Существует два основных подхода к объяснению различий в психике и когнитивных способностях мужчин и женщин – биологический и социальный. Биологический подход предполагает, что различия между мужчинами и женщинами объясняются генетическими и гормональными факторами, строением мозга, врожденными особенностями конституции, темпераментом. Биологический подход предполагает, что различия между мужчинами и женщинами объясняются генетическими и гормональными факторами, строением мозга, врожденными особенностями конституции, темпераментом. Социальный подход предполагает, что различия между полами формируются обществом.
Отличия в мышлении мужчин и женщин – загадка, которая уже давно занимает ученых. Последнее время психологи и физиологи все больше склонялись к тому, что эти различия складываются в процессе социализации ребенка. Но все оказалось не так просто: зоологи все чаще обнаруживают различия в мужском и женском стиле мышления у братьев наших меньших.
Согласно исследованиям, воспитание действительно существенно влияет на познавательные способности мужчин и женщин. Ожидания родителей, поощрение и беспокойство педагогов заставляют мальчиков с большим интересом заниматься математикой и физикой, развивается склонность к самостоятельному принятию решений, а девочек – лучше успевать по языку и литературе.
Психологические различия, присущие поведению мужчин и женщин, часто приписывают разнице в их образе жизни. Во времена наших предков: мужчины от природы, бесспорно, сильнее – потому они охотились; женщинам же дана исключительная способность рожать и выкармливать детей - потому они чаще сидели в пещерах, а свой вклад в пропитание племени вносили собирательством, а позже – приготовлением пищи. Разумеется, отрицать этого нельзя: тысячелетиями выработанные привычки не могли не повлиять на культурные нормы поведения, да и в процессе эволюции, как известно, отбирались более приспособленные особи, а значит, те, кто больше соответствовал нужным «ролям».
По данным нейрофизиологов и нейропсихологов, именно различия в структуре и работе головного мозга определяют особенности развития детей разных полов. У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки. У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление. У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера [6, с. 63-71].
Отличия в уровне и особенностях интеллекта мужчин и женщин объясняют с двух позиций: с одной стороны, как следствие генетических особенностей, как-то гормональный фон, и особенностей строения и работы головного мозга; с позиции социальной, как результат разного полоролевого распределения и общества, воздействующего на детей через основные виды игр, систему приоритетов и ожиданий. Общество изначально ориентирует мужчину на значимость внешних обстоятельств, на признание другими мужчинами, формируют самооценку, ориентирующуюся на результаты – как-то карьера, деньги, признание. Женщин же подталкивают к значимости для них отношений, семьи, эмоциональной гармонии. От мальчиков ожидают более яркого проявления математических способностей, более высокого интеллекта, лучшего практического мышления, от девочек ожидают скорее прилежания, чем гениальности. В принципе, в настоящий момент мы наблюдаем определённый слом стереотипов и общественных ожиданий и от женщин, и от мужчин [5, с. 6-19].
Во многих случаях различия между полами объясняются сочетанием биологических и социальных факторов. Г. А. Попова считает, что пол объясняет только 5% различий в способностях мужчин и женщин, а 95% различий можно объяснить возрастом, интеллектом, уровнем образования человека, условиями его социализации и другими подобными факторами [3, с. 51].
В то же время в гендерных кризисах, дисфории и различных формах гендерной репрезентации видны заметные следы акцентов характера, расстройств личности и экзистенциальных проблем. Это позволяет нам предположить, что гендер как социальная конструкция является результатом функционирования личности, нарушаемого внутренними факторами, включая индивидуальные психологические особенности.
Выделение понятия «гендера» как социального или психологического пола вызвало активную разработку различных подходов к гендерным различиям и факторам формирования гендерной идентичности, среди которых сегодня лидируют социокультурные теории.
Социальный подход основан на отрицании определяющей поведенческой роли биологического пола (как это подразумевает социалистический подход), а также на наличии причинно-следственной зависимости между мужской и женской психофизиологией. Теория подчеркивает деятельность самого человека в так называемой конструкции пола (П. Бергер, Т. Лукман, И. Гоффман и др.).
Российская психология долгое время оставалась на позиции гендерно-ролевой социализации и придерживалась социалистического взгляда на гендерную идентификацию, прежде чем вопрос гендерной идентичности обособился и стал детально изучаться с позиций субъективного подхода.
Современные российские ученые сегодня активно разрабатывают проблемы гендерной идентичности, выделяя ее в структуре самосознания как самостоятельное явление. В современном обществе гендерная идентичность человека является одной из наиболее изученных тем (Ю. В. Градскова, Е. А. Здравомыслова, В. Е. Каган, И. С. Клецина, Е. Я. Мещеркина, Л. Н. Ожигова и др.).
Все вышеупомянутые исследования показывают, что существует четкая связь между гендерной идентичностью и различными психическими, личными и экзистенциальными аспектами, которые требуют более тщательного изучения.
Гендерная идентичность, согласно исследованиям А. В. Григорьевой, С. А. Водяха, является неотъемлемой частью целостного развития личности, феноменом, определяемым физиологическими процессами, культурными и экологическими влияниями, и обладает характеристиками субъективности, интегративности и динамичности, которые, по мнению авторов, функционируют через призму, лежащую в сфере индивидуальных психологических характеристик, а также со степенью онтологической достоверности., с которым связана сила самости [1, c. 155].
Мужчины по генотипу имеют большее разнообразие качеств, в том числе и интеллектуальных, а женщины возможность меняться под влиянием внешних условий. Следует отметить, что в подростковом возрасте у мальчиков слабо развиты аналитико-синтетические способности и пространственные представления. Их суждения по большей части построены на основе явных взаимосвязей объектов. Их мышление склонно к постоянству. Если говорить о девушках, то они более восприимчивы, у них лучше развиты сенсорные способности, воображение и способности к абстрактному мышлению. Девочки легче и точнее формулируют свои мысли. Они могут лучше выделять общие признаки и свойства объектов [7]. Отдельные познавательные особенности составляют основу интеллектуальных способностей человека, поэтому важно отметить различия этих процессов у мужчин и женщин. Например, по скорости восприятия деталей и переключения внимания женщины показывают большую эффективность, чем мужчины, у них выше избирательность, устойчивость, объем внимания. При этом мужчины за счет более широкого, чем у женщин, распределения внимания в незнакомой обстановке держатся увереннее, лучше ориентируются. Но при этом женщины известную местность знают лучше, чем мужчины. М. М. Гарифуллиной и Э. Р. Пээтс выявляется, что у мужчин образное мышление имеет более высокий уровень развития, чем у женщин [8, с. 10-12].
Нельзя не учесть гендерные различия эмоционального и социального интеллекта. Эмоции рассматриваются в качестве регуляторов поведения личности. Мальчики демонстрируют более высокий уровень самоконтроля. Девочки проявляют способности понимать и управлять эмоциями окружающих людей. Это связано с тем, что родители поощряли в детях проявление разных эмоциональных качеств: у дочерей эмпатийной отзывчивости, а у сыновей – проявления независимости и контроля над эмоциями [9].
Таким образом, несмотря на имеющиеся анатомо-физиологические различия функционирования мозга мужчин и женщин, явных различий в проявлении интеллекта не просматривается. Безусловно, данный вопрос требует дальнейшего изучения. Однако уже сейчас можно сказать, что, вероятно, вопрос должен ставиться не об интеллекте мужчины и женщины, а об особенностях его проявления. Однако дисперсия показателей интеллекта больше у мужчин. По совокупности данных значимых различий между двумя полами по среднему когнитивному уровню, измеренному при помощи современных стандартизированных методик, не обнаруживается.