Главная
АИ #44 (226)
Статьи журнала АИ #44 (226)
Взаимосвязь социальной тревожности и успеха обучения первокурсников в высшем уче...

Взаимосвязь социальной тревожности и успеха обучения первокурсников в высшем учебном заведении

Научный руководитель

Шарапов Вячеслав Викторович

Рубрика

Психология

Ключевые слова

социальная тревожность
успех обучения
взаимосвязь
студенты первых курсов

Аннотация статьи

В статье рассматривается проблема социальной тревожности у студентов первого курса высшего учебного заведения. Исследуется взаимосвязь между социальной тревожностью и успехами в обучении студентов первокурсников. Результаты исследования выявили важность работы с социальной тревожностью у первокурсников для повышения успешности обучения.

Текст статьи

В современных условиях задача успешной адаптации студентов к образовательному процессу в высших учебных заведениях по-прежнему имеет высокую значимость. Переход от школьной среды заставляет первокурсников столкнуться с новыми условиями, незнакомыми людьми, учебными нагрузками, имеющими другую структуру, а также с новыми требованиями и ожиданиями. Новый этап жизни студента наполнен изменениями и вызовами, которые могут вызывать как положительные, возможно захватывающие, так и пугающие переживания. Первый год обучения в высшем учебном заведении для многих студентов является одним из наиболее критичных периодов.

Как следствие такие резкие изменения в жизни молодых людей могут вызывать у них тревогу. Оказавшись перед лицом неизвестности, неуверенности и стресса, у студентов может формироваться тревожность [3, с. 7]. Следовательно, одним из основных факторов, влияющих на успешность обучения, является психологическое состояние студентов, в частности, социальная тревожность.

В нашем исследовании предполагается выяснить, как связана социальная тревожность с успехом обучения первокурсников в высших учебных заведениях. Результаты исследования позволят разработать эффективные стратегии для поддержки студентов в процессе адаптации к новой образовательной среде.

Под термином социальной тревожности принято понимать тревожность, триггером которой выступают разного рода ситуации социального взаимодействия. Это понятие довольно широкое и включает в себя целый ряд явлений – от наиболее мягкой формы застенчивости до такого серьезного расстройства как социальная фобия [4, с. 80].

Следует отметить, что социальная тревожность является серьёзным препятствием для успешной адаптации студентов-первокурсников к университетской жизни, которое значительно влияет на их академическую успеваемость и общее благополучие [5, с. 23]. Исследования подтверждают, что студенты, имеющие социальную тревожность, испытывают существенные трудности в построении социальных связей, что безусловно является ключевым аспектом студенческой жизни. Затруднения могут проявляться в самых разных формах: от неспособности начать непринужденную беседу с одногруппниками до боязни задать вопросы преподавателям несмотря на то, что материал непонятен. Всё перечисленное вызывает замкнутость, которая в свою очередь приводит к ощущению изоляции, повышает уровень стресса и, как следствие, негативно сказывается на концентрации внимания и способности к усвоению информации [8, c. 15]. Более того, социальная тревожность может проявляться не только в пассивном избегании общения, но и в проявлении избыточной тревожности в социальных ситуациях [2, с. 20]. Например, студент может испытывать сильное волнение перед выступлениями на семинарах, даже если он хорошо подготовился. Тревога может быть настолько сильной, что препятствует адекватной демонстрации знаний и приводит к снижению оценок.

Даже простые действия, такие как участие в групповых проектах или посещение учебных мероприятий, могут превращаться в настоящее испытание, вызывая чувство паники и дискомфорта. Негативное влияние социальной тревожности на успеваемость проявляется не только в плохих оценках, но и в снижении мотивации к учёбе. Студент, чувствующий себя изолированным и неуверенным в себе, неуклонно теряет интерес к занятиям, может пропускать лекции и семинары, что впоследствии приводит к образованию пробелов в знаниях и ещё больше усугубляет его положение [1, с. 3].

Для измерения выраженности социальной тревоги использовался опросник социальной тревоги и социофобии О. А. Сагалаковой и Д. В. Труевцева [7].

В исследовании приняли участие 60 студентов первого курса гуманитарного направления Самарского Государственного Социально-педагогического университета. Дополнительно были проанализированы академические показатели студентов за первый семестр обучения.

Таблица 1

№пп

Степень проявления

Результаты

1.

Не выражено (0–15)

7

2.

Промежуточная зона (16–29)

8

3.

Умеренно повышенная (30–39)

10

4.

Повышенная (40–49)

14

5.

Высокая (50–59)

8

6.

Клиническая социофобия (60–69)

4

7.

Клиническая социофобия в декомпенсации

(70–89)

2

image.png

Рис. 1. Уровень социальной тревожности

image.png

Рис. 2. Уровень социальной тревоги и социофобии

Результаты исследования показали (рис. 1), что 87% первокурсников испытывали определенный уровень социальной тревожности (53% высокий уровень тревожности и 34% средний уровень тревожности). Только 13% опрошенных имели низкую социальную тревожность.

Исследование показало, что лишь 4% (рис. 2) из числа опрошенных студентов не имеют выраженную социальную тревожность. Данные студенты имели отличные результаты за первый семестр обучения, активно принимали участие в социальной жизни университета. В промежуточной зоне оказались 15% опрошенных студентов, которые балансируют между социальной смелостью во многих ситуациях оценивания и эпизодическими проявлениями социальной тревожности. В ходе беседы стало очевидно, что студенты из данной группы имеют хорошие академические показатели. Проявление тревожности для них является скорее катализатором для достижения успеха и предотвращения негативных сценариев.

Умеренно повышенную социальную тревогу имеют 8% опрошенных. Однако, стрессовые ситуации влияют на её выраженность.

Повышенную социальную тревожность имеет большая часть студентов 26%. Они чувствительны, боятся критики, кроме того, могут возникать трудности в социальной адаптации. Несмотря на это, они стараются решать свои проблемы и не избегают сложных ситуаций.

Студенты с высокой социальной тревожностью 15%, имеют сложности в установлении контактов с окружающими, повышенный уровень стресса, трудности с концентрацией, однако у них сохраняется желание проявить себя, также социально самореализоваться в разных сферах жизни.

В клиническую социофобию входит 8% студентов. В ситуациях само-предъявления различного рода у них возникают страхи, связанные с оцениванием, что сопровождается выраженным эмоциональным и физическим напряжением. Такие студенты склонны к избеганию, самоизоляции или впадению в зависимые состояния, а также у них наблюдается страх проявления инициативы как в отдельных, так и в различных социальных ситуациях. Социальные ситуации, которые сопровождаются экспертной оценкой, являются для них стрессовыми. Участие в них ощущается для таких студентов чем-то непреодолимым и несет субъективную угрозу социальному статусу личности в виде возможного отвержения, публичного осмеяния и критики. В редких случаях у таких студентов может сохраняться мотив достижения успеха.

Клиническую социофобию в декомпенсации имею 4% опрошенных, это студенты в зоне риска, возможно имеют депрессию. Обучение для них становится невыносимой ношей из-за проблем с коммуникацией, страхов непринятия, низкой самооценки. Тревога становится паталогической, человек не видит выхода из сложившейся ситуации. Неудачи в обучении воспринимаются болезненно из-за чего у таких студентов чаще всего опускаются руки.

Согласно результатам опроса, большинство респондентов учатся на отлично и хорошо. 15 чел. (25%) – это студенты, у которых преобладают оценки «отлично» из них 6 студентов, не имеют выраженной социальной тревожности, 4 имеют промежуточный уровень, 3 умеренно повышенную и 2 повышенную социальную тревожность.

Оценки «отлично» и «хорошо» – у 29 чел. (48%), из которых 1 студент не имеет социальной тревожности, 3 имеют промежуточный уровень, 4 умеренно повышенную, 9 повышенную, 4 высокую и один студент с клинической социофобией.

«Хорошо» и «удовлетворительно» преобладают у 13 чел. (22%) опрошенных, из них двое студентов с клинической социофобией, 4 студента с высокой, 3 с повышенной, 3 с умеренно повышенной и 1 студент из промежуточной зоны.

Удовлетворительные результаты аттестации – у 3 чел. (5%) респондентов, включающий двоих студентов из зоны риска и одного с клинической социофобией.

Студенты, у которых отмечались повышенный уровень тревожности и признаки социофобии чаще уходили в себя, избегали общения с однокурсниками, испытывали сложности при выполнении докладов и при подготовке к публичным выступлениям. Кроме того, было выявлено, что студенты с выраженной социальной тревожностью имели более низкие баллы по академическим предметам.

Анализ результатов исследования показал, что существует обратная связь между уровнем социальной тревожности и успехом обучения первокурсников. Студенты с высоким уровнем социальной тревожности демонстрируют более низкий средний балл за сессию и чаще испытывают трудности в учебном процессе. Однако, стоит отметить, что данная связь не является прямой, а скорее опосредованной различными факторами, такими как мотивация, самооценка, темперамент и уровень поддержки со стороны преподавателей и родителей. Исследование показало, что умеренная тревожность может иметь положительное воздействие на студента, она помогает эффективнее справляться с трудностями, стимулирует на своевременное выполнение заданий или подготовку к экзаменам.

Таким образом, результаты исследования подтверждают важность работы с социальной тревожностью у первокурсников для повышения успешности обучения. Для улучшения адаптации студентов в высших учебных заведениях необходимо разработать программы поддержки, включающие психологические тренинги, консультации специалистов и мероприятия, направленные на повышение уверенности и самоэффективности у студентов с высоким уровнем социальной тревожности.

Список литературы

  1. Баринов Д.Н. Социальные тревоги как феномен общественной жизни (Социально-философский анализ). М.: Московский государственный технологический университет «Станкин», 2011. – 348 с.
  2. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 4.
  3. Икрин Г.В. Особенности учебной деятельности и профессиональное развитие личности студента. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Пермь, 1998.
  4. Никитина И.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность: содержание понятия и основные направления изучения. Часть 1 // Социальная и клиническая психиатрия. 2010. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-trevozhnost-soderzhanie-ponyatiya-i-osnovnye-napravleniya-izucheniya-chast-1 (дата обращения: 27.04.2024).
  5. «Психологические факторы успешной учебы студентов вуза» / С.Д. Смирнов // Вестник МГУ. Сер. 20 Педагогическое образование – 2004 – № 1 – С. 10-34.
  6. Сагалакова О.А. Социальные страхи и социофобии: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. 102 с.
  7. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Опросник социальной тревоги и социофобии [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – № 4 (15). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 15.04.2024).
  8. Ястребов Д.Б. Социальная фобия и сенситивные идеи отношения (клиника и терапия): Автореф. дисс. канд. мед. наук. М., 2005.

Поделиться

264

Зайцева Н. С. Взаимосвязь социальной тревожности и успеха обучения первокурсников в высшем учебном заведении // Актуальные исследования. 2024. №44 (226). Ч.II.С. 85-89. URL: https://apni.ru/article/10354-vzaimosvyaz-socialnoj-trevozhnosti-i-uspeha-obucheniya-pervokursnikov-v-vysshem-uchebnom-zavedenii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря