Главная
АИ #44 (226)
Статьи журнала АИ #44 (226)
Инновационные технологии, применяемые в разработке беспилотных летательных аппар...

Инновационные технологии, применяемые в разработке беспилотных летательных аппаратов

Рубрика

Военное дело

Ключевые слова

беспилотные летательные аппараты
инновационные технологии
разработки
беспилотная авиация

Аннотация статьи

Современные беспилотные летательные аппараты (БПЛА) активно внедряются в различные сферы деятельности, включая сельское хозяйство, транспорт, охрану, а также в военную сферу деятельности. Инновационные технологии, используемые в их разработке, обеспечивают не только стабильную работу, но и высокую степень автономности, безопасности и эффективности. В данной статье рассматриваются ключевые технологии и их значение для будущего беспилотной авиации.

Текст статьи

Одной из наиболее значимых инноваций в разработке БПЛА являются автономные системы управления. Эти системы позволяют беспилотникам функционировать без постоянного контроля человека. Основными компонентами автономного управления являются [1]:

  • Системы навигации: Благодаря интеграции GPS и других навигационных технологий, БПЛА способны точно определять свое местоположение и планировать маршруты полета. Использование дифференциального GPS (DGPS) увеличивает точность навигации до нескольких сантиметров.
  • Сенсоры и датчики: Для обеспечения надежного управления используются различные сенсоры, включая ультразвуковые датчики, лидары и камеры. Эти устройства позволяют беспилотникам обнаруживать препятствия, идентифицировать объекты и обрабатывать информацию об окружающей среде в реальном времени.
  • Промышленные алгоритмы искусственного интеллекта (ИИ): ИИ становится важным элементом в обработке данных от сенсоров. Системы машинного обучения могут адаптироваться к изменяющимся условиям полета и самостоятельно принимать решения. Это обеспечивает не только безопасность полета, но и оптимизацию маршрута [2].

Автономные системы управления создают основу для надежного и эффективного использования БПЛА в различных сферах, увеличивая их функциональность и производительность.

Для полноценной работы БПЛА необходимы надежные системы связи. Устойчивое и быстрое соединение позволяет выполнять задачи в реальном времени и обеспечивать контроль над аппаратом. Ключевыми аспектами в этой области являются [1, 4]:

  • Технологии передачи данных: Использование 4G и 5G сетей значительно увеличивает эффективность передачи данных. Высокая скорость и низкая задержка обеспечивают возможность стриминга видео и передачи данных в режиме реального времени.
  • Системы связи на базе спутников: В условиях, где недостаточно наземной инфраструктуры, спутниковые системы связи становятся незаменимыми. Они обеспечивают связь на больших расстояниях, что особенно важно для поисково-спасательных операций и мониторинга удаленных территорий.
  • Протоколы безопасности: Для защиты данных и сигнала от несанкционированного доступа разрабатываются новые протоколы безопасности. Такие технологии, как шифрование и многоканальные связи, помогают снизить риск захвата управления беспилотными аппаратами.

Доказано, что надежная связь и высокая скорость передачи данных значительно повышают эффективность работы БПЛА, что делает их более привлекательными для различных отраслей.

Энергоэффективность – еще один ключевой аспект разработки БПЛА. Энергетические системы высокой эффективности являются важным элементом в снижении эксплуатационных затрат и увеличении времени автономной работы БПЛА. Инновационные решения в этой области играют важную роль в увеличении времени полета и снижении затрат на эксплуатацию, в которых важными направлениями являются: электрические двигатели, солнечные панели, системы управления энергией [5].

В некоторых моделях БПЛА интегрируются солнечные панели, которые позволяют увеличивать дальность полета. Такие решения способны значительно продлить время автономной работы аппарата без необходимости подзарядки.

Технология беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на солнечных батареях позволяет использовать солнечный свет для генерации электроэнергии в течение дня. Эта энергия накапливается в аккумуляторах для использования в ночное время, обеспечивая длительные полеты [2, 5].

Тонкие, гибкие и легкие солнечные панели, толщиной менее 200 микрометров, позволили сделать технологию БПЛА на солнечных батареях практичной. Нарезка кремниевых пластин до нескольких микрометров увеличивает гибкость панелей, облегчая их интеграцию в конструкцию БПЛА.

Для достижения максимальной энергоэффективности БПЛА на солнечных батареях летают на больших высотах, превышающих уровень коммерческого авиатрафика [5]. Эти высоты характеризуются минимальной облачностью и ветровой нагрузкой, что создает оптимальные условия для сбора солнечной энергии.

Среди экспериментальных БВС на солнечных батареях можно выделить несколько: отечественную «Сову», китайский «Qimingxing» и новозеландский «Kea Atmos Mk 1».

