Главная
АИ #44 (226)
Статьи журнала АИ #44 (226)
Биоэнергопластика как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного в...

Биоэнергопластика как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

биоэнергопластика
этапы работы
результаты применения
правила биоэнергопластики

Аннотация статьи

В статье рассматривается биоэнергопластика как одно из современных направлений коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Текст статьи

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. Это является необходимым условием полноценного развития личности. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией [4, с. 51].

В исследованиях ученых Института физиологии детей отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью форсированности мелкой моторики руки.

Исследования отечественных физиологов (В. М. Бехтерева, М. М. Кольцовой, А. А. Леонтьева и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, в головном мозге человека расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, затрудняющийся с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык [3, с. 64].

Учителя-логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции.

Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка и губ становятся точными, сильными, уверенными. Ребенок с помощью артикуляционных упражнений учится дифференцировать движения речевых органов, участвующих в процессе образования звуков, длительно удерживать артикуляционную позу.

Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому мы обратились к необычному методу выполнения артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергoпластики.

Ястребова А. В. и Лазаренко О. И., ведущие специалисты в области логопедии и дефектологии, отмечают, что совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику [2, с. 30].

Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, повышать мотивационную готовность, поддерживает положительный эмоциональный настрой воспитанника и педагога на протяжении всего занятия.

Биоэнергoпластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения рук имитируют движения речевого аппарата.

Комплекс упражнений с использованием биoэнергoпластики способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, влияет на точность в усвоении артикуляционных укладов.

Результаты применения биоэнергопластики:

  • развитие артикуляционной, мелкой моторики, памяти, внимания, мышления, чувства ритма, ориентировки в пространстве;
  • значительное облегчение постановки и введения звуков в речь;
  • обеспечение успешности ребенка;
  • развитие кистей и пальцев рук, обеспечение их подвижности и гибкости, что облегчает овладение навыком письма;
  • выстраивание преемственности в работе всех заинтересованных участников образовательного пространства в коррекции речи детей;
  • благотворное воздействие на психику ребенка, на состояние его физического и психического здоровья.

Использование биоэнергопластики существенно ускоряет коррекцию неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, поскольку работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче думать при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. Вот почему следует помнить, что для обучения ребенка необходимо движение [5, с. 39].

Правила биоэнергопластики:

  • Выполнять упражнения 3–4 раза в день по 3–5 минут;
  • Каждое упражнение выполняется по 4–7 раз;
  • Упражнения выполняются сидя;
  • Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого.

На начальном этапе ребенок знакомится с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка (всем знакомая артикуляционная гимнастика). Их делают, сидя перед зеркалом, взрослый сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Ребенок запоминает их, но сам пока не выполняет.

На следующем этапе выполняются артикуляционные упражнения с подключением рук ребенка. Взрослый вместе с ребенком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Ребёнок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Необходимо следить за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью можно применять счет, музыку, стихотворения. При этом двумя руками взрослый продолжает давать четкий образец движения [1, с. 29].

Примерные упражнения по биоэнергопластике:

  1. Бегемотик. Цель: удерживать открытым рот в течение нескольких секунд. Открыть рот, удерживать в таком положении от 1 до 10. Затем закрыть рот, удерживаем под счет от 1 до 5. Повторить это упражнение 4–5 раз.
  2. Лягушка. Цель: выработать умение удерживать губы в улыбке в течение нескольких секунд. Улыбнуться, зубы не обнажать, удерживаем губы в таком положении под счет от 1 до 10. Повторить 4–5 раз.
  3. Хоботок. Цель: выработать умение вытягивать губы вперед и удерживать в таком положении несколько секунд.
  4. Парус. Цель: удерживать кончик языка за верхними зубами.
  5. Пятачок. Цель: выполнять точные движения губами под счет, тренировать мышцы губ. Вытянуть сомкнутые губы хоботком, на счет раз повернуть хоботок влево, на счет два поднять вверх, на счет 3 – вправо, на счет 4 – вниз. Затем вернуться в исходное положение. Закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5.

Последний этап – заключительный, когда ребенок полностью освоит упражнения, можно рассказать сказку, стихотворение. На данном этапе ребенок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.

Биоэнергoпластика – это новый, интересный, эффективный и перспективный метод коррекционной логопедической работы, который помогает повысить мотивационную готовность, длительно удерживать интерес детей к выполнению артикуляционной гимнастики, увеличить работоспособность.

Список литературы

  1. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
  2. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. № 4.
  3. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
  5. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – М.: ЗАО Центрполиграф,2005.

Поделиться

46

Евдокимова И. В., Мишурова Г. В., Погореленко А. П. Биоэнергопластика как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2024. №44 (226). URL: https://apni.ru/article/10351-bioenergoplastika-kak-sredstvo-korrekcii-rechevyh-narushenij-u-detej-doshkolnogo-vozrasta

Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября