Евразийский экономический союз функционирует с 2015 года как новый вектор развития Таможенного союза России, Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии. До 2015 года основной задачей функционирования Таможенного союза было обеспечение беспошлинного перемещения товаров между Россией, Белоруссией и Казахстаном, что позволило в достаточной степени развить импортозамещение в данных странах и минимизировать зависимость от политических и торговых отношений с третьими странами. По мере того как Таможенный союз развивался, его участницы развивали не только таможенную политику, но и участвовали в производственных кооперациях, что нашло свое отражение в современных отношениях стран ЕАЭС друг с другом.
Основным правовым документом, который закрепляет функционирование ЕАЭС, является Договор от 29.05.2014 «О Евразийском экономическом союзе». В соответствии со ст. 92 данного правового документа при осуществлении производственной кооперации страны ЕАЭС должны соблюдать следующие основные принципы:
- осуществлять совместные проекты, в том числе консультационные, по вопросам производственного развития (данный принцип позволяет странам ЕАЭС обмениваться опытом в вопросах производства и реализации отдельных категорий товаров, а также вырабатывать совместные инструменты по развитию национального производства товаров и оказания услуг);
- разрабатывать приоритетные сферы экономической деятельности, в которых требуется обеспечение производственной кооперации (данный принцип позволяет странам ЕАЭС применять производственную кооперацию в наиболее приоритетных сферах национальной экономики, которые требуют развития в текущий момент времени);
- осуществлять развитие технологического потенциала ЕАЭС, в том числе путем создания производственных коопераций (данный принцип позволяет странам ЕАЭС применять высокие технологии как отечественного, так и иностранного происхождения, модернизировать их исходя из своих производственных потребностей) и т. д. [1].
Следовательно, сам факт функционирования ЕАЭС свидетельствует о том, что производственная кооперация является одним из инструментов укрепления политических и экономических отношений внутри ЕАЭС. Важно отметить, что каждая страна ЕАЭС обладает своими производственными, сырьевыми, кадровыми, технологическими и информационными ресурсами, которые могут быть использованы как для развития национального производства товаров, так и для развития производства товаров на всем пространстве ЕАЭС. Производственная кооперация внутри стран ЕАЭС позволяет укрепить их производственную мощь и нивелировать зависимость стран ЕАЭС от третьих стран, то есть, развить систему импортозамещения и обеспечить высокий уровень производственного потенциала в ЕАЭС.
Помимо Договора «О Евразийском экономическом союзе» в ЕАЭС действует Решение Евразийского межправительственного совета от 08.09.2015 № 9 «Об основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза». В рамках данного правового документа определены направления промышленного развития каждой страны ЕАЭС, а также – всего ЕАЭС.
Это связано с тем, что промышленное (производственное) развитие требует большого вложения денежных средств из бюджета стран ЕАЭС и подвержено большому количеству различных факторов, которые не всегда можно спрогнозировать. Однако, отмечается, что производственная кооперация между странами ЕАЭС является так называемым ускорителем промышленного развития ЕАЭС и его отдельных стран.
У стран ЕАЭС на сегодняшний день наблюдаются разные промышленные (производственные) приоритеты, за исключением информационных технологий и несырьевого, неэнергетического экспорта, поскольку страны ЕАЭС отличаются друг от друга:
- географическим положением;
- сырьевыми ресурсами;
- уровнем экономического развития;
- уровнем социального развития;
- кадровым и производственным потенциалом;
- научно-конструкторским потенциалом и т. д.
Следовательно, значение производственной кооперации для ЕАЭС заключается в унифицировании отдельных промышленных приоритетов стран ЕАЭС, определении общего вектора промышленного развития, объединении промышленных, кадровых и сырьевых ресурсов. При этом, стоит отметить, что на сегодняшний день страны ЕАЭС участвуют в производственных кооперациях в рамках двух стран ЕАЭС, то есть, на сегодняшний день в открытых источниках отсутствует информация о том, что все пять стран ЕАЭС одновременно принимают участие в какой-либо производственной кооперации [2, с. 67-77].
В качестве примера производственных коопераций внутри ЕАЭС можно привести следующие производственные кооперации:
- АО «Апатит» и ОАО «БЕЛАЗ» (сотрудничество России и Беларуси в области горнодобывающей промышленности);
- «Abdullahogullari Petrol» и ОсОО «Кеминский НПЗ» (сотрудничество Армении и Киргизии в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли);
- АО «Рахат» и СОАО «КОММУНАРКА» (сотрудничество Казахстана и Беларуси в области производства шоколадных конфет и кондитерских изделий) и т. д.
Стоит отметить, что, несмотря на все преимущества от производственной кооперации между странами ЕАЭС в ней есть некоторые недостатки, которые следует учитывать при оценке ее эффективности. Первым недостатком является то, что политические и торговые отношения между третьими странами и странами ЕАЭС находятся на разном уровне развития. Например, для России недружественными странами являются США, страны ЕС, Япония, Австралия, Южная Корея и т. д., при этом данные страны являются нейтральными или дружественными для других стран-участниц ЕАЭС. В случае, если между российскими компаниями и компаниями ЕАЭС осуществляется производственная кооперация, особенно с государственной поддержкой, это может приводить к дополнительному политическому давлению со стороны западных стран на российских партнеров [3, с. 238-243].
Например, в середине 2022 года США хотели ввести в отношении Казахстана ряд политических и торговых санкций именно из-за того, что казахстанские производители товаров взаимодействовали с некоторыми российскими компаниями. И по данным некоторых информационных агентств, Казахстан принял решение не осуществлять с российскими компаниями новые производственные кооперации до тех пор, пока между Россией и Украиной не будет завершен военный конфликт [4, с. 75-84].
Еще одним недостатком производственной кооперации внутри ЕАЭС является риск наступления разногласий между сторонами производственной кооперации, который связан с защитой национальных интересов стран ЕАЭС. В качестве примера можно привести конфликт России и Беларуси, который начался в 2012 году и продолжается по сей день. Суть конфликта заключается в том, что Россия в рамках производственной кооперации в нефтегазовой отрасли отгружала белорусскому НПЗ нефтяные полуфабрикаты для их дельнейшей переработки и реализации на территории Беларуси и приграничных с Россией территориях, с большим дисконтом. Однако белорусская сторона использовала готовые нефтепродукты для дальнейшей перепродажи странам ЕС по среднебиржевым ценам [3, с. 238-243]. В результате чего Россия недополучала денежные средства от участия в производственной кооперации и была вынуждена ввести индикативные балансы, которые определяют максимальный объем нефтяных полуфабрикатов, экспортируемых в Республику Беларусь российскими нефтеперерабатывающими предприятиями.
В таблице отражены преимущества и недостатки производственной кооперации для ЕАЭС.
Таблица
Преимущества и недостатки производственной кооперации для ЕАЭС
Преимущества | Недостатки |
|
|
Таким образом, производственная кооперация внутри ЕАЭС является одним из инструментов промышленного развития стран-участниц ЕАЭС. При ее применении выделяется большое количество преимуществ и некоторое количество недостатков. Именно поэтому при обеспечении производственной кооперации в рамках функционирования ЕАЭС странам стоит анализировать ее целесообразность и определять факторы, которые могут негативным образом отразиться на результативности производственной кооперации.