Методологические подходы к организации образовательной деятельности на занятиях по финансовой грамотности
научный журнал «Актуальные исследования» #13 (16), июль '20

Методологические подходы к организации образовательной деятельности на занятиях по финансовой грамотности

В статье раскрываются особенности реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в образовании. Внедрение финансовой грамотности в образовательный процесс заставляет искать новые формы работы и помогает расширять практические знания школьников. Основными методами на занятиях в школе используются игры, дебаты, комментированное чтение, решение практико-ориентированных задач. В результате опыта работы можно сделать вывод о том, что учащиеся, не имея экономических знаний и не обладая обширными знаниями по обществознанию, способны решать практические задачи, показывая высокую степень активности и интереса.

Аннотация статьи
экономика
экономические знания
финансовые решения
финансовая грамотность
школьники
Ключевые слова

Финансовое просвещение и воспитание детей – сравнительно новое направление в педагогике. Согласно Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на период 2017-2023 годов, утвержденной распоряжением Правительством Российской Федерации 25 сентября 2017 года, создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения считается «необходимым условием повышения уровня и качества жизни граждан», в том числе за счет обучения их рациональному использованию финансовых продуктов и услуг надлежащего качества. Задача формирования финансовой грамотности школьников определена как одна из ведущих [3, с.1]. В данном документе обучающиеся школ выделены как приоритетная целевая группа, потому что именно они составляют потенциал будущего развития России. Человек, умеющий принимать эффективные решения в отношении личных финансов, способен также успешно решать более сложные задачи развития России. Знание базовых понятий финансовой грамотности и владение навыками их использования в практической деятельности дают возможность человеку эффективно управлять личными финансами, то есть контролировать расходы и доходы, планировать личный бюджет, пользоваться накопительными и страховыми инструментами, ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами.

Изучение финансовой грамотности в образовательной школе реализует интересы учащихся в сфере экономики семьи. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность ребятам грамотно управлять своими денежными средствами. В ГБОУ СОШ № 5 г.о. Кинеля введен курс внеурочной деятельности общеинтелектуального направления в 5-7 классах.

Содержание курса направлено на формирование компетенций и умения принимать финансовые решения в повседневной жизни и развивает процессы самопознания, самовыражения учащихся.

Все дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и овладевая, таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Основные содержательные лини курса финансовой грамотности в 6 классе происходит в форме модульно изучения основных тем:

  • Деньги, их история, виды и функции;
  • Семейный бюджет: доходы и расходы семьи;
  • Риски потери денег, финансовые мошенники;
  • Искусство совершения покупок;
  • Услуги финансовых организаций;
  • Финансовое поведение человека.

Повысить интерес к изучаемому материалу помогают онлайн уроки по финансовой грамоте и материалы по изучению финансовой грамотности.

Учитывая психологические и возрастные особенности учащихся, выбираются традиционные и интерактивные формы обучения на занятиях.

Это командные и деловые игры, мини исследование, аукционы, решение практических задач, мозговой штурм. Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими дисциплинами как математика, история, обществознание география, литература.

К настоящему времени детально разработано много моделей современных финансовых вычислений: от самых простых и доступных, например, расчетов кредитных операций и заканчивая более сложными, такими как технология анализа временных рядов.

Большинство задач, позволяющих познакомить школьников с финансовыми расчетами – это финансовые задачи, использованные в определённых условиях. Среди них особое место занимают практико-ориентированные задачи. Как составить личный финансовый план? Как накопить на поездку? Как распознать финансовых мошенников? Практико-ориентированные задачи научат школьников разбираться в вопросах управления личными финансами, имеющими большое значение в практической жизни каждого человека.

Примеры практических задач.

  1. «Изучение устройства и показателей счетчиков воды» – анализ полученных результатов за разные месяцы (январь, июнь).
  2. «Изучаем этикетки товаров» (продуктовых и промышленных товаров) – развитие навыков грамотного покупателя. Создание «Эталонной этикетки»
  3. «Самый лучший подарок» – анализ сайтов закупок. Цель: научить анализировать свои желания и коммерческие предложения. Создание алгоритма действий финансово грамотного покупателя.
  4. «Сказочные герои – мои помощники» - групповая игра, для решения финансовой цели.

Например, при изучении темы «Откуда берутся деньги?» можно воспользоваться классической детской литературой и предложить анализировать финансовые ситуации.

Группа 1. Задача «Откуда берутся деньги?». Задание – чтение отрывка и анализ ситуации.

Например, сказка Э. Успенского «Клад из деревни Простоквашино», рассказывает, что можно осуществить свою мечту просто найти клад. Дядя Федор кот и Щарик «…на одно место пришли в лесу. Там была большая гора земляная, а в горе пещера была. В ней когда-то разбойники жили. И дядя Фёдор стал копать… И тут у дяди Фёдора лопата как звякнет обо что-то – а это сундук окованный. А в нём всякие сокровища и монеты старинные. И камни драгоценные. Взяли они этот сундук и домой пошли» [5, с.18].

Таким образом надо взять в руки лопату и копать, нужно знать место, где спрятан клад. В противном случае можно искать всю жизнь и не найти.

Группа 2. Задача Откуда берутся деньги? Задание чтение отрывка и анализ ситуации.

Сказка Г.-Х. Андерсена «Огниво», надо встретить ведьму, она и укажет нужное дерево и способ как деньги получить: «… Влезь наверх, там будет дупло, ты и спустись в него, в самый низ… увидишь большой подземный ход; в нем горит больше сотни ламп, и там совсем светло. Ты увидишь три двери; можешь отворить их, ключи торчат снаружи. Войди в первую комнату; посреди комнаты увидишь большой сундук… бери себе денежки. А захочешь, так достанешь и золота, сколько сможешь унести…» [2, с.8]. Но где в современном городе встретить ведьму и как ее узнать. Этот способ совсем нельзя рассматривать.

Группа 3. Вспомнить сказку К. Чуковского «Муха Цокотуха». Назвать способ обогащения.

Надеяться на удачу сложно это редкое везение, например, как Муха Цокотуха в сказке К. Чуковского «Муха Цокотуха» просто идти и денежку найти. Способ заработать подходит для взрослых людей, дети устроиться на работу не могут, а значит и получать заработную плату.

Группа 4. В сказке Ш. Перро «Кот в сапогах». Назвать способ обогащения.

Если рассматривать вопрос о получении наследства, то большое наследство может достаться не всегда, разве только повезет и в наследство достанется находчивый и умный кот. Но младший сын в сказке Ш. Перро «Кот в сапогах» не сразу поверил, что это удача [4, с. 71]. Этот способ не подходит- родителей очень люблю!

Группа 5. Вспомнить сказку А.Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», назвать описанный способ обогащения.

Можно положить, спрятать, закопать деньги и ждать пока «сумма увеличиться.» Но если вспомнить сказку А.Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», то становиться понятно, что если просто закопать монеты в землю, произнести волшебные слова и ждать пока врастет денежное дерево – это обман. «В Стране Дураков есть волшебное поле, - называется Поле Чудес... На этом поле выкопай ямку, скажи три раза: "Крекс, фекс, пекс", положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое деревце, на нем вместо листьев будут висеть золотые монет»- такими словами убеждала Лиса доверчивого Буратино [1, с.6]. Ловкие мошенники кот Базилио и лиса Алиса придумали эту хитрость, чтобы отобрать и присвоить чужое. Как только сдали Буратино в полицию, наговорив, что он «опасный воришка». Сразу «помчались на пустырь особым хитрым галопом, занося задние ноги вбок… Лиса и кот, не теряя времени, выкопали четыре золотые монеты» и поделили. Таким образом, сохранность и увеличение денежной суммы может гарантировать только банк. Но дети не могут без сопровождения взрослых воспользоваться услугами банка.

Отмечу ряд трудностей, с которыми пришлось столкнуться: в ходе решения задач: ученикам было сложно аргументировать ответы, недостаточно развиты вычислительные навыки и слабая общая осведомленность о финансах, бюджете семьи и экономики в целом.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в школьном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Текст статьи
  1. Толстой А.Н. Золотой ключик или приключения Буратино. - М.: Просвещение, 2001. - 123с.
  2. Андерсен Г.-Х. Огниво. - М. : Детская литература, 2003.- 104с.
  3. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы Распоряжение правительства РФ от 25.09.2017 // https://fmc.hse.ru/strategy (дата обращения 2.09.2019)
  4. Перро Ш. Кот в сапогах. - М. : Детская литература, 2013.- 89с.
  5. Успенский Э. Клад из деревни Простоквашино. - М. : Детская литература, 2015.- 164с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 августа по 16 августа
Остался 1 день до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
20 августа
Загрузка в elibrary
20 августа
Рассылка печатных экземпляров
24 августа