В современных условиях задача успешной адаптации студентов к образовательному процессу в высших учебных заведениях по-прежнему имеет высокую значимость. Переход от школьной среды заставляет первокурсников столкнуться с новыми условиями, незнакомыми людьми, учебными нагрузками, имеющими другую структуру, а также с новыми требованиями и ожиданиями. Новый этап жизни студента наполнен изменениями и вызовами, которые могут вызывать как положительные, возможно захватывающие, так и пугающие переживания. Первый год обучения в высшем учебном заведении для многих студентов является одним из наиболее критичных периодов.
Как следствие такие резкие изменения в жизни молодых людей могут вызывать у них тревогу. Оказавшись перед лицом неизвестности, неуверенности и стресса, у студентов может формироваться тревожность [3, с. 7]. Следовательно, одним из основных факторов, влияющих на успешность обучения, является психологическое состояние студентов, в частности, социальная тревожность.
В нашем исследовании предполагается выяснить, как связана социальная тревожность с успехом обучения первокурсников в высших учебных заведениях. Результаты исследования позволят разработать эффективные стратегии для поддержки студентов в процессе адаптации к новой образовательной среде.
Под термином социальной тревожности принято понимать тревожность, триггером которой выступают разного рода ситуации социального взаимодействия. Это понятие довольно широкое и включает в себя целый ряд явлений – от наиболее мягкой формы застенчивости до такого серьезного расстройства как социальная фобия [4, с. 80].
Следует отметить, что социальная тревожность является серьёзным препятствием для успешной адаптации студентов-первокурсников к университетской жизни, которое значительно влияет на их академическую успеваемость и общее благополучие [5, с. 23]. Исследования подтверждают, что студенты, имеющие социальную тревожность, испытывают существенные трудности в построении социальных связей, что безусловно является ключевым аспектом студенческой жизни. Затруднения могут проявляться в самых разных формах: от неспособности начать непринужденную беседу с одногруппниками до боязни задать вопросы преподавателям несмотря на то, что материал непонятен. Всё перечисленное вызывает замкнутость, которая в свою очередь приводит к ощущению изоляции, повышает уровень стресса и, как следствие, негативно сказывается на концентрации внимания и способности к усвоению информации [8, c. 15]. Более того, социальная тревожность может проявляться не только в пассивном избегании общения, но и в проявлении избыточной тревожности в социальных ситуациях [2, с. 20]. Например, студент может испытывать сильное волнение перед выступлениями на семинарах, даже если он хорошо подготовился. Тревога может быть настолько сильной, что препятствует адекватной демонстрации знаний и приводит к снижению оценок.
Даже простые действия, такие как участие в групповых проектах или посещение учебных мероприятий, могут превращаться в настоящее испытание, вызывая чувство паники и дискомфорта. Негативное влияние социальной тревожности на успеваемость проявляется не только в плохих оценках, но и в снижении мотивации к учёбе. Студент, чувствующий себя изолированным и неуверенным в себе, неуклонно теряет интерес к занятиям, может пропускать лекции и семинары, что впоследствии приводит к образованию пробелов в знаниях и ещё больше усугубляет его положение [1, с. 3].
Для измерения выраженности социальной тревоги использовался опросник социальной тревоги и социофобии О. А. Сагалаковой и Д. В. Труевцева [7].
В исследовании приняли участие 60 студентов первого курса гуманитарного направления Самарского Государственного Социально-педагогического университета. Дополнительно были проанализированы академические показатели студентов за первый семестр обучения.
Таблица 1
№пп | Степень проявления | Результаты |
1. | Не выражено (0–15) | 7 |
2. | Промежуточная зона (16–29) | 8 |
3. | Умеренно повышенная (30–39) | 10 |
4. | Повышенная (40–49) | 14 |
5. | Высокая (50–59) | 8 |
6. | Клиническая социофобия (60–69) | 4 |
7. | Клиническая социофобия в декомпенсации (70–89) | 2 |
Рис. 1. Уровень социальной тревожности
Рис. 2. Уровень социальной тревоги и социофобии
Результаты исследования показали (рис. 1), что 87% первокурсников испытывали определенный уровень социальной тревожности (53% высокий уровень тревожности и 34% средний уровень тревожности). Только 13% опрошенных имели низкую социальную тревожность.
Исследование показало, что лишь 4% (рис. 2) из числа опрошенных студентов не имеют выраженную социальную тревожность. Данные студенты имели отличные результаты за первый семестр обучения, активно принимали участие в социальной жизни университета. В промежуточной зоне оказались 15% опрошенных студентов, которые балансируют между социальной смелостью во многих ситуациях оценивания и эпизодическими проявлениями социальной тревожности. В ходе беседы стало очевидно, что студенты из данной группы имеют хорошие академические показатели. Проявление тревожности для них является скорее катализатором для достижения успеха и предотвращения негативных сценариев.
Умеренно повышенную социальную тревогу имеют 8% опрошенных. Однако, стрессовые ситуации влияют на её выраженность.
Повышенную социальную тревожность имеет большая часть студентов 26%. Они чувствительны, боятся критики, кроме того, могут возникать трудности в социальной адаптации. Несмотря на это, они стараются решать свои проблемы и не избегают сложных ситуаций.
Студенты с высокой социальной тревожностью 15%, имеют сложности в установлении контактов с окружающими, повышенный уровень стресса, трудности с концентрацией, однако у них сохраняется желание проявить себя, также социально самореализоваться в разных сферах жизни.
В клиническую социофобию входит 8% студентов. В ситуациях само-предъявления различного рода у них возникают страхи, связанные с оцениванием, что сопровождается выраженным эмоциональным и физическим напряжением. Такие студенты склонны к избеганию, самоизоляции или впадению в зависимые состояния, а также у них наблюдается страх проявления инициативы как в отдельных, так и в различных социальных ситуациях. Социальные ситуации, которые сопровождаются экспертной оценкой, являются для них стрессовыми. Участие в них ощущается для таких студентов чем-то непреодолимым и несет субъективную угрозу социальному статусу личности в виде возможного отвержения, публичного осмеяния и критики. В редких случаях у таких студентов может сохраняться мотив достижения успеха.
Клиническую социофобию в декомпенсации имею 4% опрошенных, это студенты в зоне риска, возможно имеют депрессию. Обучение для них становится невыносимой ношей из-за проблем с коммуникацией, страхов непринятия, низкой самооценки. Тревога становится паталогической, человек не видит выхода из сложившейся ситуации. Неудачи в обучении воспринимаются болезненно из-за чего у таких студентов чаще всего опускаются руки.
Согласно результатам опроса, большинство респондентов учатся на отлично и хорошо. 15 чел. (25%) – это студенты, у которых преобладают оценки «отлично» из них 6 студентов, не имеют выраженной социальной тревожности, 4 имеют промежуточный уровень, 3 умеренно повышенную и 2 повышенную социальную тревожность.
Оценки «отлично» и «хорошо» – у 29 чел. (48%), из которых 1 студент не имеет социальной тревожности, 3 имеют промежуточный уровень, 4 умеренно повышенную, 9 повышенную, 4 высокую и один студент с клинической социофобией.
«Хорошо» и «удовлетворительно» преобладают у 13 чел. (22%) опрошенных, из них двое студентов с клинической социофобией, 4 студента с высокой, 3 с повышенной, 3 с умеренно повышенной и 1 студент из промежуточной зоны.
Удовлетворительные результаты аттестации – у 3 чел. (5%) респондентов, включающий двоих студентов из зоны риска и одного с клинической социофобией.
Студенты, у которых отмечались повышенный уровень тревожности и признаки социофобии чаще уходили в себя, избегали общения с однокурсниками, испытывали сложности при выполнении докладов и при подготовке к публичным выступлениям. Кроме того, было выявлено, что студенты с выраженной социальной тревожностью имели более низкие баллы по академическим предметам.
Анализ результатов исследования показал, что существует обратная связь между уровнем социальной тревожности и успехом обучения первокурсников. Студенты с высоким уровнем социальной тревожности демонстрируют более низкий средний балл за сессию и чаще испытывают трудности в учебном процессе. Однако, стоит отметить, что данная связь не является прямой, а скорее опосредованной различными факторами, такими как мотивация, самооценка, темперамент и уровень поддержки со стороны преподавателей и родителей. Исследование показало, что умеренная тревожность может иметь положительное воздействие на студента, она помогает эффективнее справляться с трудностями, стимулирует на своевременное выполнение заданий или подготовку к экзаменам.
Таким образом, результаты исследования подтверждают важность работы с социальной тревожностью у первокурсников для повышения успешности обучения. Для улучшения адаптации студентов в высших учебных заведениях необходимо разработать программы поддержки, включающие психологические тренинги, консультации специалистов и мероприятия, направленные на повышение уверенности и самоэффективности у студентов с высоким уровнем социальной тревожности.