Педагогический эксперимент как действенная форма эффективной компетентностной подготовки

Педагогический эксперимент как действенная форма эффективной компетентностной подготовки

Педагогический эксперимент – чрезвычайно эффективная форма оптимизации образовательного процесса и конструктивная образовательная среда. Это стартовая площадка для определения начальных возможностей – уровня подготовленности обучаемых к решению задач повышенной сложности, научно организованная обучающая площадка и контрольный стенд, оценивающий максимально точно компетентностную подготовку будущих военных специалистов.

Аннотация статьи
технологии разноуровневого обучения
психологический подход
методы индивидуального обучения
рост позитивной мотивации к учебной деятельности
профессиональная терминология из области базовых знаний специальных дисциплин
способы адаптации к рабочим программам по предметам
личность военного в контексте запросов современного общества
Ключевые слова

«Ум человека можно определить по тщательности, с которой он учитывает будущее или исход дела»
Г.К. Лихтенберг

«Человек разумный недоволен собой, но доволен другими;
Человек неразумный недоволен другими, но доволен собой»
Конфуций

Выбор темы одного из педагогических экспериментов «Организация и оптимизация профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в инновационной образовательной среде формируемых компетенций» неслучаен. Он обусловлен появлением новых образовательных задач многопрофильной системы технических и гуманитарных стандартов- запросов современного военного и гражданского общества. Соответственно, они должны быть решены на новом уровне компетентностной квалификации на базе уже устойчиво- сложившейся традиционной образовательной среды военного технического вуза. Сегодня эта среда, безусловно, претерпевает изменения и отмечена рядом видимых улучшений. Это активное внедрение информационных технологий в обучающий процесс, активизация информирования о новых инновационных программах и технических разработках вуза, участия в международных проектах (Сирия, Белоруссия и т.д.) Практика показывает, что решающее значение для активизации обучения будущих профессионалов имеет качественное коммуникативное взаимодействие обучающих и обучаемых (преподаватели, специалисты, курсанты) в условиях интеграции гуманитарных и технических дисциплин. Применительно к изучению иностранного языка в военном техническом вузе это означает ознакомление преподавателей с содержанием рабочих программ выпускающих кафедр, планом восстановительных и строительных работ, учений, тематикой военно-научной работы курсантов и т.д. Подобная информированность позволяет модернизировать обучающую программу по иностранному языку, непрерывно обновлять терминологический ряд специальной технической лексики, разрабатывать эффективные методы работы по переводу технических паспортов к современной технике, карт-схем для описания рационализаторских предложений и т.д.

Педагогический эксперимент – чрезвычайно эффективная педагогическая, методическая и воспитательная форма, метод и средство педагогической деятельности в рамках базового поля деятельности профессиональной, интегрированной в видах деятельности и оценки интегрированных же воспитательных и обучающих программ и проектов военного института. Педагогический эксперимент привлекает курсантов к работе в команде в рамках интеллектуальной деятельности (даже если предположить, что именно этот вид деятельности может рамок не иметь…), обучает взаимодействовать с различными категориями людей по психологическим и социальным характеристикам, с различными структурами социума, что чрезвычайно важно для эффективной профессиональной деятельности будущего военного инженера (страховые кампании, медицинские, юридические) и т.д.

Педагогический эксперимент обучает организации крайне необходимых навыков межведомственного взаимодействия и коммуникации на основе применения в ходе его проведения технологий коммуникативного обучения разного типа. Ведущей среди этих технологий, и, соответственно, главенствующим среди навыков, является технология общения в процессе обучения речевой деятельности. Именно в условиях обучения говорению у обучаемых формируются навыки социально-культурной деятельности, стимулируется возможность осознания ими собственной роли в культурно-ментальном образовательном процессе как значимой единицы, способной этот процесс воплотить, улучшить, считать необходимым для самообразования как самосовершенствования. В процессе участия в педагогическом эксперименте при работе в команде курсант напрямую взаимодействует в функционально-структурированных учебных, производственных и психологических (личностно-ориентированных) ситуациях, которые по своей сути являются ничем иным как базовым и вариативным профессиональным тренингом (например, ролевая игра «Разговор с военным специалистом в заданной ситуации общения», реальное участие курсанта в процессе совершенствования состава оборудования мастерской «Гидросервис», предложения курсантов о самоуправлении при очном обучении общенаучной дисциплине – математике и т.д. [1, c. 103, с. 219].

