Главная
АИ #44 (226)
Статьи журнала АИ #44 (226)
Развитие клипового мышления в условиях нового времени

Развитие клипового мышления в условиях нового времени

Рубрика

Психология

Ключевые слова

клиповое мышление
факторы
положительные факторы
особенности
усвоение

Аннотация статьи

Статья посвящена актуальной теме – развитию и последствиям клипового мышления. Для этого даны определения таким понятиям как «Клиповое мышление», рассмотрены факторы формирования клипового мышления. Рассмотрена статистика развития клипового мышления у школьников 12–13 лет.

Текст статьи

Первым делом необходимо разобраться, что же такое «клиповое мышление». Клиповое мышление – это тип мышления, при котором человек способен воспринимать информацию яркими образами, короткими кусками и фрагментами. При клиповом мышлении человек способен также быстро переключаться с одной информации на другую из-за поверхностного погружения в суть любой информации.

Понятие клипового мышления возникло в 1990-е годы в связи с появлением интернета и быстрого развития телевидения. На смену статичной картинке пришло огромное количество клипов и рекламы с яркими нарезками, в которым акцент был на эмоции человека. Для того чтобы хотя бы как-то фильтровать информацию обществу было необходимо научиться выделять главное и концентрировать внимание на определенной информации [1, с. 110-112].

Известный советский физиохимик Фрумкин А. Н. выделил несколько факторов, способствующих появлению и формированию клипового мышления. К таким факторам относятся такие, как:

  1. Ускоренный темп жизни и последующее увеличение объема потока информации;
  2. Систематически обновляемая информация;
  3. Увеличение разнообразия поступающей информации;
  4. Расширенная многозадачность;
  5. Использование гаджетов с самого детства, привычка проводить много времени в интернете с раннего возраста [2].

Проводилось несколько исследований на тему клипового мышления. Так, например, было отобрано случайным образом 80 учеников 5-х классов. Средний возраст выборки получился 11–13 лет, 42 мальчика и 38 девочек. Выбранный возраст относится к поколению «Digital Native» («цифровой человек») – это люди, которые практически с рождения получили доступ к цифровым технологиям через гаджеты и другие помогающие устройства.

Час и меньше ежедневно проводят у экрана компьютера 2,5% подростков, час-два – 31,3% опрошенных респондентов и три часа и более – 66,3% подростков.

Время, проведенное за компьютером, у школьников посвящается: общению с друзьями в социальных сетях – 46,3%, компьютерным играм – 33,7%, просмотру фильмов – 11,3%, и только 6,2% – для выполнения домашнего задания.

Важно упомянуть также, что нормой по вниманию в младшем подростковом возрасте является высокая устойчивость и избирательность, но в исследуемой группе высокий уровень избирательности внимания имеют всего 10% подростков, средний уровень – 65% и низкий – 23,7%.

Аудиальная память: высокий уровень развития есть у 42,3% подростков, средний – у 57,8%. Зрительная память: высокий уровень развития зрительной памяти имеет 75% подростков, средний уровень развития имеет 25% респондентов.

Понятийное мышление: высокий уровень имеет 2,5% подростков, средний – 28,8% подростков и 71,3% – низкий уровень. Гибкость мышления: 21,3% имеют высокий уровень, 18,8% – средний уровень и 60% – низкий уровень развития гибкости мышления. Быстрота мышления и подвижность нервных процессов: высокий уровень имеют 11,3% подростков, 78,8% – средний и 12,5% – низкий уровень быстроты мышления [3].

Негативными последствиями клипового мышления для человека является не только изменение восприятия окружающего мира, но и изменение человека в разных аспектах таких как:

  1. Снижение коэффицента усвоения знаний, сложность в концентрации на информации. Дети с клиповым мышлением могут часами делать простую домашнюю работу, потому что постоянно отвлекаются;
  2. Неспособность анализировать. Такие дети с трудом строят логические цепочки, не умеют анализировать информацию и делать выводы;
  3. Выстраиваются эмоциональные связи взамен логическим;
  4. Ослабляется чувство сопереживания и ответственности. Клиповое мышление воздействует на эмоции ребенка: он просто не умеет долго кому-то сопереживать. Скорее всего, подросток забудет о случившемся через несколько минут, как только отвлечется на социальные сети.

