Главная
АИ #44 (226)
Статьи журнала АИ #44 (226)
Коррупция под микроскопом: почему бороться с ней так сложно?

Коррупция под микроскопом: почему бороться с ней так сложно?

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

коррупция
антикоррупционные меры
финансовые махинации
система контроля
конфликт интересов

Аннотация статьи

Статья посвящена механизмам возникновения и распространению коррупции в современных государственных и экономических системах. Исследовано понятие “коррупция", сформулированы антикоррупционные меры. Рассмотрены перспективы борьбы с коррупцией. Цель данной работы заключается в анализе зарубежного и отечественного опыта противодействия коррупции, и изучение возможностей его применения в России. Научная новизна данной работы заключается в комплексном подходе к изучению коррупции: автор предлагает оптимальные методы борьбы с коррупцией, основанные на успешном опыте зарубежных стран.

Текст статьи

Коррупция – это глобальная проблема, которая затрагивает все типы государств, как развитые, так и развивающиеся. Она подрывает доверие к государственным институтам, препятствует экономическому росту и усугубляет социальное неравенство.

Коррупция может принимать различные формы, каждая из которых связана с определёнными контекстами и механизмами. Рассмотрим наиболее распространённые виды коррупции:

  1. Взяточничество – это когда деньги, услуги или ценности даются, или берутся с целью повлиять на решения должностного лица.
  2. Растрата – это присвоение или хищение средств, или имущества.
  3. Кумовство – предоставление привилегий друзьям или родственникам без учёта их квалификации.
  4. Мошенничество – обман с целью получения выгоды.
  5. Вымогательство – получение чего-либо ценного путём угроз или злоупотребления властью.
  6. Политическая коррупция – использование служебного положения для получения личной выгоды, например манипулирование выборами.
  7. Крупная и мелкая коррупция – крупная связана с высокопоставленными чиновниками и значительными суммами, а мелкая – с мелкими чиновниками и небольшими взятками.
  8. Сговор – соглашение между компаниями или чиновниками для манипулирования контрактами или ценами.
  9. Причины коррупции включают низкий уровень правовой организации, слабую судебную систему, низкие зарплаты государственных служащих, отсутствие прозрачности и подотчётности, политическую нестабильность, а также культурные и социальные факторы, связанные с клановостью.

Коррупция оказывает серьёзное влияние на экономику. Она замедляет экономический рост, делает бизнес менее предсказуемым и повышает издержки, связанные с получением лицензий или контрактов. Всемирный банк отмечает, что коррупция может снижать темпы роста на 1–2% в год.

Коррупция также снижает инвестиционную привлекательность страны, поскольку инвесторы избегают стран с высоким уровнем взяточничества и бюрократических препон.

Теневая экономика – ещё одно последствие коррупции. Многие компании и частные лица предпочитают действовать в обход официальных экономических каналов, что снижает налоговые поступления и ослабляет государственное регулирование. Кроме того, коррупция приводит к неэффективному распределению государственных ресурсов, когда бюджетные средства используются для проектов, выгодных только чиновникам, а не обществу. Инфраструктурные проекты часто остаются незавершёнными, а государственные услуги предоставляются на низком уровне. Это приводит к тому, что базовые услуги, такие как образование, здравоохранение и правосудие, становятся доступными только для тех, кто может позволить себе давать взятки.

Высокий уровень коррупции увеличивает социальное неравенство и подрывает доверие к власти. Это называется «ловушкой неравенства» или «теорией несправедливости», когда ресурсы распределяются несправедливо, а доступ к жизненно важным услугам ограничен для бедных слоёв населения. В результате страдает и государство.

Коррупция подрывает демократию и верховенство закона, приводя к неравномерному распределению благ и несправедливым судебным решениям. В некоторых случаях коррумпированные судьи выносят приговоры, которые помогают преступникам избежать наказания или, наоборот, используются против оппонентов.

Коррупция приводит к неэффективному использованию бюджетных средств, например, в случаях хищений при реализации государственных контрактов.

Таким образом, коррупция не только замедляет экономическое развитие, но и способствует росту социальной напряжённости, создавая благоприятную почву для политических кризисов, что в конечном итоге приводит к ухудшению качества жизни и подрыву. Методы борьбы с коррупцией включают:

  1. Антикоррупционные законы: строгие законы против взяточничества, такие как Федеральный закон «О противодействии коррупции» в России и Закон о подкупе в Великобритании, эффективно работают при надлежащем исполнении.
  2. Международное сотрудничество: Конвенция ООН против коррупции (UNCAC) и Конвенция ОЭСР против подкупа иностранных должностных лиц помогают бороться с транснациональной коррупцией.
  3. Независимые агентства: важную роль играют независимые агентства, такие как ICAC в Гонконге и аналогичные структуры в Сингапуре и Норвегии.
  4. Электронное правительство: цифровые технологии, такие как электронное правительство в Эстонии и блокчейн в Грузии, повышают прозрачность и предотвращают коррупцию.
  5. Гражданское общество и СМИ: независимые НКО и журналисты, такие как Transparency International, отслеживают коррупционные риски и обеспечивают общественный контроль.
  6. Образование: программы антикоррупционного образования в школах и университетах формируют культуру честности, как это успешно делается в Сингапуре и Южной Корее.

Комплексный подход, включающий ужесточение законодательства, прозрачность, цифровые технологии и активное гражданское участие, доказал свою эффективность.

Опыт борьбы с коррупцией в разных странах демонстрирует разнообразие подходов, зависящих от правовых систем, политической культуры и гражданского общества. В США одним из ключевых инструментов стал Закон о коррупции за рубежом (FCPA), принятый в 1970-х годах, который регулирует деятельность американских компаний не только в США, но и за их пределами. Закон направлен на предотвращение подкупа иностранных должностных лиц и активно применяется благодаря работе ФБР и Министерства юстиции. Особое внимание уделяется защите информаторов, что помогает раскрывать крупные коррупционные.

Европейский союз через Европейское бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF) расследует финансовые нарушения в институтах ЕС, в том числе коррупцию. Во Франции действует Антикоррупционное агентство (AFA), которое занимается предотвращением коррупции как в государственном, так и в частном секторе. Германия отличается строгим антикоррупционным законодательством и независимой судебной системой, что особенно важно при контроле государственных закупок и предотвращении конфликта интересов.

В Азии одним из лидеров по борьбе с коррупцией является Сингапур, где благодаря Бюро по расследованию коррупционных проявлений (CPIB) обеспечиваются строгие меры наказания для коррупционеров и высокая мотивация государственных служащих. В Южной Корее принят строгий закон, ограничивающий подарки и материальное вознаграждение должников

В Латинской Америке борьба с коррупцией активизировалась после масштабной операции «Лава Ято» в Бразилии, которая привела к аресту сотен политиков и бизнесменов и подорвала уверенность в безнаказанности.

Анализ эффективности антикоррупционных мер показывает, что США с их строгим законодательством, включая законы РИКО, и институтом защиты свидетелей проводят одну из самых результативных антикоррупционных политик. Закон РИКО позволяет конфисковывать имущество и привлекать к ответственности как физических, так и юридических лиц. Важно отметить, что даже президент США не обладает иммунитетом.

В Японии борьба с коррупцией основана на этических принципах и предотвращении конфликта интересов. Законодательство ограничивает контакты чиновников с частным сектором, а открытый реестр лиц, обвиняемых в коррупции, способствует общественному контролю. Такой подход помогает поддерживать низкий уровень коррупции в стране. Таким образом, успешная борьба с коррупцией требует строгого законодательства, независимых институтов, активного гражданского общества и прозрачности государственных процессов.

Помимо законодательных мер, Япония активно поддерживает программы, направленные на повышение этических стандартов среди государственных служащих, что помогает снизить риск коррупции. В Сингапуре законодательство предусматривает суровые наказания за коррупционные действия, включая длительные тюремные сроки и крупные штрафы. Чиновники находятся под постоянным наблюдением, и любые нарушения могут привести к серьезным последствиям для их карьеры и свободы. Южная Корея, принявшая в 2002 году Закон о борьбе с коррупцией, применяет комплексный подход, охватывающий ключевые аспекты предотвращения коррупции и ужесточения наказаний для государственных служащих.

В Германии действует специализированная антикоррупционная прокуратура, которая расследует коррупционные дела на всех уровнях, а строгие наказания за взяточничество и коррупцию помогают поддерживать эффективность правоприменительной практики. В Канаде также внедрена комплексная антикоррупционная стратегия, которая включает Закон о коррупции иностранных должностных лиц, регулирующий международные сделки и предотвращающий коррупцию в торговле.

Швеция служит примером страны, в которой высокая культура подотчётности и доверия между гражданами и государственными органами сочетается с антикоррупционными мерами, что способствует низкому уровню коррупции.

Анализ опыта разных стран показывает, что успешная борьба с коррупцией требует:

  1. Заинтересованность граждан в борьбе с коррупцией, которая может стимулироваться образованием с раннего возраста;
  2. Эффективной программы защиты свидетелей для повышения доверия граждан;
  3. Прозрачной системы отчетности о доходах;
  4. Повышения мотивации государственных служащих с целью снижения соблазнов к коррупции;
  5. Суровых наказаний для коррупционеров.

Национальное законодательство России находится в процессе постоянного развития и адаптации. Проблемы правоприменительной практики, такие как недостаточная координация государственных структур и зависимость судебной системы, требуют доработки. Участие общественности и международное сотрудничество являются важными факторами в формировании более прозрачной и ответственной системы управления. И я сделала значительные успехи в борьбе с коррупцией, уделяя особое внимание антикоррупционному образованию и осведомленности населения. Государственные программы включают обучение государственных служащих, студентов и широкой общественности этическим нормам и антикоррупционным принципам. Это повышает уровень нетерпимости общества к коррупции и формирует культуру подотчетности.

Для эффективной борьбы с коррупцией Россия могла бы:

  • Внедрить обязательные курсы по антикоррупционной этике для государственных служащих, начиная с начальных уровней.
  • Организовать образовательные программы для студентов и школьников, которые объясняют вред коррупции и важность прозрачности.
  • Поощрять кампании в СМИ и на общественных платформах, направленные на повышение осведомленности о коррупции и ее последствиях.

Эти шаги могли бы способствовать созданию культуры нетерпимости к коррупции и усилить общественный контроль над государственными институтами.

Особое внимание уделяется антикоррупционным мерам в МВД, включая воспитание сотрудников, честные назначения, независимую оценку правонарушений и мониторинг коррупции.

Страны, такие как Эстония, Дания и Южная Корея, демонстрируют более успешные подходы благодаря комплексным институциональным реформам, внедрению технологий и формированию общественной нетерпимости к коррупции.

Таким образом, для успешного снижения коррупции в России требуется не только совершенствование цифрового управления, но и продвижение независимых антикоррупционных структур и формирование культуры нулевой терпимости к коррупции.

Поделиться

320

Асанкина А. А. Коррупция под микроскопом: почему бороться с ней так сложно? // Актуальные исследования. 2024. №44 (226). Ч.II.С. 30-33. URL: https://apni.ru/article/10366-korrupciya-pod-mikroskopom-pochemu-borotsya-s-nej-tak-slozhno

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января