Главная
АИ #44 (226)
Статьи журнала АИ #44 (226)
Понятие «воспитание» как психолого-педагогическая категория

Понятие «воспитание» как психолого-педагогическая категория

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

воспитание
педагогика
студенты
психология

Аннотация статьи

Отказ от активной воспитательной деятельности в образовательных организациях в начале постсоветского периода выявил изменение ценностных ориентиров, приоритет материального над моральным, настороженное отношение к принимаемым законам, равнодушие, цинизм, неверие в свои силы, что негативно сказалось на обществе в целом. Именно в данной связи крайне актуальным представляется исследование воспитания как научной категории.

Текст статьи

Воспитание одно из ведущих понятий в педагогике. Воспитание в широком смысле представляется как «совокупность формирующего воздействия всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей» [5], с целью формирования у него требуемых качеств [2, с. 142]. В этом значении воспитание отождествляется с социализацией.

Воспитание в узком смысле рассматривается как специально-организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического прогресса [5], по решению определенных воспитательных задач [3, с. 26].

По мнению Н. Е. Щурковой, воспитание – это «процесс введения ребенка в контекст общечеловеческой культуры, обретение ребенком способности жить на уровне культуры, воссоздавать ее достижения и созидать новые материальные и духовные ценности» [4, с. 11].

В определении воспитания, данное А. В. Мудриком: «Воспитание – это относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется» [1, с. 165].

Обобщенный анализ изложенного материала позволяет говорить о том, что в широком толковании воспитание представляет собой деятельность, направленную на развитие индивида, его личностных качеств, создание предпосылок для социализации, самоопределения обучающихся путем формирования у обучающегося ценностей социокультурной и духовно-нравственной направленности.

Представляется возможным говорить о том, что понятие «воспитание» в широком смысле характеризуется большей социальной направленностью, передачей опыта, навыков от поколения к поколению в то время, как в узком значении данное понятие используется как форма воздействия общественных институтов на индивида.

Более того, уместно сказать и о том, что воспитание рассматривается и в контексте разных дисциплин. При этом воспитание также рассматривается как в широком, так и в узком значении.

Воспитание в широком смысле представляет собой деятельность воспитательного коллектива образовательного учреждения, представляющую собой определенное воздействие на обучающегося с целью формирования у него требуемых качеств [2, с. 142].

Воспитание в узком смысле представляет собой деятельность по решению определенных воспитательных задач [3, с. 26].

Результатом воспитательной деятельности являются социально значимые последствия.

Характерными чертами воспитания являются: деятельностный характер, направленность на изменение/формирование личностных качеств воспитуемого, социализация.

Воспитание представляет собой общественно значимую функцию. При этом уровень развития общества формирует потребности, критерии и содержание всего воспитательного процесса данной общественной формации.

Система ценностей, ориентиров, методов и способов, значения и форм воспитательной деятельности определяется политическими, социальными, экономическими и другими факторами, сложившимися на данной территории в конкретный исторический период.

Таким образом, под воспитанием мы понимаем не только навыки поведения, передающиеся семьей, педагогами, средой, проявляющиеся в общественной жизни, передающиеся из поколения в поколение, но и направленную деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического прогресса. Результатом воспитательной деятельности являются социально значимые последствия.

Список литературы

  1. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 165.
  2. Нургалиев В.С., Волоткевич Т.Н. Организация студенческого самоуправления как условие успешности воспитательной работы в ВУЗе // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 1. С. 142.
  3. Подласый И.П. Педагогика: учебник: в 2 кн. М.: Владос, 2003. Кн. 1. С. 26.
  4. Щуркова Н.Е. Новоевоспитание. М.: Педагогическое общество России, 2000. С. 11.
  5. Яркина М.А. Воспитательная работа со студентами в педагогическом колледже // Учебные материалы: ТГПУ. 2011. URL: http://koi.tspu.ru/koi_books/Yarkina1/17.htm.

Поделиться

172

Ростиславова А. И. Понятие «воспитание» как психолого-педагогическая категория // Актуальные исследования. 2024. №44 (226). Ч.II.С. 75-76. URL: https://apni.ru/article/10388-ponyatie-vospitanie-kak-psihologo-pedagogicheskaya-kategoriya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря