Главная
АИ #44 (226)
Статьи журнала АИ #44 (226)
Метод проектов в ознакомлении дошкольников с медицинскими профессиями

Метод проектов в ознакомлении дошкольников с медицинскими профессиями

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

профессия
медицина
врач
методы

Аннотация статьи

В современной системе образования особое внимание уделяется целостности процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи является проведение профориентационных мероприятий с дошкольниками. Профориентация дошкольников представляет собой систему мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей для оказания помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей индивидуальным возможностям ребенка. В статье рассматривается актуальная тема профориентации дошкольников в контексте медицинских профессий.

Текст статьи

Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационных мероприятий с дошкольниками [1].

Профориентация дошкольников – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям [5].

Важность профессий медицинского профиля для развития в обществе гуманности, человеколюбия неоспоримы. У детей дошкольного возраста представления о профессии врача ограничено пока небогатым жизненным опытом, дети недопонимают важность и необходимость этой профессии, у них не сформированы знания о конкретных действиях той или иной медицинской профессии. Проведенное диагностическое обследование по определению уровня знаний и представлений о труде взрослых на основе методики Г. А. Урунтаевой и Т. И. Гризик «Представления о труде взрослых», показало следующие результаты: 42% воспитанников проявляют незначительный интерес к игре, знания сформированы частично; 60% воспитанников бегло рассматривают орудия труда медицинских работников и изображения профессий. Частично используют образные сравнения при рассматривании предметов; при выражении собственного мнения испытывает затруднения; имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не знают, кем работают, и каким делом заняты их родители [6, с. 64-69].

Один из эффективных методов знакомства с профессиями является метод проектов, который неоднократно использовался в образовательном процессе дошкольного учреждения [4].

Для решения данной проблемы для детей старшего дошкольного возраста разработан долгосрочный педагогический проект «Мир медицинских профессий», сроком реализации 9 месяцев. Целью которого является формирование у дошкольников первоначальных знаний о медицинских профессиях, положительного отношения к труду и их профессиональному миру [4].

План проекта «Мир медицинских профессий» включил несколько блоков и объединил для его реализации детей, родителей, педагогов и социальных партнеров.

Организуя работу по проекту, на подготовительном этапе проведено анкетирование родителей по вопросам изучении заинтересованности родителей в реализации проекта. По результатам анкетирования определено, что 100% родителей заинтересованы в повышении уровня знаний детей о медицинских профессиях, готовы к сотрудничеству, готовы принимать активное участие в реализации проекта «Мир медицинских профессий» вместе с детьми.

Для родителей изготовлен информационный стенд, где они познакомились с информацией о реализации проекта «Мир медицинских профессий», с планом мероприятий, длительностью и участниками проекта. Так же оформлена папка-передвижка «Роль родителей в подготовке ребёнка к труду и выбору медицинских профессий».

В рамках проекта в детском саду создан игровой комплекс общей практики «Здоровячок».

При организации игрового комплекса созданы мини-центры: «Процедурный кабинет», «Педиатрия», «Окулист», «Юный стоматолог», «Отоларинголог», «Юный хирург», которые дают большую возможность познакомить детей с разнообразием медицинских специальностей (медсестра, педиатр, окулист, отоларинголог, стоматолог, хирург) [7].

В ходе работы над проектом «Мир медицинских профессий» значительно пополнена предметно-пространственная развивающая среда:

  • дидактическими играми («Какой предмет нужен доктору», «Найди лишний предмет», «Расскажи о профессии», «Специальности врачей», «Кто что лечит»);
  • медицинскими инструментами и приспособлениями;
  • таблицами, тестами;
  • интерактивными плакатами «Строение тела человека», «Азбука здоровья»;
  • моделями частей тела;
  • специализированной медицинской одеждой – халатами, шапочками, косынками;
  • изготовлено пособие дидактический куб «Профессии врача» [4].

В рамках сетевого взаимодействия заключен договор с медицинским классом ОГБОУ Валуйская «СОШ № 4».

Задачами основного этапа являлось реализация основных видов деятельности по блокам проекта:

  • 1 блок – «Профессия медицинская сестра»;
  • 2 блок – «Профессия врач-педиатр»;
  • 3 блок – «Профессия врач-окулист»;
  • 4 блок – «Профессия врач-стоматолог»;
  • 5 блок – «Профессия врач-отоларинголог»;
  • 6 блок – «Профессия врач-хирург».

В 1 блоке для знакомства воспитанников с профессией медицинской сестры в процессе реализации утреннего круга проведены беседы: «Медицинская сестра – правая рука доктора», «Кто на помощь к нам придет?». В рамках реализации проекта воспитанники посетили медицинский кабинет детского сада, где медицинская сестра познакомила детей с оборудованием, инструментами и своими обязанностями. Дошкольники познакомились с правилами поведения в медицинском кабинете. Для закрепления представлений о профессии медсестра, в процессе организации самостоятельной деятельности проведена серия дидактических игр: «Медицинские инструменты», «Полезно – вредно», во время проведения организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Поликлиника», дети рассматривали и обсуждали предметные и сюжетные картинки по теме. В заключении реализации данного проекта, проведена непосредственно-образовательная деятельность «Микробы и Вирусы – ужасные вредирусы» [2].

Для родителей были организованы видео-встречи с медицинской сестрой: «Правильное питание – залог здоровья», «Профилактика кори у детей».

Воспитанники узнали, что медсестры имеют множество специальностей: участковая, патронажная, палатная, операционная, медсестра по массажу, диетическая медсестра и другие. Медсестры выполняют разные функции, в зависимости от специальности врача, с которым они работают и которому они непосредственно подчиняются.

Во 2 блоке при ознакомлении с профессией врач-педиатр, в процессе непосредственно образовательной деятельности «Доктор Айболит в гостях у ребят», дети решали проблемные ситуации: «Малыш поранился», «Зайка заболел». Наиболее интересная и запоминающаяся для детей является технология «Гость группы», которая позволила организовать встречу с врачом-педиатром. Врач-педиатр рассказала много нового и интересного об особенностях данной профессии, в ходе встречи организована игровая ситуация «Кукла Катя заболела». С целью закрепления представлений о профессии врач-педиатр во время прогулки, воспитанники в самостоятельной деятельности организовали сюжетно-ролевую игру «Мама вызывает врача». Проведение итогового мероприятия в форме досуга «Мой любимый детский врач» позволило закрепить действия врача-педиатра в практической деятельности [7].

В данном блоке организована видео-встреча врача-педиатра с родителями по теме «Здоровые советы», для повышения компетенции семьи в вопросах здоровьясбережения.

По итогам реализации работы данного блока можно сделать вывод, что у детей сформировались представления о профессии врача-педиатра, дошкольники узнали, что педиатр – это врач, который лечит детей, следит за здоровьем и их развитием. Воспитанники познакомились с инструментами, которые доктор использует в своей работе.

В 3 блоке для знакомства с профессией врач-окулист, инструментами необходимыми для его деятельности проведена виртуальная экскурсия «В кабинете у врача офтальмолога». В ходе образовательной деятельности по познавательному развитию «В гостях у королевы Чернички», организован просмотр тематической презентации «Кто лечит наши глаза?». В процессе прогулки проведена серия дидактических игр: «Что нужно для работы врачу-окулисту?», «Окулист», «Кто, что лечит». Для закрепления представлений о профессии окулист во время самостоятельной деятельности детей проведена сюжетно-ролевая игра «На приёме у врача». Итоговым мероприятием данного блока являлось проведение интерактивной игры «Глаза вам говорят – Спасибо!».

В ходе реализации мероприятий 3 блока дети узнали о работе врача-окулиста, как врач диагностирует и лечит глаза, проверяет зрение на цветовосприятие, какие инструменты ему необходимы для работы, узнали о важности зрения в жизни человека, познакомились с полезными советами по сохранению зрения.

В 4 блоке при ознакомлении с профессией врач-стоматолог, для детей организован просмотр познавательного мультфильма «Добрый доктор стоматолог», воспитанники узнали о работе стоматолога познакомились с инструментами и правильном уходе за зубами. В ходе режимных моментов при ознакомлении детей с культурно-гигиеническими навыками дети познакомились со средствами гигиены полости рта (зубная щетка, зубная нить, зубная паста). В процессе игровой деятельности проведена интерактивная игра «Инструментарий стоматолога», которая позволила детям научиться выбирать и называть инструменты необходимые для работы доктора. В центре «Юный стоматолог» организована сюжетно-ролевая игра «Стоматологическая поликлиника», где некоторые дети выступили в роли врача-стоматолога и стоматологической медсестры, а остальные примерили на себя роль пациентов [7].

В заключении реализации данного блока проекта проведено развлечение «Зубастик в гостях у ребят» в ходе которого организована игровая ситуация «Чистим зубы по утрам», которая позволила в практической деятельности получить навыки правильной гигиены полости рта.