Рассмотрим их технические характеристики:

Российские компании разработали современный беспилотный летательный аппарат (БВС) «Сова» с уникальной конструкцией.

БВС имеет многофюзеляжную компоновку и крыло большого удлинения размахом 9,5 метра. Специальные материалы и конструктивные решения позволили создать аппарат с взлетной массой всего 11,8 кг.

Солнечные батареи, установленные на верхней поверхности, крыла, обеспечивают мощность более 270 Вт. Литий-ионные батареи емкостью 1272 Вт/ч обеспечивают длительный полет.

БВС может летать со скоростью около 9 м/с (более 30 км/ч), что делает его эффективным для различных применений (рис. 1).

image.png

Рис. 1. Беспилотный летательный аппарат «Сова»

Китайский беспилотный летательный аппарат (БПЛА), разработанный китайской компанией Aviation Industry Corp of China (AVIC), обладает достаточно интересными возможностями. Благодаря шести электромоторам и размаху его крыльев в 50 метров, он может подниматься на высоту более 20 км и оставаться в воздухе в течение длительного времени, включая ночное время. БПЛА способен осуществлять различного типа задачи, такие как георазведка, разведка лесных пожаров и атмосферных условий, картографирование и ретрансляция связи.

image.png

Рис. 2. Беспилотный летательный аппарат «Qimingxing-50»

Недавно новозеландская компания Kea Aerospace объявила о начале летных испытаний «Kea Atmos Mk 1», своего нового стратосферного беспилотника с питанием от солнечных батарей.

Этот беспилотник отличается размахом крыльев 12,5 м и весом менее 40 кг. Он будет летать на высоте около 15 км, собирая высококачественные аэрофотоснимки для различных применений, включая мониторинг экстремальных погодных явлений, наблюдение за окружающей средой и точное земледелие.

image.png

Рис. 3. Беспилотный летательный аппарат «Kea Atmos Mk 1»

В последние годы солнечные батареи стали играть все более важную роль в конструкции беспилотников. Инновации в панелях, аккумуляторах и электромоторах привели к улучшению характеристик, а использование передовых материалов в конструкции планеров обеспечивает прочность и малый вес [2].

Инновационные технологии, применяемые в разработке беспилотных летательных аппаратов, открывают новые горизонты для многогранного использования данной технологии. От автономных систем управления до передовых материалов – все эти достижения существенно улучшают эффективность и безопасность беспилотников. При этом важными остаются вопросы этики и безопасности, требующие внимательного и комплексного подхода [2].

Беспилотные летательные аппараты – это не просто технологический тренд, но и важный элемент, способный трансформировать наши представления о различных сферах деятельности. Их влияние будет расти, а развитие технологий откроет новые возможности применения.

Список литературы

  1. Абрамова О.В. Типы аккумуляторных батарей. 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://best-energy.com.ua/support/battery/414-vidy-i-tipy-akkumulyatornykh-batarej-vpodrobnostyakh.
  2. Антонов Д.А., Жарков М.В., Кузнецов И.М., Лунев Е.М., Проньнкин А.Н. Определение навигационных параметров беспилотного летательного аппарата на базе фотоизображения и инерциальных измерений // Труды МАИ. 2016. № 91. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=75632.
  3. Бухалев В.А., Болдинов В.А. Фильтрация сигналов при низкочастотных помехах в измерительного – информационных системах беспилотных летательных аппаратов // Труды МАИ. 2017. № 97. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=87283.
  4. Ронжин А.Л., Нгуен В.В., Соленая О.Я. Анализ проблем разработки беспилотных летательных манипуляторов и физического взаимодействия БЛА с наземными объектами // Труды МАИ. 2018. № 98. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=90439.
  5. Трохов Д.А., Туркин И.К. К вопросу проектирования беспилотного летательного аппарата для решения разведывательных задач на море // Труды МАИ. 2014. № 78. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=53735.
  6. Захаров М.Ю., Корниенко И.П. Значимость организации и поддержания взаимодействия войск национальной гвардии с территориальными войсками при выполнении служебно-боевых задач / Международный сборник научно-практических материалов «Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии», 2021. EDN: SYIFRZ.

Поделиться

478

Иванов С. С., Захаров М. Ю., Алимский А. А., Потапов Д. В. Инновационные технологии, применяемые в разработке беспилотных летательных аппаратов // Актуальные исследования. 2024. №44 (226). Ч.I.С. 54-58. URL: https://apni.ru/article/10373-innovacionnye-tehnologii-primenyaemye-v-razrabotke-bespilotnyh-letatelnyh-apparatov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января