Совершенствование нормативной правовой базы государственной гражданской службы является в настоящее время основным направлением развития систем государственной гражданской службы.
На протяжении уже нескольких десятилетий предпринимаются меры по реформированию указанных системы путем внесения изменений в действующее законодательство и принятия новых нормативных правовых актов [1, с. 333-335].
Принципы государственной гражданской службы - основополагающие и приоритетные начала, которыми должны руководствоваться все служащие, замещающие должности государственной гражданской службы, в процессе своей профессиональной деятельности. Принципы играют решающую роль в системе государственной службы. В частности, принципы профессионализма и компетентности ставят перед собой задачу повышения уровня системы государственной службы, поскольку рост показателей эффективности самого государства как субъекта управления напрямую зависит от этого роста.
Государственный гражданский служащий является особым субъектом в системе гражданско-служебных отношений, ему доверяется выполнять по поручению и за определенную плату задач и функций государства. При этом правовой статус гражданского служащего представляет собой комплекс прав, обязанностей, ответственности, гарантий, требований к поведению и ответственности, который приобретает гражданин с момента зачисления его на государственную должность государственной службы [2, с. 152-155].
Права данных субъектов административного права в целом носят обеспечивающий характер. Их наличие создает необходимые условия для успешной реализации служебных обязанностей государственных гражданских служащих. Обязанности государственных гражданских служащих являются основным элементом их правового статуса.
Действия, которые обязан совершить служащий четко обозначены в законе или нормативно-правовом акте, тем самым, исключается произвол над служащим со стороны представителя нанимателя.
Одной из наиболее актуальных проблем дисциплинарной ответственности является отсутствие в законах и иных нормативно-правовых актах РФ систем контроля, которая следит за соответствием наложенного дисциплинарного взыскания тяжести совершенного поступка.
На данный момент, к сожалению, в законе о гражданской службе неэффективны положения, которые посвящены дисциплинарной ответственности. Проблема здесь заключается в том, гражданские служащие остаются безнаказанными за совершение проступков [3, с. 3-13].
Можно «договориться» о смягчении наказания или просто ограничиться устным замечанием.
Для решения вышеназванных проблем необходимо принять следующие меры: необходимо уделить особое внимание при отборе кандидатов.
- внимание должно быть уделено в способностях кандидатов учитывать в своей профессиональной деятельности интересы граждан;
- усовершенствовать конкурсный отбор на государственную гражданскую службу; внедрить систему борьбы с коррупцией за счет внедрения в государственные органы современных технических средств наблюдения;
- на законодательном уровне ограничить действия вышестоящих государственных гражданских служащих над подчиненными сотрудниками и гражданами РФ;
- государственная гражданская служба нуждается во внедрении рейтинговых показателей эффективности работы служащих;
- детализировать и совершенствовать положения самого закона о государственной гражданской службе, а не издавать различное множество подзаконных актов;
- содействовать созданию законотворческих инициатив, которые призваны устранить существующие проблемы;
- утвердить четкий механизм формирования регионального законодательства;
- решить вопросы толкования на уровне федерации.
Внедрение определенных норм на региональном уровне должно быть проведено с учетом исторических особенностей регионов на основе существующего опыта [4, с. 11-18; 5, с. 85-86].
- принять меры для мониторинга юридически значимых действий, которые реализуются представителем нанимателя для избежания произвола;
- в законе определить субъекта, который определяет утрату доверия по отношению к гражданскому служащему, а также обозначить процедуру утраты доверия;
- установить правовые нормы, которые предоставляют специальные гарантии от увольнения;
- создать Дисциплинарный кодекс, который бы четко устанавливал вид и размер наказания, а также основания применения дисциплинарных мер;
- сделать различие между категориями гражданских служащих на квалификационные группы в зависимости от уровня наделения их публично-властными функциями в принятии управленческих решений;
- усовершенствовать процессуальные вопросы привлечения гражданских служащих к юридической ответственности.