Существуют и положительные стороны формирования клипового мышления:

  1. Согласно теории цивилизации М. Маклюэна, на современном этапе своего развития общество трансформируется в электронное общество, в котором Интернет и социальные сети создают многоплановое восприятие мира;
  2. Формируя навыки фрагментирования информации, индивид становится «многозадачным» в том смысле, что он научается очень быстро переключаться между простыми действиями и часто повторяющимися, не требующими большой концентрации вниманиям [4, с. 169-176].

В настоящее время необходимо также перестроить подачу информации в связи со сложностью ее усваивания у школьников, у которых преобладает клиповое мышление. Максимально усваиваться будет информация, которая:

  1. Является актуальной;
  2. Сочетается с уже изученным материалом;
  3. Проводится через разные каналы восприятия: визуальный, аудиальный и кинетический;
  4. Может быть использована в решении различных практических задач;
  5. Транслируется другому человеку;
  6. Информация обладает краткостью, образностью, фрагментарностью. Информация может быть представлена в интеллектуальных картах, которые просты в использовании и восприятии. Кроме того, составление интеллект-карт стимулирует творчество и улучшает запоминание;
  7. Информация представлена визуально: в презентациях, видеофрагментах и иллюстрациях [5, с. 62-65].

Подводя итог, важно сказать, что Клиповое мышление представляет собой уникальный и интересный подход к решению проблем и восприятию информации. Согласно проведенным исследованиям, клиповое мышление включает в себя способность быстро анализировать и синтезировать информацию, а также обладает высокой степенью креативности.

Таким образом, клиповое мышление подростков, наблюдаемое нами, – это адаптация мозга к информационному миру, хотим мы этого или нет. Для него характерно: быстрота принятия решений, без анализа большого объема информации, без длительных логических операций, продуктивная ситуативность, как способность принимать изменение условий. Единственная проблема подростка с клиповым мышлением – это трудности, а подчас и неспособность анализировать системно ситуацию, представляя многообразие последствий принимаемых решений, не говоря уже о специфике развития социального и эмоционального интеллекта, который оказывается обужен, обусловлен экраном компьютера.

Одной из главных особенностей клипового мышления является его эмоциональный и визуальный характер. Люди, обладающие таким типом мышления, отличаются способностью представлять информацию в виде образов, цветов, звуков и движений. Это позволяет им лучше запоминать и понимать представленную информацию.

Клиповое мышление также имеет большое значение в сфере креативности и искусства. Многие творческие люди, такие как художники, музыканты и режиссеры, используют этот подход для создания оригинальных и запоминающихся произведений искусства. Они могут воспроизводить в своем воображении клипы событий, эмоций и идей, и переносить их на холст, нотный лист или экран.

Однако, несмотря на все преимущества клипового мышления, он также имеет свои ограничения. Некоторые исследования показывают, что люди с таким типом мышления могут иметь сложности в аналитическом или логическом мышлении, так как они могут упускать детали и отдавать предпочтение общей картине.

В целом, клиповое мышление представляет собой интересное исследовательское направление, которое может быть полезным для решения различных задач и создания оригинальных идей в разных сферах деятельности. Дальнейшие исследования в этой области могут привести к новым открытиям и развитию более эффективных методов обучения и творчества.

Список литературы

  1. Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. // Мат. Всерос. юбилейной науч. конф., посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 110-112.
  2. Теория медиа Маршалла Маклюэна: как мы оказались в глобальной деревне? [Электронный ресурс] // Портал «моноклер» – URL: https://monocler.ru/teoriya-media-marshallamaklyuena/ (Дата обращения: 15.09.2019).
  3. Семеновских Т.В. Феномен «Клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 5 (24). Статья 105PVN514.
  4. Докука С.В. Клиповое мышление как феномен информационного общества // Общественные науки и современность. 2013. № 2. С. 169-176.
  5. Тушнова-Смирнова В.Ю. Роль визуализации и визуальных приемов в обучении детей с клиповым сознанием / В.Ю. Тушнова-Смирнова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 42 (332). – С. 62-65. – URL: https://moluch.ru/archive/332/74284/ (дата обращения: 27.01.2024).

Поделиться

35

Степаненко В. Е. Развитие клипового мышления в условиях нового времени // Актуальные исследования. 2024. №44 (226). URL: https://apni.ru/article/10363-razvitie-klipovogo-myshleniya-v-usloviyah-novogo-vremeni

Похожие статьи

Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября