Главная
АИ #13 (16)
Статьи журнала АИ #13 (16)
Особенности восприятия времени в англоязычной, испаноязычной и русской культурах

Особенности восприятия времени в англоязычной, испаноязычной и русской культурах

Рубрика

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

восприятие времени
монохронное и полихронное время
культура
долгосрочная и краткосрочная ориентация
межкультурная коммуникация
временная категория
пунктуальность
линейное и циклическое время

Аннотация статьи

В статье показана эволюция отношения ко времени и его социальная роль в современном обществе. Сегодня, в связи с развитием урбанистической культуры, время воспринимается иначе и носит характер относительный, ускользающий, исчезающий. Были рассмотрены различные методы и подходы к изучению восприятия времени, а также составлена характеристика отношения ко времени у представителей англоязычных, испаноязычных и русской культур.

Текст статьи

Введение

В связи с тенденциями, задаваемыми процессом глобализации, стали чаще случаться межкультурные контакты, которые отражаются почти на каждой из сфер нашей жизни: политика, экономика, культура, наука и т.д. Однако культурные отличия народов, в чье число входит и различное восприятие временной категории, существенно отражаются на результатах кросс-культурных коммуникаций и международного взаимодействия.

Объект исследования: восприятие времени представителями различных культур.

Методы исследования: анализ, обобщение, описание, сравнение.

Категория времени до сих пор остается одним из самых загадочных явлений для человечества. Сложность изучения данного феномена состоит в том, что человек, который тесно связан со временем, до сих пор не смог научиться управлять им. Феномен времени и его осмысление, как важный фактор нашей жизни, подробно изучался в философии еще с древних времен. Одним из первых, кто заговорил о его психологической составляющей, был Аристотель, который утверждал, что движение, неразрывно связанное с категорией времени, существует в душе, которая в то время считалась единственным объектом, способным выполнить процесс счисления [5]. Он писал: «Может возникнуть сомнение: будет ли в отсутствие души существовать время или нет? Ведь если не может существовать считающее, не может быть и считаемого, а следовательно, ясно, что [не может быть] и числа, так как число есть или сосчитанное, или считаемое» [1]На протяжение еще многих столетий философы пытались понять взаимосвязь внутреннего, субъективного времени и внешнего, физического. Философы, сторонники эмпирических взглядов, такие, как Дж. Локк и Дж. Беркли говорили о времени, как о последовательности неких идей в сознании, однако также не могли определить их взаимосвязь. Беркли однажды сказал: «Каждый раз, когда я пытался составить простую идею времени с отвлечением от последовательности идей в моем духе, которое протекает единообразно и сопричастно всему сущему, я терялся и путался в безысходных затруднениях» [2]. Споры насчет характера источника времени не утихали вплоть до позапрошлого столетия.

Современные антропологи говорят о том, что эволюция понимания человеком категории времени связана с развитием органов чувств человека. Важно отметить, что для первобытных людей большую роль играли статичность и постоянство, а не изменчивость времени. Об этом в том числе свидетельствуют жертвенные акты и ритуалы, повторяющиеся в одно и то же время. Даже с зарождением первых цивилизаций человек старался жить настоящим.

В эпоху Нового времени, в период развития урбанистической культуры, восприятие времени кардинально отличается от предшествующего. Прежде всего этому способствовали быстрое развитие и рост городов, где время становилось доминантной категорией, неким эталоном, измеряющим события и движение жизни. У каждой крупной городской среды есть свой урбанистический ритм жизни, от которого становится зависима даже природная смена времени и длительность сезонов. Современное общество находится в постоянном развитии, переживая частые прорывы в различных научных и технических областях, а современный человек ощущает себя творцом, который создает и организует себя сам - концепция «Self-made Man». Происхождение человеческих ценностей также больше не имеет априорный характер, их искусственно создают и воспроизводят. Вместе с этим возникло понятие «временных монополий», которые производят и защищают, так называемые, локальные ценности. При таком восприятии окружающего мира большое значение отдается целям экзистенциального характера, которые возникают в связи усложнением структуры человеческого сознания. Что касается внутреннего восприятия, то время сегодня является очень ценным ресурсом, и его ценность состоит в том, что большинство людей по всему миру измеряет им свою жизнь. Осознав время и одно из его главных признаков - постоянное движение, человек вместе с ним осознает свою смертность. Часто данный факт помогает нам в понимании событий и явлений, а также способен заставить нас пересмотреть собственные приоритеты и взгляды. Вторая ценность времени состоит в его постоянной ощутимой почти каждым человеком нехватке. Здесь человек прибегает к планированию времени. Планирование своего времени значительно облегчает жизнь тем, кто ощущает его острую нехватку. Ребенка с детства пытаются научить жить по определенному расписанию, которое состоит из последовательных действий: подъем, завтрак, игры, прогулка, обед, сон, ужин, игры, сон. Однако осознание нужды в планировании приходит лишь тогда, когда ребенок учится ориентироваться во времени по часам. Планировать же время и составлять собственное расписание он начинает в начальных классах, когда перед ним встаёт вопрос: сделать то, что нужно (учеба) или же то, что хочется (игры). Это заставляет ребенка учиться составлять собственное расписание, чтобы успевать делать и то, и другое. С таких первых робких попыток начинает человек, и в будущем эти попытки помогут ему планировать свою жизнь на годы вперед. Иначе говоря, осознание нехватки времени приводит к способности влиять на собственную жизнь.

Таким образом, осознав свою смертность, общество желает оставить после себя следующее поколение. Этим объясняется стремление почти каждой культуры сохранить свои черты, традиции, знания и навыки. Многие из социальных институтов таких, как семья, государство, образование направлены именно на эту цель. Говоря более обобщенно, всё современное общество существует именно потому, что в древнейшие времена люди хотели сохранить те знания, которыми они обладали, веру, культуру, навыки, традиции. И все это благодаря определенному отношению ко времени, которое кардинально изменило жизнь всего человечества.

Культурные различия могут проявляться как в разнообразии традиций, обычаев, способах ведения быта, ритуалах, так и в восприятии и оценке окружающих нас вещей и событий. Следственно, моделированием этнокультурной картины мира чаще всего выступает своеобразный симбиоз культурно значимых признаков, со стереотипами и общим поведением. Однако, как мы уже знаем, одной из важных составляющих этой картины выступает восприятие временной категории.

Рассмотрим концепции, изложенные в разное время учеными из смежных наук. Начнем с концепции, изложенной Эдвардом Холлом, в рамках которой ученый выявлял два типа отношения культур ко временной категории - монохронный и полихронный. Представители монохронных культур характеризуются концентрацией на выполнении одной задачи, идентификацией с выполняемым делом, пунктуальностью и особым отношением ко времени как к важному ресурсу. К полихронной системе Холл отнес те культуры, где развита тенденция выполнения нескольких задач одновременно, допустима отвлеченность от дела, преобладает необязательность соблюдения договоров, непунктуальность как норма, а межличностные отношения являются важнее рабочих. Ее представители, как отмечает автор модели, более гибкие и спокойно относятся к ситуациям непредвиденного характера [6].

Следующая концепция принадлежит Р. Д. Льюису. В своей знаменитой статье «How Different Cultures Understand Time» Льюис поднимает проблему линейности, цикличности, и многоплановости времени [3]. Ярким представителем линейной концепции восприятия времени является США, где люди двигаются по прямой от решения одной задачи к решению другой, устремившись в будущее. Линейно-активные культуры большую роль отводят планированию и живут по законам концепции «Время-деньги». По мнению ученого, она зародилась на территории США, где с XVIII века велась борьба между мигрантами за драгоценные неизведанные участки земли, которые было необходимо приватизировать как можно скорее при таком большом потоке мигрантов. В свою очередь представителей циклического восприятия времени отличает неторопливость и безмятежность. Они воспринимают время как бесконечный цикл, который веками будет руководить сменой поколений. Представители таких культур не пытаются подчинить его себе, а наоборот - подстраиваются под него и живут по его законам. Цикличность времени означает, что пережитые моменты или трудности могут возникнуть вновь, а людям следует учиться на своих ошибках и в будущем стараться предотвратить тот же неблагоприятный исход.

Последователи Герта Хофстеде дополнили его модель типологии культур и ввели еще один критерий - долгосрочная ориентация. Страны с высоким показателем ориентируются на будущее и строят планы с долгосрочной перспективой. Культуры такого типа готовы отказаться от удовлетворения потребностей в настоящем времени и инвестировать в будущее поколение. Для них важен результат, они более стойко переносят неудачи. Страны с краткосрочной ориентацией живут настоящим. Здесь высоко ценятся традиции, выполнение, так называемого, общественного долга, соблюдение социальных условностей. В связи с постоянным давлением со стороны общественности люди здесь стараются жить не хуже, чем остальные и не расставаться с чувством собственного достоинства. Общество в целом ориентировано на быстрое достижение результатов, склонно к переменам и динамично развивается [7].

Исходя из собранных данных и анализа каждой из концепций можно охарактеризовать отношение ко времени и его восприятие представителями различны культур. Так, представители английской культуры, которых Эдвард Холл относит к монохронистам, характеризуются особенным отношением ко времени [6]. При описании восприятия времени англичанами Холл вводит понятия «предварительное время» - время, необходимое для урегулирования или для достижения договоренностей, а также «время ожидания», которое человек проводит в ожидании. Англичане уважительно относятся как к своему, так и к чужому времени, поэтому предварительное время для них будет составлять от двух до шести недель. Они также не любят заставлять себя ждать. Представители английской культуры линейно-активны, тонко чувствуют течение времени и подходят к его планированию со всей ответственностью. Краткосрочная ориентация позволяет им как следовать, так и создавать новые веяния и тенденции во всех сферах деятельности и легко адаптироваться.

В то же время представители американской культуры, в виду особого исторического развития, живут по законам высокого темпа, уважают время и называют его ценным ресурсом. Для них деньги приравнивается ко времени, а время – к деньгам. От того, насколько хорошо американец планирует свое время напрямую зависит его благосостояние. Американская культура - яркий представитель линейной концепции. Двигаясь от самой приоритетной задачи, он строит планы на последующие отрезки времени, не глядя назад, в прошлое. Американцы четко знают цену не только себе, но и своей работы [4]. Ими принято постоянно обсуждать способы заработка, трат, экономии денег и времени. Американец живет сегодняшним днем, но постоянно думает о будущем (краткосрочная ориентация).

Время для представителей русской культуры разнится в зависимости от региона и плотности его населения, однако не разительно. Нас не отличает высокий уровень пунктуальности, многие причисляют себя к мульти-активным представителям, способным выполнять несколько задач одновременно, однако это нередко негативно сказывается на качестве их результатов. Россиянин воспринимает время линейно, однако, по словам многих представителей западных культур, не уважает ни свое, ни чужое время, что следует признать на основе нашего подхода к планированию. Мы заточены на долгосрочной перспективе и зачастую не замечаем быстрое течение времени в густонаселенных регионах и крупных мегаполисах. В Москве и в некоторых районах Московской области, где сосредоточен весь основной бизнес-сектор в нашей стране, время играет важную роль при планировании из-за особого, ускоренного течения времени и большой плотности населения. Здесь перенос встречи или опоздание расцениваются как неуважительное отношение к чужому времени. Русская культура ориентирована на долгосрочную перспективу, и поэтому стремится научиться чему-то сейчас, чтобы иметь возможность пользоваться этим в будущем.

Испанцы и испаноговорящие страны – яркие представители полихронной системы и мульти-активисты. Их фатализм и почитание традиций стали определяющими факторами в восприятии времени. Для них пунктуальность является исключением из правил. Они нередко не соблюдают договоренности и не думают о времени как о ценном ресурсе. Испаноговорящие живут сегодняшним днем и чтят традиции прошлого. Представители испаноговорящих культур ставят семейные ценности, а также дружеские отношения выше любых рабочих договоренностей. По этой причине к переносу встречи здесь не будут относиться критично, а их планирование может происходить совершенно спонтанно. Это яркие представители мульти-активных культур.

Подводя итоги, следует еще раз подчеркнуть, что человечество все еще находится в поиске ответов на вопросы, связанные с временной категорией. Человек неразрывно связан с ней, а главная трагедия для него состоит в том, что он все еще не научился подчинять его себе и осознает его скоротечность и, как следствие, свою смертность. Его восприятие зависит от множества факторов: территориальные и культурные особенности, исторические события, обычаи, традиции, язык, характерные привычки и др. Необходимо отметить, что во время межкультурного контакта между представителями различных культур могут возникнуть недопонимания на почве разного восприятия времени, которые в свою очередь могут привести к возникновению межкультурного конфликта. Безусловно, данный анализ является обобщающим, и в реальности все зависит от конкретного представителя культуры, его личных привычек и предпочтений. Однако, готовясь к встрече, следует учесть общий факт различного восприятия времени и подробно изучить данный вопрос.

Список литературы

  1. Аристотель. Физика. / Аристотель Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. И. Доватура. – М.: Мысль, 1983
  2. Дж. Беркли, Трактат о началах человеческого знания, пер. Е. Ф. Дебольской, СПб., 1905
  3. Льюис Ричард Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. Пер. с англ. – 2-е изд. – М. Дело, 2001
  4. Фрека Э. Matryoshka как вести бизнес с иностранцами / Альпина Паблишер - Москва 2018
  5. Черняков А. Г. Онтология времени. Время и бытие в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. – СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001
  6. Hall, Е. Т. Beyond Culture. Garden City ; New York : Anchor Press, 1976.
  7. Hofstede Insights : Compare Countries : [website]. - URL: https://www.hofstede-insights.com/product/compare-countries/

Поделиться

8661

Фахретдинова В. А. Особенности восприятия времени в англоязычной, испаноязычной и русской культурах // Актуальные исследования. 2020. №13 (16). С. 18-22. URL: https://apni.ru/article/1037-osobennosti-vospriyatiya-vremeni-v-angloyaz

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января