Существует пять основных механизмов реализации государственной молодежной политики в РФ:
- Механизм введения базы ценностных ориентиров для российской молодежи. Предполагает институционализацию основных базовых ценностей, в рамках национальных целей, идей и стратегий государственного развития. Механизм реализуется путем нормативно-правового закрепления созданной системы ценностей.
- Механизм нормативно-правового регулирования различных сфер жизнедеятельности нашего общества, функционирования и взаимодействия между собой различных институтов социализации, процессов образования и воспитания, систем государственного управления, контроля, профилактики и коррекции социальных отклонений.
- Механизм создания и совершенствования организационных форм и моделей по реализации государственной молодежной политики.
- Механизм осуществления целевых программ и проектов, направленных на социализацию, воспитание и формирование систем ценностных ориентаций современной российской молодежи.
- Механизм информационного воздействия, пропаганды систем ценностных ориентаций посредством использования СМИ [2, c. 280].
Анализируя нормативно-правовую базу, инструменты, инфраструктуру молодежной политики, можно выделить ряд следующих проблем:
Согласно п. 1, 2 статьи 13 Конституции РФ ни одна идеология не может стать государственной идеологией [1]. Это стало в определенной степени барьером для создания единой системы ценностей реализации государственной молодежной политики и ее популяризации среди целевой аудитории.
Оценка эффективности реализации молодежной политики в РФ демонстрирует отсутствие системного подхода. К сожалению, очень часто меры в отношении молодых людей, принятые государством и остальными субъектами молодежной политики, не получают применения в практике и остаются на бумаге.
В нормативно-правовых актах государственная молодежная политика занимает одно из приоритетных направлений, однако в реальности таковым не является. Более того, финансирование данной сферы производится по остаточному принципу. При реализации мер на передний план встает выполнение формальных требований органов власти и скорость исполнения, концепция, цель, и основной смысл проводимых мер уходит на второй план. Зачастую, методы реализации государственной молодежной политики носят экспериментальный характер, причем на низком уровне.
Основной проблемой реализации отечественной молодежной политики является низкий уровень фундаментального научного исследования и обоснованности. Более того, отсутствует единая система методических разработок, рекомендаций и мер для субъектов федерации с учетом региональных особенностей, что не маловажно, это исключает возможность проведения единой политики на территории всей страны [2, c. 189].
Острой проблемой выступает кадровый вопрос. Большинство работников в сфере молодежной политики не имеют профильного образования, несмотря на наличие в ВУЗах специализированных факультетов и направлений подготовки, курсов переподготовки и повышения квалификации.
Помимо этого, существует также ряд прикладных проблем, с которыми сталкивается молодежь в процессе интеграции в общество. Ввиду того, что функциональное место молодежи в структуре и деятельности российского социума пока точно не определено, молодежь вынуждена самостоятельно искать пути применения своих навыков и талантов, что зачастую вызывает затруднения. Впоследствии это влечет за собой безработицу в молодежной среде, культурно нравственный, духовный кризис, а также рост террористических и экстремистских настроений.
Из этого вытекает следующая серьезная проблема: внимание молодежной политики направлено на определенные группы молодежи, а не на всю молодежь в целом. Большинство программ направлены на молодых людей с определенными проблемами или отклонениями от нормы (низкое социально-экономическое положение; девиантное поведение; дети, оставшиеся без попечения родителей и т. д.) [3, c. 16].
Сегодня молодежь воспринимается старшим поколением как социальная группа, которая находится в маргинальном положении, как пассивный и аморфный слой общества, не готовый принимать решения и брать ответственность за свои поступки. Отсюда вытекает особый формат патерналистского отношения к молодым людям со стороны старших, а также менторского – со стороны власти.
Государственные органы, реализующие государственную молодежную политику, в большинстве своем опираются на собственное представление о молодежи, которое часто бывает ошибочным.
Вследствие этого нормативно-правовая база составляется не в интересах молодых людей, а реализация государственных программ не вызывает у молодежи доверия и желания присоединиться к ним, к тому же, многое из того, что делается в данной сфере, исполняется формально [5, c. 282].
Для решения изложенных выше проблем необходимо комплексно подходить к реализации существующей модели государственной молодежной политики и предпринимать конкретные меры, направленные на ее совершенствование.
Во-первых, необходимо совершенствовать Федеральный закон «О молодежной политике в РФ», поскольку на сегодняшний день в нем отсутствует система государственного управления и системы финансирования молодежной политики, как отдельного направления государственной политики.
Необходимо активизировать дальнейшее развитие системы государственного управления молодежной политикой, при котором важно учитывать межведомственный характер мероприятий, устанавливать четкий регламент действий, выстраивать коммуникации между различными органами власти, политическими, общественными и другими организациями по работе с молодежью. При этом можно ориентироваться на опыт развитых стран, где для проведения молодежных мероприятий с успехом привлекаются частные инвестиции и другие источники внебюджетного финансирования.