Главная
Конференции
Современное общество и личность: проблемы взаимодействия, вызовы и перспективы развития
Роль внеурочной деятельности в совершенствовании коммуникативных навыков у детей...

Роль внеурочной деятельности в совершенствовании коммуникативных навыков у детей с ОВЗ

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

кружковая работа
региональный компонент
дети с ОВЗ
общение
взаимодействие

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается актуальность использования внеурочной деятельности с привлечением регионального компонента для более успешного развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.

Текст статьи

Общение в дошкольном возрасте является сложной речевой деятельностью, которая требует от ребенка специфических умений и знаний, и которыми ребенок овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативности определяет успешную адаптацию детей в любой социальной среде.

Формирование коммуникативных навыков и умений у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, отличается от детей без нарушений речи, так как дети данной категории сталкиваются с трудностями, которые менее характерны для детей без речевой патологии, например, замедленный темп работы, сниженная активность, низкий уровень познавательных процессов, особенности их речевого нарушения (нарушение лексики, грамматики, связной речи). Поэтому перед педагогами логопедической группы возникает необходимость включение в вариативную часть программы материала, направленного на развитие коммуникативной компетенции.

Создавая кружок коррекционной направленности «Юные краеведы», мы опирались на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который определяет введение национально-регионального компонента в систему образования разного уровня [3].

Использование в кружковой работе материала, основанного на региональном компоненте, является значимым для детей с тяжелыми нарушениями речи, так как им легче приобретать коммуникативные знания и навыки не на отвлеченных представлениях, а на конкретном, знакомом материале, на том, что находится рядом, то, что их окружает.

С помощью изучения местной национальной культуры появляется возможность дать детям почувствовать себя частью общего целого – своего края, своей страны. Приобщение детей к региональной традиционной культуре позволит ребенку познакомиться с окружающим миром, развить интеллект, возможность развивать в ребенке творческие способности, самостоятельность, формировать наглядно-образное мышление, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Программа кружковой работы реализовывалась на дополнительных занятиях социально-коммуникативной направленности.

Цель программы: формирование коммуникативных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе знакомства с родным краем и применения полученных знаний на практике.

Основываясь на положения ФГОС ДО и Программы дополнительного образования с национально-региональным компонентом для детей с ОНР учителя-логопеда И. В. Степановой [2] были определены основные ступени кружковой работы:

  • первая ступень – формирование диалогической речи и связной монологической речи;
  • вторая – развитие умения работать в группе;
  • третья – формирование умения выполнять разные социальные роли на основе материала региональной культуры и их реализация на практике.

На первой ступени кружковой работы решаются следующие задачи:

  • развивать готовность сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям, которые нас окружают;
  • развивать умение задавать и отвечать на вопросы, так как вопрос в основном является началом диалогического общения и является стимуляцией к ответному высказыванию. Чтобы спросить о чем-то, дети должны научиться выделять основное, понять проблему и верно ее сформулировать.

Содержание данного направления предусматривает ознакомление детей с речевыми нарушениями с родным краем, который представлен семьей, природой малой Родины, знакомство с историей родного города.

Дети знакомятся с русскими народными потешками, прибаутками. Эти четкие считалки, напевно-забавные певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх («Плетень», «Ворон-воронок», «Иголка, ниточка, узелок», «Калачи» и др.). В процессе таких игр дети учатся управлять своим поведением, контролировать свои поступки, использовать коммуникативные навыки для решения организационных вопросов.

Реализуя вторую ступень кружковой работы, мы учим детей работать коллективно. Для достижения этой задачи, необходима общие цели, которые интересны всем детям, т. е. нужно добровольно участвовать в общем деле. Для этого организуется общая продуктивная творческая работа, при выполнении которой, детям предоставляется возможность активно использовать речевые навыки. На данной ступени знакомим детей с древним народным промыслом – Старооскольской глиняной игрушкой. Предлагаем детям создать мини-музей глиняных игрушек. Организуем творческую деятельность, в процессе которой дети лепят игрушки из глины.

На третьей ступени кружковой работы формируем у детей умение принимать на себя разные социальные роли. На первый план выходит общение детей друг с другом. Необходимо научить детей добиваться взаимопонимания, оказывать внимание на окружающих, убеждать и располагать к себе собеседника.

Содержание кружковой работы, на данной ступени, предусматривает в доступной для старших дошкольников форме, формировать представления о жизни людей в далекие времена и настоящем, об особенностях условий жизни, предметов быта, одежды, игрушек наших предков. Затем педагоги предлагают детям организовать сюжетные игры «Встреча гостей», «Старооскольская ярмарка», «Казачьи посиделки» и т. д. В процессе сюжетных игр формируются представления о правилах и способах организации эффективного общения со взрослыми и сверстниками, умения регулировать свое поведение.

Разработанная система занятий кружка «Юные краеведы» способствовала формированию всех элементов коммуникативной компетенции, т. е. формирование диалогической речи, монологической речи, умения работать в группе, умения выполнять разные социальные роли.

Таким образом, использование материала региональной культуры в кружковой работе для формирования коммуникативных навыков и умений является актуальной проблемой, потому что в современных условиях необходимо обращать внимание к исторической и культурной памяти родного края.

Список литературы

  1. Демина Г.Д. Реализация региональных и муниципальных приоритетов развития дошкольного образования в рамках ФГОС ДО на примере изучения истоков русской народной культуры [Текст] / Г.Д. Демина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – № 3. – С. 76-78.
  2. Степанова И.В. Программа дополнительного образования с национально-региональным компонентом для детей с ОНР [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/programa-dopolnitelnogo-obrazovanija-s-nacionalno-regionalnym-komponentom-dlja-detei-s-onr.html.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. – М: Перспектива, 2014. – 32 с.

Поделиться

156

Петрова С. В., Бредихина Т. П., Солдаткина Н. Н., Мазницына М. А. Роль внеурочной деятельности в совершенствовании коммуникативных навыков у детей с ОВЗ // Современное общество и личность: проблемы взаимодействия, вызовы и перспективы развития : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 октября 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 73-75. URL: https://apni.ru/article/10368-rol-vneurochnoj-deyatelnosti-v-sovershenstvovanii-kommunikativnyh-navykov-u-detej-s-ovz

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря