Воспитание одно из ведущих понятий в педагогике. Воспитание в широком смысле представляется как «совокупность формирующего воздействия всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей» [5], с целью формирования у него требуемых качеств [2, с. 142]. В этом значении воспитание отождествляется с социализацией.
Воспитание в узком смысле рассматривается как специально-организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического прогресса [5], по решению определенных воспитательных задач [3, с. 26].
По мнению Н. Е. Щурковой, воспитание – это «процесс введения ребенка в контекст общечеловеческой культуры, обретение ребенком способности жить на уровне культуры, воссоздавать ее достижения и созидать новые материальные и духовные ценности» [4, с. 11].
В определении воспитания, данное А. В. Мудриком: «Воспитание – это относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется» [1, с. 165].
Обобщенный анализ изложенного материала позволяет говорить о том, что в широком толковании воспитание представляет собой деятельность, направленную на развитие индивида, его личностных качеств, создание предпосылок для социализации, самоопределения обучающихся путем формирования у обучающегося ценностей социокультурной и духовно-нравственной направленности.
Представляется возможным говорить о том, что понятие «воспитание» в широком смысле характеризуется большей социальной направленностью, передачей опыта, навыков от поколения к поколению в то время, как в узком значении данное понятие используется как форма воздействия общественных институтов на индивида.
Более того, уместно сказать и о том, что воспитание рассматривается и в контексте разных дисциплин. При этом воспитание также рассматривается как в широком, так и в узком значении.
Воспитание в широком смысле представляет собой деятельность воспитательного коллектива образовательного учреждения, представляющую собой определенное воздействие на обучающегося с целью формирования у него требуемых качеств [2, с. 142].
Воспитание в узком смысле представляет собой деятельность по решению определенных воспитательных задач [3, с. 26].
Результатом воспитательной деятельности являются социально значимые последствия.
Характерными чертами воспитания являются: деятельностный характер, направленность на изменение/формирование личностных качеств воспитуемого, социализация.
Воспитание представляет собой общественно значимую функцию. При этом уровень развития общества формирует потребности, критерии и содержание всего воспитательного процесса данной общественной формации.
Система ценностей, ориентиров, методов и способов, значения и форм воспитательной деятельности определяется политическими, социальными, экономическими и другими факторами, сложившимися на данной территории в конкретный исторический период.
Таким образом, под воспитанием мы понимаем не только навыки поведения, передающиеся семьей, педагогами, средой, проявляющиеся в общественной жизни, передающиеся из поколения в поколение, но и направленную деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического прогресса. Результатом воспитательной деятельности являются социально значимые последствия.