Психологическая безопасность в системе высшего образования, с точки зрения научного подхода, рассматривается, как процесс защиты жизненно важных ценностных ориентиров и личностных достоинств человека от внутренних и окружающих угроз. С. В. Пазухина [5] в своих трудах отмечает, что высокий уровень психологической безопасности подразумевает умеренный и благоразумный подход к негативной среде, стрессовым ситуациям и внешнему эмоциональному давлению. В контексте образовательной среды психологическая безопасность характеризуется ограждением личности от разного рода форм насилия: психологического, эмоционального и/или физического со стороны других субъектов образования.
В современном мире активно используется и применяется понятие психологической безопасности в образовательной среде. Стало важно понимать под развивающим образованием не только методы, применяемые для формирования умственных навыков обучающихся, но и способы развития личностных способностей, моделируя самоценность и индивидуальную значимость у студентов, что особенно важно учитывать для студенческого возраста. Возрастной период вхождения на новую ступень образования после школьной характеризуется наиболее активным личностным совершенствованием. А именно, развивается система ценностей, нравственно-моральные нормы и стабилизируется характер человека. В данном возрасте, когда студенты сталкиваются с новыми учебными требованиями, переживают период адаптации к пока ещё незнакомым образовательным условиям, особенно важно учитывать и отслеживать их уровень психологической безопасности и корректировать его развитие для успешного вхождения во взрослую жизнь. Ведь именно благодаря безопасности строится демократическое общество и равноправный взаимоуважаемый социум [1].
Критериями психологической безопасности принято считать такие факторы, как чувство защищённости человека с учетом его личностных и персональных качеств; его безопасность, как участника образовательной среды; защита профессиональной и студенческой стороны человека. Безопасной образовательной средой считается та, которая поддерживает следующие условия: психологически устойчивые и безопасные участники образовательной среды, не оказывающие давления и буллинга в сторону других субъектов; образовательная среда, в которой используются передовые и проверенные методы педагогики, а также не пренебрегающие технологиями для повышения уровня психологической безопасности; использование психологически безопасных и действенных технологий для комфортного процесса обучения [3]. Исходя из этого следует отметить, что если данные критерии безопасной образовательной среды нарушены, то, следует полагать, что структура личности и развитие человека, как субъекта такой образовательной среды так же носит деформирующий характер. Отклонение от поддержки здоровой и защищённой среды в образовательной системе может вызвать у её участников проблемы в коммуникативных, личностных и учебно-профессиональных взаимоотношениях. Правильно считать, что комфорт и личная безопасность каждого студента в условиях правильно сформированного защищённого от внешних раздражителей пространства – это залог безопасности для всех субъектов образования. Ровным счётом, формируя необходимые условия для безопасности одной личности происходит формирование стабильного и позитивного уровня психологической безопасности всей системы образования. Важно лишь помнить, что происходить это должно индивидуально для каждого члена образовательной среды [4].
Рассмотрим технологию уровней, отношений и видов психологической безопасности, встречающейся в образовательной среде, опираясь на исследования И. А. Баевой [1]. Существуют следующие виды, определяющие степень психологической безопасности: пассивность/активность, устойчивость/неустойчивость и самостоятельность/управляемость. Показатель каждого вида даёт возможность выявить общий уровень психологической безопасности в группе и позволяет помочь увидеть, из-за чего конкретно сформирована та или иная степень психологической безопасности, делящаяся на позитивное отношение к образовательной среде, нейтральное отношение к образовательной среде и, соответственно, негативное отношение к образовательной среде.
Для обеспечения позитивного уровня психологической безопасности необходимо поддержание здоровой коммуникации, снабжение необходимым количеством эмоциональной поддержки и оказание помощи в процессе адаптации. Важно отметить, что для действенной и показательно результативной работы необходимо выявить вариант жизнедеятельности, которую организует для себя индивид. Выделяют четыре варианта, подразумевающие модели самообеспечения безопасности или, наоборот, подвергающие своё психологическое состояние опасности. Из них, оберегающая безопасность - субъективно и объективно безопасная жизнедеятельность; оберегающая, но психоэмоционально затратная безопасность – субъективно безопасная, объективно опасная жизнедеятельность; субъективно опасная (здоровьезатратная), но объективно безопасная (психоэмоционально незатратная) жизнедеятельность; в обоих случаях опасная жизнедеятельность, считающаяся истинной формой психологической беззащитности. Руководясь данными вариантами, можно подобрать действенную программу, реализующую поднятие уровня психологической безопасности. Это поможет направить психолого-педагогическую помощь на объективную оценку ситуации и её принятие, а также поможет оказать содействие в здоровом преодолении реакции сопротивления на перемены и изменения. Благодаря данным навыкам оказывается влияние на реализацию безопасного образа жизни [1].
Не менее важным аспектом становятся межличностные взаимодействия между преподавателем и студентом. В современных методах образования давно закрепилось мнение, что складывающиеся деструктивные отношения со стороны преподавателей к студентам традиционно прогрессируют в форме, где преподаватель стоит выше студентов, превышая свои полномочия. Данная система отношений пагубно влияет на психоэмоциональное равновесие как отдельной личности студента, так и всей группы в целом. Это влечёт за собой проблемы для психологически безопасной среды. Именно поэтому, важно помнить, что студенты в образовательной системе такие же субъекты, имеющие право на чувство психологической и физической защиты [2].
Комфортное обеспечение психологической безопасности возможно при условии сохранения следующих критериев, выделенных И. А. Баевой [1]. Первый критерий выступает за формирование психологической защиты от выступающего извне психологического насилия и угроз для всех субъектов образования в рамках образовательной среды. Второй критерий вытекает из первого, и характеризуется референтной значимостью, что подразумевается в проявляющейся угрозе психологической безопасности из-за неудовлетворённости образовательным процессом. Вследствие чего, обучающиеся не в силах реализовать свои способности. Третьим критерием является положительное взаимодействие и демократические отношения между участниками образования. Для правильного формирования позитивного уровня психологической безопасности все три критерия должны существовать одновременно.
Таким образом, комфортная и эффективная образовательная среда будет возможно при условии комфорта для всех участников этой образовательной среды. Также, важно осознавать, что комфорт одного человека не должен вызывать дискомфорт у другого. Для этого созданы многочисленные психолого-педагогические программы по формированию психологически безопасных отношений. С их помощью возможно направлять группу на решение общих задач, создавать условия, в которых субъекты учатся правильному взаимодействию друг с другом, а также, приобретают навыки эффективных форм общения с преподавателями.