Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют игры профориентационной направленности. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение. Игровые технологии способствуют расширению знаний дошкольников о разнообразии профессий, обогащают представления о действиях представителей той или иной профессии, о материалах и инструментах [1, с. 230].
Педагогами, работающими в группе компенсирующей направленности, широко используется «педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр». Данная технология сочетает элементы игры и обучения. В отличие от игр вообще, эта педагогическая технология обладает чётко поставленной целью и педагогическим результатом познавательной направленности [2]. Самое главное правило для взрослых: ребёнку мало знать о профессии, в неё нужно поиграть! В подготовительной группе компенсирующей направленности организуются различные сюжетно-ролевые игры. Дошкольники с удовольствием играют в «Центр медицинской помощи», «Сеть супермаркетов», «Салон красоты», обыгрывая различные сюжеты. В играх дети часто пытаются отобразить профессии своих родителей. В играх отражаются знания, поведение, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения [3, с. 25-27].
Для развития у детей проявления профессиональных представлений по средствам сюжетно-ролевой игры нужно использовать мотивацию:
- Мотивация личной заинтересованности ребенка «Хочешь поиграть с самолетом, нужно подумать и решить, что для этой игры необходимо?» Дети в ходе беседы находят пути решения поставленной проблемы, выбирают конструкторы, показывают и рассказывают, из каких деталей можно построить взлётную полосу, ангар и т. д.;
- Мотивация общения со взрослым. Общение со взрослым самоценно для ребенка. Взрослый ведет себя как партнер: считается с интересами и возможностями ребенка;
- Игровая мотивация в сюжетно-ролевой игре детей 5–7 лет – сюжетосложение. Например, постановка игровой задачи («Подарим Снегурочке дом, в котором будет мебель и посуда»), на основе которой далее ставится учебная задача («Мы пойдем в центр игры и выберем атрибуты и материалы, необходимые для игры»);
- Мотивация в заинтересованности ребенка чему-то научиться в игре («Хочешь я научу тебя…?»).
Для того чтобы заинтересовать детей будущей игрой, используются следующие приемы:
- Совместное с детьми обсуждение, во что и где они хотят играть;
- «Сюрпризное» преподнесение интересного атрибута предполагаемой игры (посылка от инопланетян в игре «Космонавты», поиск по чертежу клада и т. д.);
- Участие в игре педагога (ненавязчивое, тактичное, в роли не наставника, а участника: «Добрый день! А я, доктор, зашла узнать, как себя чувствует ваша дочка»);
- Косвенное побуждение к игре («Мне нужно купить холодильник. Но как доставить его домой? Может быть, Дима согласится стать водителем грузовика?»);
- Договориться с родителями (законными представителями) одеть ребенка во что-то определенного цвета; («Повар приглашает в гости и просит помочь ему…»);
- Специально организованная проблемная ситуация.
Наши дети в сюжетно-ролевой игре берут на себя трудовые, социальные функции взрослых и воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними. Отражая в играх деятельность взрослых, например, после изученной лексической темы: «Профессии на стройке», дошкольникам захотелось поиграть в сюжетно-ролевую игру «Строители». Была организована проблемная ситуация (Произошло землетрясение. «Как можем помочь человеку, у которого нет дома?) Дети решили:
- «Нам нужно создать проект участка».
- «Затем построить новый дом для людей, потерявших жильё».
- «Чтобы удобно и комфортно жить в новом доме, необходимо построить семейный центр медицины, супермаркет, школу».
Перед педагогами компенсирующей группы стоит главная задача: развитие связной, грамматически правильной речи. Например, предлагается детям при помощи конструктора «Полидрон» придумать сказку, и обыграть её в сюжетно-ролевой игре и составить описательный рассказ о том, что это за постройка, из каких деталей она построена, кто в ней будет жить, и т. д. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта.
На примере по изучаемой лексической теме «Космос» для мотивации в сюжетно-ролевой игре: «Планета для друзей», воспитатели познакомили детей с содержанием сказочного письма «В далекие времена, в одной волшебной Галактике жили-были космические человечки на маленькой планете. Но однажды пошёл метеоритный дождь, один метеорит попал в планету и разрушил её. К счастью, космические человечки успели улететь на соседнюю планету, но там не было условий для жизни…». В ходе рассуждения дети предлагают пути решения проблемы, выбирают нужное оборудование для моделирования игровой ситуации, например, из конструктора «Полидрон Элементарная математика» конструируют постройку «Сферу», при том взяв конструктор «Полидрон Малыш» для конструирования космических человечков, «Полидрон Гигант» для ракеты [1, с. 230].
Наряду с сюжетно-ролевой игрой, где реализуются задачи развития у детей знаний о профессиях, о трудовых действиях взрослых, в образовательном процессе детского сада используются дидактические игры, направленные на уточнение и систематизацию знаний детей о профессиях [4].
Педагогами ДОУ разработано авторское пособие «Игрокуб «Профессии». Основные достоинства пособия: доступность материала для восприятия дошкольниками; мобильность. Многофункциональность пособия заключается в том, что его можно использовать в разных видах деятельности: самостоятельной, в совместной образовательной деятельности, в режимных моментах с детьми проводятся экскурсию в прошлое по дорогам исчезнувших профессий. Мотивирование детей на образовательную деятельность с использованием «Игрокуба» происходит с помощью сказочного момента. Задача ребенка – одеть куклу в спецодежду – профессии и отправиться в путешествие в калейдоскоп профессий в соответствии с заданием (дидактических игр). В каждой игровой ситуации «Кукла в спецодежде» ставит определенную проблемную ситуацию, по ходу игры дети коллективно приходят к решению конкретной проблемы. Данная разработка позволяет в игровой форме организовать образовательный процесс в соответствие с индивидуальными особенностями и потребностями ребенка. В ходе игровой деятельности с применением «Игрокуба «Профессии» дети знакомятся с профессиями будущего, закрепляют знания о современных профессиях в разных областях, с конкретными трудовыми действиями и процессами в той или иной профессии, так же не забывают об актуальности в наше время медицинских профессий. У детей формируются знания о том, что в каждый конкретный трудовой процесс достигается продуктом деятельности человека, который удовлетворяет ту или иную потребность человека. Дидактические игры «Игрокуба» помогают детям понять, какие направления и профессии будут активно развиваться, какие новые специалисты потребуются работодателям в будущем [1, с. 230].
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней [2]. Для решения этой проблемы мы используем информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Эти технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые в условиях детского сада не удалось воссоздать. Мы используем в работе по ранней профориентации виртуальные экскурсии, например, «Знакомство с сельскохозяйственными профессиями», «Путешествие в театр» видео уроки Тетушки Совы и т. д.
Таким образом, ранняя профориентация дошкольников – это важное и необходимое направление деятельности в ДОУ. Использование игровых технологий по ранней профориентации поможет дошкольникам, получить представления и знания о многообразии мира профессий и может быть, детская игра подтолкнет дошкольника к осознанному выбору будущей профессии.