В процессе этого тренинга курсант проходит важные речевые коммуникативные маршруты: курсант-курсант; курсант-курсанты; курсант-преподаватель; курсант-преподаватели (в ходе интегрированного занятия гуманитарной и технической дисциплин). Осваивая различные виды речевой коммуникации в соответствии с заданными по условиям эксперимента видами деятельности, курсант приобретает навыки работы с разными группами людей, прежде всего, с молодежью, что чрезвычайно важно для будущей практики войскового командира.

В процессе участия в педагогическом эксперименте курсант не только усваивает необходимую информацию о профессиональной производственно- технической базе военного специалиста, но и осваивает необходимые социальные роли военного командира, наставника, руководителя. В ходе ролевых игр при условии работы в команде основные базовые роли могут быть представлены как: организатор (командир) работы с подчиненной молодежью (курсантами) и специалист в сфере молодежной политики, анализирующий состояние команды участников как социальной группы. Обе роли знакомят участников с необходимыми профессиональными и личностными требованиями к будущим хорошим исполнителям, ориентированным на конкретно расписанную практику в связи с рекомендациями и приказами высшего командного состава. В условиях организации непосредственной работы с подчиненными организатор и специалист создают условия организационного, профориентационного, профилактического характера как координаторы, осуществляющие организационно-документационное сопровождение принятых решений в соответствии с целями и заданиями учебных занятий [2, c. 92]. Основная роль, и, соответственно, ответственность за эффективную реализацию поставленных педагогическим экспериментом задач отводится преподавателю. Помимо того, что он, безусловно, организатор работы с молодежной учебной группой и специалист в области молодежной политики в широком смысле этого слова, преподаватель выбирает проектный подход относительно структуры проведения эксперимента. В основе подхода скорректированные после всех необходимых предваряющих педагогический эксперимент действий диагностического характера (состав группы, уровень готовности по предмету, избирательность по ряду успешности в освоении конкретных дисциплин, психологическая готовность к тестированию, уровень самооценки собственных возможностей и реальных результатов участников, социальные роли в коммуникации речевой и деятельностной, потенциал в принятии решений и ответственности за них и т.д.) – задачи актуализации образовательной программы и рабочих учебных планов по федеральному стандарту 3++.

Формат работы педагогического эксперимента как «в единой связке воплощения всех задач обучения» в образовательном пространстве одновременного взаимодействия суммарного комплекса разнообразных методических форм и приемов определяется на основе диагностических результатов и выстраивания четкой схемы разноуровневого взаимодействия с участниками эксперимента. Индивидуальная работа с каждым участником т командой в целом должна способствовать созданию условий для адаптации будущих специалистов – военных инженеров к успешной целевой деятельности в армейской и инженерно-технической среде на уровне принятия рациональных и актуальных решений в заданных условиях и условиях неопределенности. В коэффициенте полезного действия эксперимента значительная часть принадлежит подготовительной работе преподавателя как модератору условий и возможностей коммуникации, проектному менеджеру, обобщившему отобранный для эксперимента теоретический материал в виде контрольных заданий и тестов разных видов и уровней сложности. При таком подходе участники могут теоретически решать поставленные задачи, успешно преодолевая трудности, в том числе с достаточно высокой мотивацией на успех с готовностью разделить его с группой участников команды. Ранее проводимые эксперименты доказали правильность именно такого подхода, когда в основе поставленных задач – оптимизация процесса формирования компетенций разного плана. Ведущая роль преподавателя в ходе проведения эксперимента проявляется в конкретных действиях по обучению привычным говорению, аудированию, переводу, грамотному письму – коммуникативному взаимодействию с иноязычной средой – проявляется в предъявлении им освоенных социальных ролей – аналитика, модератора платформ коммуникации, игротехника, стратега, психолога, проектного менеджера. На фоне четкой организации педагогического эксперимента одновременно совершенствуется культурная, образовательная, личностная среда обучаемых.

Конкретные задачи преподавателя при подготовке плана проведения эксперимента с конкретной аудиторией обучаемых с целью решения конкретных задач учебных программ таковы: 1. Координация процесса эффективного использования информации из лингвистической сферы и технической с привязкой к конкретным объектам (федеральные, региональные, институтские тренды) по линии: проблема-задачи-идеи-методы и формы воплощения-результат); 2. Эффективное использование интеллектуальных ресурсов отдельных участников для достижения целей и задач проектной команды: определение функций, методов взаимодействия, средств реализации целей и задач проекта; 3. Многозадачность деятельности в рамках Эксперимента; обоснование обязательности большого числа задач в структуре последовательности с определением конкретной значимости для работы на целевой результат; 4. Создание многопрофильного образовательного пространства посредством использования традиционных и инновационных методов с последующим анализом уровня креативных возможностей участников проектной группы с позиции реализации приобретенных навыков и знаний в будущей профессиональной деятельности в качестве партнера-посредника, специалиста и проектного менеджера.

Мониторинг всех подготовительных стадий педагогического эксперимента и всех уровней его реализации уже на стадии предвосхищения ожидаемых хороших результатов означает правильную интерпретацию всех последовательных действий с гарантированным использованием их в дальнейшей практике обучения. Психологическая комфортность среды оказывает положительное воздействие на выравнивание уровней подготовленности обучаемых вне зависимости от исходной точки, так как на протяжении всего процесса сохраняется высокая мотивация к обучению и реализации приобретенных навыков и знаний в условиях командного и личного действия. Интегрированный подход к изучению иностранного языка на основе обширной базы специальных знаний по предметам выпускающего цикла и ряду гуманитарных именно в ходе правильно организованного эксперимента устраняет имеющие ранее место проблемы с преподавателями, низкую физиологическую сопротивляемость, страх несоответствия ожиданиям окружающих, страх проверки знаний, страх самовыражения и неудовлетворенность успехами, социальный стресс «из времени детства и юности», тревожность в целом [3, c. 71].

Воплощение индивидуализации в ходе эксперимента при коммуникативном методе обучения иноязычному говорению находит выражение в определении и максимально эффективном использовании полученной информации в ходе решения поставленных задач эксперимента по направлениям исследования непосредственно личности в заданной деятельности на основе прошлого ее опыта. Аспекты этого опыта можно представить как: мировоззрение, контекст желаемой и реальной в настоящее время обучения деятельности, жизненный опыт, сфера желаний, интересов, склонностей, эмоционально-чувственная сфера и статус личности в группе. Эвристичность речевых задач участников эксперимента выражается в приобретении ими навыков свободного выражения просьбы, обещания, отказа, совета, контрпросьбы, переспроса, запроса-уточнения, запроса с целью подтверждения (отрицания), запроса с целью получения информации [4, c. 163].

Многозначность задач педагогического эксперимента при обучении говорению, в частности, обусловливает в полной степени значимость каждого из элементов иерархической структуры речевого умения: мотивационную, эмоционально-волевую и интеллектуально-познавательную сферы и качества трех подуровней, переходящие в собственно умения, реализуемые в конкретных операциях допрофессиональной, а далее профессиональной деятельности обучаемого.

Информационная грамотность, приобретаемая достаточно быстрыми темпами в ходе интегрированного педагогического эксперимента, сама по себе является базовым навыком, который, в свою очередь, приобретает значение основы для всех остальных- говорения, слушания, написания, способности к предъявлению публичной речи, военному переводу, прочтению и профессиональному анализу технических материалов, заданий и паспортов, способности к научной исследовательской работе, защите выпускных квалификационных работ и обоснованию внедрения рационализаторских предложений на иностранном языке [5, c. 111]. Именно в педагогическом эксперименте всегда эффективен и живуч основной закон команды профессионалов “Unus pro omnibus et omnes pro uno” (Один за всех и все за одного).

Текст статьи
  1. Петров А.А., Токарусь С.А. К вопросу о совершенствовании состава оборудования мастерской «Гидросервис»; Огурцов И.Я., Черняков К.А., Даниленко Е.П., Медведев П.Н. Самоуправление курсантов при очном обучении общенаучной дисциплине, например, высшей математике // Специальная техника и технологии транспорта», Санкт-Петербург-Петергоф, 2019.
  2. Лыскова Ю.С., Малкова Е.В. Концепция рестарта направления подготовки «Организация работы с молодежью// Социально-гуманитарное знание как катализатор общественного развития. Белгород, 2019.
  3. Бахмутский А.Е. Научно-методические материалы «Междисциплинарные исследования и гуманитарные технологии», Санкт-Петербург, 2008.
  4. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Москва, 1985.
  5. Азаренкова М.И. Формирование речевой культуры в педагогическом эксперименте на иностранном языке в военном вузе. Обучение искусству публичной речи. Белгород, 2016.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 13 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря