Главная
АИ #44 (226)
Статьи журнала АИ #44 (226)
Развитие системы среднего профессионального образования в России

Развитие системы среднего профессионального образования в России

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

СПО
эволюция
история
образование
система

Аннотация статьи

Представляется очевидной невозможность развития любого института без исследования история его становления и развития, выявление тенденций, определяющих направления его совершенствования. Именно данным вопросам в части системы среднего профессионального образования и посвящена настоящая статья.

Текст статьи

Среднее профессиональное образование в России складывалось постепенно и как отдельная ступень сформировалось лишь в конце ХIХ в.

В качестве предпосылки появления профессионального обучения в истории страны можно назвать посольские, лекарские и типографские школы, которые к 1684 году насчитывали более ста пятидесяти учеников. Большой вклад в развитие учреждений СПО внес Петр I путём создания профессиональных школ различного типа.

Профессиональная школа носила сословный характер, готовила к различным областям государственной службы. Курс состоял из трёх ступеней: начальной (обучение письму, чтению, грамматике и арифметике), цифровой (обучение арифметике, геометрии, тригонометрии), высшей (навигаторских классов). Учащиеся навигаторских классов проходили практику на морских кораблях, судостроительных верфях, на прокладке дорог.

Можно заметить, что структура и содержание программы обучения находит отражение в последующих стандартах СПО.

Социокультурная жизнь общества того времени потребовала всё больших знаний о праве, экономике, политике, что вызвало необходимость в профессиональной подготовке. Так, в 1733 году в Петербурге было основано Горное училище, положившее начало инженерному образованию в России [1].

В конце девятнадцатого – начале двадцатых веков социально-экономическая политика страны потребовала развитие крупного машинного производства, что в свою очередь обусловило необходимость в квалифицированных рабочих. Так в России сформировалось около ста сорока трех средних специальных учебных заведений, подведомственных различным министерствам и представляющих собой разную отраслевую направленность.

В период с 1863 года по 1917 год в России сословное, элитарное образование постепенно превращалось во всесословное эгалитарное, соответствующее потребностям общества. Заметим, что и в управлении образованием наблюдались четкие, как показывает анализ источников, тенденции. А именно, стремление осуществить жесткую централизацию и контроль за образованием одновременно с активным возникновением неправительственных учебных заведений ввиду развития промышленности и торговли.

Революционные преобразования в нашей стране способствовали стремительному развитию СПО, которое вошло в систему советского образования. С 1919 года управление учебными заведениями приобретает централизованный характер. «Техникумы» осуществляли подготовку инженеров и помощников инженеров [1].

Планы приема и сроки обучения и не были тождественны. К тридцатому году в стране насчитывалось более тысячи тридцати средних специальных учебных заведений. В сентябре 1929 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об установлении единой системы индустриально-технического образования». Техникумы стали вести подготовку специалистов на базе семилетний школы, при этом около половины учебных часов отводились на практическое обучение [1].

Необходимость роста профессиональных специалистов была вызвана индустриализаций, увеличением промышленных предприятий.

В 30-х годах наблюдается рост числа техникумов, контингент которых к 1941 году составил восемьсот тысяч человек.

Окончание Великой Отечественной войны послужило возобновлением подготовки специалистов профессионального образования. Период восстановления страны после последствий войны ознаменовался подъемом научно-технического потенциала, что способствовало возрастанию потребности общества в квалифицированных специалистах и, как следствие, существенному увеличению количества обучающихся.

За годы советской власти в стране сложилась и функционировала определенная система профессиональной подготовки кадров: профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, институты и университеты. Вместе с тем, в учебных заведениях, зачастую, реализовывалась образовательная программа только одного профиля.

При этом благодаря данной системе профессионального образования та или иная программа получала фундаментальную практическую подготовку, а ее выпускники неограниченные возможности реализации своего технического, гуманитарного, естественно-научного или иного потенциала.

Анализ литературы и статистических отчетов показал, что в начале 1960-х годах в стране было три тысячи четыреста шестнадцать учреждений СПО с контингентом учащихся два миллиона четыреста тысяч человек.

К 1981 году система среднего специального образования осуществляла подготовку кадров для всех отраслей народного хозяйства страны более чем по пятисот специальностям [2].

Позднее появился интерес к квалификации специалиста, к широте профиля его подготовки. Так возникли различные типы образовательных учреждений: профессиональные лицеи, профессиональные колледжи, университеты, академии, центры непрерывной подготовки кадров, профессиональные школы и др. Здесь же появляются термины дополнительное профессиональное образование и другие образовательные услуги.

Толчком в развитии профессионального образования послужил переход России на рыночные отношения. Масштабные преобразования системы профессионального образования учитывали, как существующую образовательную систему, так и новые концептуальные подходы на основе прогнозов, стратегий, в условиях социальной-экономической политики государства.

Особым отличие системы образования на уровне СПО того периода была нацеленность на развитие профессиональной личности человека в течение всей жизни.

Система образования СПО предоставляла индивиду свободу в выборе образовательных направлений исходя из способностей, запросов и возможностей.

В начале 2000-х годов в России функционирует две тысячи восемьсот двенадцать средних профессиональных учебных заведения, из них сто сорок два негосударственных, которые обеспечивают подготовку специалистов среднего звена более чем по двум ста восьмидесяти специальностям. Численность студентов, обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях составляет две тысячи сто сорок семь тысяч человек [3].

Пик развития системы СПО состоялся до 2015 года.

Таким образом, система среднего профессионального образования насчитывает многовековую историю, свидетельствующую о необходимости дальнейшего своего существования и развития.

Список литературы

  1. История развития системы СПО на примере техникума. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bestreferat.ru/referat-50241.html.
  2. Митросенко С.В. Педагогика СПО: Учебно-методическое пособие. / С.В. Митросенко. – Красноярск: Сиб. фед. ун-т, 2007.
  3. Статистические данные по образовательным организациям. [Электронный ресурс]. URL: https://burstat.gks.ru/storage/mediabank/ege2018_7.pdf.

Поделиться

253

Краснова Е. Д. Развитие системы среднего профессионального образования в России // Актуальные исследования. 2024. №44 (226). Ч.II.С. 70-72. URL: https://apni.ru/article/10395-razvitie-sistemy-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-v-rossii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января