Таким образом в ходе ознакомления с блоком «Профессия врач-стоматолог» дошкольники узнали о том, что стоматолог – это зубной врач, который лечит зубы и дёсны; исправляет прикус, даёт советы, что нужно делать, чтобы зубы не болели.

В 5 блоке при знакомстве с профессией врач-отоларинголог во время утреннего круга организован просмотр презентации «На дверях табличка – ЛОР». В процессе проведения организованной образовательной деятельности «Профессия отоларинголог» по познавательному развитию воспитанники играли в настольно-печатные игры: «Расскажи о профессии», «Найди лишний предмет», «Какой предмет нужен доктору». Для закрепления представлений о профессии врач-отоларинголог, в процессе организации самостоятельной деятельности проведена серия сюжетно-ролевых игр «Ухо, горло, нос», «На приеме у врача», которые позволили дошкольникам узнать, как врач диагностирует и лечит заболевания уха, горла и носа, используя медицинские инструменты, такие как зонд ушной, зеркало гортанное. В ходе проведения вечернего круга проведена дидактическая игра «Расскажи о профессии отоларинголог», которая позволила закрепить полученные представления о данной профессии.

Контрольной точкой данного блока являлось проведение театрализованного представления «Врач-ЛОР в гостях у ребят», в ходе которого дети закрепили представления о работе врача отоларинголога.

В ходе реализации мероприятий 5 блока дети узнали о работе врача-отоларинголога, как врач лечит уши, нос, проверяет горло, какие инструменты ему необходимы для работы, узнали о важности слуха, запаха в жизни человека.

В 6 блоке при знакомстве с профессией врач-хирург во время прогулки проведены проблемные ситуации: «У зайчонка заболела лапка», «Кукла Маша поранилась». Для знакомства с деятельностью врача-хирурга, с инструментами, которые он использует в своей работе в мини-центре «Юный хирург» организованы дидактическая игра с интерактивным плакатом «Строение тела человека», серия дидактических игр: «Органы человека», «К какому врачу пойдем?», «Кто что лечит?». В процессе образовательной деятельности «Специализация – хирург» организована практическая игра – «Операционная», в рамках которой воспитанники выполняли практические действия по извлечению инородных тел из игрового макета тела человека. В заключении реализации данного блока проекта проведена игра-путешествие «Поликлиника – страна докторов», по проведению которого у воспитанников сформировались представления о профессии врач-хирург, об инструментах, помогающих ему в работе, о строении человеческого тела и внутренних органах.

С целью закрепления полученных знаний о медицинских профессиях организован фестиваль сюжетно-ролевых игр «Мир медицинских профессий», где дошкольники закрепили представления об изученных профессиях.

По результатам реализации проекта «Мир медицинских профессий», проведено итоговое диагностическое обследование по определению уровня представлений о труде взрослых на основе методики Г. А. Урунтаевой и Т. И. Гризик «Представления о труде взрослых» показало, что интерес к игре возрос на 21%, у 85% детей сформированы представления о медицинских профессиях, 87% используют образные сравнения при рассматривании предметов, выражают собственное мнение, имеют представление о мире профессий взрослых, знают кем работают, и каким делом заняты их родители.

Благодаря реализации проекта «Мир медицинских профессий» у воспитанников сформировались устойчивые представления о специальностях врачей, об особенностях профессиональной деятельности, инструментах, необходимых для работы, а так же дети узнали внутреннее строение и части тела человека. Уровень вовлеченности родителей в мероприятия по ранней профориентации детей значительно возрос, что доказывает эффективность метода проектов при ознакомлении детей дошкольного возраста с медицинскими профессиями.

Список литературы

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим / Алешина Н.В. // Педагогическое Общество России, 2022. – 128 с.
  2. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. – М.: Просвещение, 2021. – 192 с.
  3. Карабанова О.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
  4. Комратова Н. Г. Проектный метод в социо-культурном воспитании дошкольников. \\ Дошкольное воспитание.2020 № 8.
  5. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2021.
  6. Федоренко В.Н. Формирование представлений о профессиях / В. Федоренко // Дошкольное воспитание. – 2020. – № 10. – С. 64-69.
  7. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/04/03/proektnaya-deyatelnost-mir-professiy/ Дата обращения: 02.05.2023.

Поделиться

309

Дерипаско А. О., Салова Я. О., Литвинова Н. В., Семионова Ж. Ф., Синякина К. С. Метод проектов в ознакомлении дошкольников с медицинскими профессиями // Актуальные исследования. 2024. №44 (226). Ч.II.С. 62-66. URL: https://apni.ru/article/10364-metod-proektov-v-oznakomlenii-doshkolnikov-s-medicinskimi-professiyami

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января