтобы достигнуть определенного результата в развитии патриотических чувств дошкольников, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственные сферы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием [1].
Сегодня, одним из таких методов является метод проектов.
Метод проектов возник в начале ХХ века в Америке и был разработан выдающимся американским философом и педагогом Джоном Дьюи сначала как метод проблем. Термин «метод проектов» первым ввел Уильям Херд Килпатрик (последователь Дж. Дьюи) в 1918 году. Тогда был провозглашен принцип «обучение через деятельность», «все из жизни, все для жизни».
В отечественной педагогике А. С. Макаренко можно считать основоположником теории и практики педагогического проектирования, так как именно он был убежденным сторонником проектирования в человеке всего лучшего, формирования сильной, богатой натуры.
Слово «проект» происходит от латинского слова «projects», что означает брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед, а в переводе с греческого языка данное слово обозначает путь исследования; оно имеет много значений, поэтому часто педагоги называют проектом самую разную деятельность. Однако, не все образовательные процессы, организованные в дошкольных организациях, являются проектами.
Определение понятий «проект» и «метод проектов» давалось разными педагогами и психологами. Например, «проект» определяется как:
- спланированное образовательное мероприятие сообщества детей и взрослых в учебных целях;
- метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной деятельности по достижению намеченных целей.
Понятие «метод проектов» имеет следующие определения:
- способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели [4];
- педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребёнок познаёт себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Таким образом, мы определили, что суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации воспитателя.
Воспитатели должны стать партнерами по деятельности и диалогу, стимулировать и сопровождать исследовательский процесс, сотрудничая и обучаясь. При этом педагог берет на себя роль модератора, ведущего. Это означает, что начало, планирование и проведение проектов происходят совместно с детьми, но основная ответственность лежит на педагоге (он должен, в частности наблюдать за детьми, вовлекать их в деятельность, чтобы инициировать проект, организовывать рабочие группы, управлять образовательными процессами, привлекать родителей и других членов семьи, обеспечивать документирование и оценку проекта). Важно при этом, чтобы у педагога была развита культура диалога, способность выслушать и расспросить ребенка.
Задача воспитателя создать проблемную ситуацию, пробудить у ребенка потребность в решении проблемы. Создать условия для нахождения способов ее решения в зоне ближайшего развития ребенка и создание конечного продукта в содержательном и насыщенном взаимодействии с ребенком. Цель ребенка – найти ответы, создать конечный продукт, поставить новые вопросы.
После завершения детьми проекта, проект воспитателя продолжается анализом эффективности и недостатков, определяются пути совершенствования и реализация новой проблемы. В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Проекты являются идеальной возможностью для интенсивного вовлечения родителей и других членов семьи в актуальную образовательную деятельность. Метод проектов стимулирует сотрудничество с родителями и семьями воспитанников. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить, т. к. привлекая родителей к работе над проектом, создаются дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.
Значимыми условиями для успешного внедрения проектной деятельности являются:
- развивающая среда;
- уровень общения со сверстниками; способность к сотрудничеству;
- профессионализм педагога; потребность родителей;
- опора на собственный опыт ребенка.
Таким образом, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов [3, с. 8-12]. Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, с ее народом, бытом и традициями, у детей формируются и развиваются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.