Главная
АИ #44 (226)
Статьи журнала АИ #44 (226)
Автоматизация процесса управления закупками: путь к эффективности и прозрачности

Автоматизация процесса управления закупками: путь к эффективности и прозрачности

Рубрика

Информационные технологии

Ключевые слова

автоматизация
бизнес-процессы
роботизация
ценность
алгоритм

Аннотация статьи

Статья исследует важность автоматизации управления закупками для повышения эффективности предприятия. Описывается метод сквозного процесса source-to-pay (S2P), оптимизирующий управление запасами и закупками. Особое внимание уделяется анализу бизнес-процессов с точки зрения добавления ценности клиенту и предприятию. Предлагается использование метода АВС для определения затрат. Описывается внедрение искусственного интеллекта (ИИ) и роботизации бизнес-процессов (RPA) для автоматизации S2P, освобождая сотрудников для более важных задач.

Текст статьи

Управление закупками является критически важным аспектом деятельности любого предприятия, влияющим на его конкурентоспособность, эффективность и устойчивость. Сложность и трудность контроля закупочной деятельности могут снижать производительность и приводить к дополнительным затратам. Для ускорения процесса закупок необходим быстрый обмен материалами и информацией внутри предприятия.

Одним из эффективных способов автоматизации бизнес-процесса управления закупками является выстраивание сквозного процесса source-to-pay (S2P). Этот процесс охватывает все этапы закупки – от поиска поставщика до оплаты – и позволяет оптимизировать управление запасами, потребностями и закупками.

Дерево бизнес-процессов является систематизированным отражением модели предприятия в рамках процессного управления. [1] Оно позволяет наглядно представить все основные и вспомогательные процессы, которые выполняются на предприятии.

В данной статье мы рассмотрим дерево бизнес-процесса «Управление закупочной деятельностью», которое включает в себя следующие подпроцессы (табл.), отражающие его сущность:

Таблица

Дерево бизнес-процесса «Управление закупочной деятельностью»

Номер и уровень процесса

Наименование процесса (подпроцесса)

1 уровень

2 уровень

3 уровень

SC 1

Управление закупочной деятельностью

SC 1.1

 

Планирование потребности

SC 1.2

 

Исследование рынка

SC 1.3

 

Выбор контрагента

 

SC 1.3.1.

Анализ коммерческих предложений

 

SC 1.3.2.

Сбор документов от поставщика

SC 1.4.

 

Договорная деятельность с поставщиком

SC 1.5

 

Оперативное управление поставками

 

SC 1.5.1.

Мониторинг заказов

 

SC 1.5.2.

Оценка качества поставок

SC 1.6.

 

Инициация и осуществления оплаты

В бизнес-процессах предприятий создаётся потребительская ценность, поэтому процессы полезно классифицировать и анализировать с точки зрения добавления ценности.

Ценность для клиента создаётся деятельностью (процессами). Затраты также зависят от деятельности: чем больше или меньше деятельности, тем больше или меньше затрат.

Необходимые затраты связаны с деятельностью, которая создаёт ценность для клиента или для бизнеса в целом. Деятельность, которая не создаёт ценности, приводит к неэффективному использованию ресурсов.

Для анализа бизнес-процессов с точки зрения добавления ценности можно использовать метод АВС, основанный на предположении, что результаты «потребляются» процессами, а процессы «потребляют» затраты.

При проведении анализа закупочного процесса с точки зрения добавления ценности, выявлена деятельность, не создающая ценность (рис. 1).

image.png

Рис. 1. Деятельность создающая ценность и затраты в процессе

Одной из ключевых задач для оптимизации и автоматизации процесса S2P является деятельность, не создающая ценности. Автоматизация этого процесса позволяет оптимизировать управление запасами, потребностями и закупками, обеспечивая повышение эффективности, экономию ресурсов и прозрачность.

Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) и роботизации бизнес-процессов (RPA) существенно снижает трудозатраты, автоматизируя повторяющиеся и рутинные задачи. Технологии позволяют людям повышать свою производительность, действуя как помощник – напоминая, распределяя нагрузку, предоставляя больше информации для принятия решений [2].

Современная технология автоматизации сервисов управления офисными операциями – технология RPA – выступает в качестве виртуального сотрудника или программного робота, который выполняет рутинные процессы, заменяя человека.

Для того чтобы RPA стала возможной, бизнес-процесс должен отвечать определённому набору критериев: укладываться в алгоритм и быть повторяемым. Именно на основе алгоритмов программные роботы будут работать и осуществлять заданный набор стандартных операций.

Критерий повторяемость – это действия задач с низкой добавочной ценностью по сценарию, которые обычно выполняются пользователями вручную.

Рассмотрим алгоритм в виде блок-схемы детально в разрезе задач. Алгоритм – это общая последовательность выполнения бизнес – процесса. Благодаря единому алгоритму каждое выполнение бизнес-процесса будет проходить одинаковые этапы [3].

image.png

Рис. 2. Алгоритм шага «Проверка контрагента»

В заключение можно сказать, что автоматизация процесса управления закупками является важным шагом на пути к повышению эффективности, прозрачности и конкурентоспособности предприятия. Внедрение современных технологий, таких как ИИ и RPA, позволяет оптимизировать затраты, снизить трудозатраты и повысить производительность.

Дальнейшие исследования в этой области могут быть направлены на разработку более совершенных алгоритмов и методов анализа бизнес-процессов с точки зрения добавления ценности. Это позволит предприятиям ещё больше повысить свою эффективность и конкурентоспособность.

Список литературы

  1. Дерево бизнес-процессов | Глоссарий ПитерСофт. URL: piter-soft.ru (дата обращения: 28.10.2024).
  2. Бизнес-процессы: как это работает. Сила линейных алгоритмов. Виктор Лучков, 2021. 148 с.
  3. Свод знаний по управлению бизнес-процессами: BPM CBOK 4.0, 330 с.

Поделиться

133

Рахимова Э. И. Автоматизация процесса управления закупками: путь к эффективности и прозрачности // Актуальные исследования. 2024. №44 (226). Ч.I.С. 80-82. URL: https://apni.ru/article/10378-avtomatizaciya-processa-upravleniya-zakupkami-put-k-effektivnosti-i-prozrachnosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Информационные технологии»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря