Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – один из сложных периодов в жизни малыша и родителей. Это экзамен его здоровью, психики, эмоционального и физического развития. От того, насколько успешно адаптируется ребенок к ДОУ, будет зависеть не только его пребывание там, но и успешность дальнейшего обучения в школе. Всем малышам очень тяжело начинать ходить в детский сад.
Адаптация – это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребёнка детский сад, несомненно, является новым пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходиться приспосабливаться.
Часть детей адаптируются к саду относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация тогда длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин: особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка, наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы, состояния здоровья, резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться, и той, в которой он находится в детском саду, разницы методов воспитания.
Показателями окончания периода адаптации являются: глубокий сон, хороший аппетит, бодрое положительное эмоциональное состояние, активное поведение.
Основная цель образовательной работы воспитателя в адаптационный период в детском саду – помочь малышам как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее. Чтобы процесс адаптации проходил успешно, в нашем детском саду работа ведется по трём направлениям:
- Создание условий в группе.
- Использование различных адаптационных методов и приемов.
- Взаимодействие с родителями.
Во время адаптационного периода особое внимание необходимо уделить созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе с целью формирования чувства уверенности у каждого ребенка. В группе мы организуем щадящий режим дня, создаем комфортную предметно-пространственную развивающую среду, которая поспособствует снижению стресса у детей.
Например, уголок уединения позволяет малышам уединиться, провести несколько мгновений в тишине, рассмотреть картинки, поиграть с игрушкой. В группе имеется большой выбор игрушек, которые помогают справиться с напряженной ситуацией в период привыкания. Комплекты игрового и дидактического оборудования доступны, размещены так, чтобы малыш мог подойти и взять понравившуюся игрушку.
В адаптационный период мы отдаем предпочтение индивидуальным формам работы или с небольшими подгруппами детей (3–4 ребенка). Мы организуем разнообразные виды деятельности, чтобы каждому ребенку в течение дня дать возможность для самореализации.
Например, в играх с песком проявляется естественная активность малышей. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Он положительно влияет на эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации малышей. На этапе адаптации малышей используем обучающие игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики. Эти несложные упражнения доступны детям и способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Дети двух-трехлетнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Именно мы педагоги должны, научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.
Сенсорные игры, пальчиковые игры, речевые игры, рисование карандашами и красками, восковыми мелками, работа с пластилином, слушание негромкой, спокойной музыки.
С целью безболезненной адаптации ребенка к условиям ДОУ мы применяем такие формы и способы адаптации детей как:
- Элементы телесной терапии (обнять, погладить, взять на руки). С помощью телесно-ориентированной терапии улучшается самочувствие малышей.
- Элементы театрализованной деятельности, показ настольного театра «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба». Дети с большим удовольствием слушают, сопереживают героям, радуются за них.
- Слушание музыки и развитие движений. Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Они ищут источник звучания, ждут звуки музыки при виде металлофона, колокольчика или других музыкальных инструментов.
- Игровые методы взаимодействия с ребенком. В адаптационный период мы отдаем предпочтение играм, направленным на неожиданный эффект: выдувание мыльных пузырей, игры с воздушными шарами, солнечным зайчиком и др.
Во время режимных моментов мы учитываем индивидуальные особенности малышей, их привычки и предпочтения. Если ребенок привык дома засыпать с любимой игрушкой, то рядом с ним в кровати игрушка. Во время засыпания ласкаем малышей, садимся с ними рядом, поем колыбельные песенки. Именно, таким образом нами создается возможность для облегчённого приобщения ребенка к условиям и требованиям новой среды.
Успешная адаптация ребенка к условиям ДОУ во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Единство требований со стороны взрослых, любовь и терпение, квалифицированный подход к детям в адаптационный период, игры, образовательная деятельность, делают пребывание ребенка в детском учреждении интересным, радостным и полезным. Для того чтобы создать оптимальные условия для развития детей, практикуются различные формы работы с семьей, такие как: анкетирование, консультации, беседы, родительские собрания, семейные гостиные, проектная деятельность и другие.
Таким образом, необходимое условие успешной адаптации ребёнка к детскому саду – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и детском саду.