Главная
АИ #44 (226)
Статьи журнала АИ #44 (226)
Дошкольная образовательная организация и семья

Дошкольная образовательная организация и семья

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дошкольное образование
семья
ребёнок
педагог
сотрудничество

Аннотация статьи

Ни одна культура, ни одна нация, не обошлись, и не могут обходиться – без семьи. Семья – великая ценность, созданная человечеством за всю историю его существования. Каждый человек нуждается в надежной семье, в ее позитивном развитии, о чем всегда заинтересовано государство и общность.

Семья и дошкольное образование – два важных института социализации детей. В деле воспитания детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. Очевидным становится необходимость их педагогического взаимодействия.

Текст статьи

Основная часть

Семья является первой общественной ступенью в жизни человека. Так, с раннего возраста именно семья направляет сознание, волю, чувства детей. От родителей ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни. Семья выполняет важные государственные, общественные, семейные и личностные функции. В современных условиях социальная роль семьи очень важна. Таким образом, семья как социальный институт играет важную роль в социализации детей, в развитии личности ребёнка [1].

Семья и дошкольное образовательное образование – это два важных института социализации детей. Семья и дошкольное образовательное образование имеют свои особые функции, и они не могут заменить друг друга, и для этого важна организация сотрудничества между ними. Конечно, воспитательные возможности различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их сотрудничество. Сотрудничество предполагает взаимопонимание, взаимоуважение, взаимопознание, взаимовлияние.

Объединение семьи и детского дошкольного образования в единое образовательное пространство подразумевает сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении всего дошкольного детства. Это подразумевает создание оптимальных условий для полноценного развития ребенка в ДОУ и семье, где решаются общие задачи воспитания и развития детей. Здесь важна выработка единых требований, предъявляемых к ребенку в ДОУ и семье, совместное решение проблем [1].

 Основными целями взаимодействия детского сада с семьей – является создание необходимых условий для развития ответственных и деловых отношений с семьями воспитанников, которые способствуют развитие личности дошкольника и повышают компетентность родителей в воспитании своих детей [2].

В процессе работы дошкольного учреждения с родителями решаются следующие приоритетные задачи:

  • Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
  • Изучение, обобщение и обмен опытом семейного воспитания.
  • Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Задача педагогического коллектива объяснить родителям, что интерес и готовность к школе могут быть сформированы и при отсутствии этих умений и навыков. И для этого педагогический коллектив дошкольной организации выстраивает работу с семьями воспитанников согласно следующим задачам:

  • научить родителей (законных представителей) осуществлять поддержку и сопровождение своего ребенка при поступлении в школу;
  • повышать педагогическую культуру родителей (законных представителей);
  • укреплять партнерские отношения между ДОО, родителями (законными представителями) и иными представителями педагогического сообщества [2].

Опыт показал, что взаимодействие с семьей – это важнейшее направление деятельности специалистов дошкольной образовательной организации, которое эффективно определяет установление доверительных отношений между всеми субъектами педагогического процесса, на объединение их в единую команду, на развитие стремления выстраивать отношения друг с другом по вопросам воспитания и обучения детей в период подготовки к школе.

Подготовка представляет собой несколько компонентов:

  • психологическая готовность,
  • готовность материальная,
  • организационная готовность,
  • готовность создания управленческого звена.

Педагогический коллектив и семьи должны быть готовы конструктивно взаимодействовать друг с другом, поддерживать позитивные отношения. Для этого в дошкольном образовательном учреждении осуществляются совместные мероприятия, обсуждения вопросов, беседы со специалистами. Так, совместными усилиями реализуется работа Родительского комитета дошкольного учреждения. Педагогические коллективы дошкольных учреждений владеют приемами и средствами установления и поддержания контактов с семьями, проводят конструктивные диалоги с воспитателями.

Министерством образования и науки Российской Федерации каждой образовательной организации рекомендовано строить взаимоотношения с семьями на основе договора между организацией и родителями [3].

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, а так же формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Для этого существуют специальные образовательные программы дошкольного образования, которые направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В программах заложен опыт достижения детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности [3].

Очень важна роль родителей несовершеннолетних обучающихся, которые обеспечивают получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. Каждый родитель имеет право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации [4].

На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольной организации заложены следующие принципы:

  1. Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
  2. Единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
  3. Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
  4. Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
  5. Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного образовательной организации, его промежуточных и конечных результатов.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.

Жизнь ребёнка и в детском саду, и в семье имеет в себе большие возможности для включения его в труд, направленный на удовлетворение потребностей коллектива. Труд благотворно сказывается на формировании различных трудовых навыков у дошкольника. В детском саду ребёнок приучается накрывать на стол во время своего дежурства. Кроме того, в семье ему может быть поручено постоянное участие в этом деле. Таким образом, из условий семьи, в каждой можно найти трудовые поручения, которые будут выполняться дошкольниками, такие, например, как поливать домашние растения, заготавливая заранее воду, кормить котёнка, мыть его миску и т. д. Казалось бы все эти дела незначительны, но они постоянны и позволяют ребёнку почувствовать свои обязанности. Такое приобщение к труду делает его членом семейного коллектива, что имеет большое значение в воспитании любви к родному дому [5].

Те навыки, приобретенные в семье, переносятся ребёнком на детский сад. Ребенок может понимать смысл предлагаемых ему поручений в группе, как проявление заботливого отношения к сверстникам, оказание помощи взрослым, и тем самым достигается единство семьи и детского сада в воспитании у дошкольников ответственности. Это является одним из принципов организации совместной деятельности детей и взрослых в детском саду и семье.

Так, например, изготавливая что-то в группе, ребёнок с гордостью несёт это домой. И наоборот: родители в семье могут ремонтировать игрушки, изготавливать атрибуты для карнавальных костюмов и для детского сада. К такому труду можно привлечь и детей, определив для них доступные операции. В такие моменты ребенок очень горд!

Многие опытные педагоги признают, как полезно организовывать совместную деятельность родителей, педагогов и детей в детском саду. Такой работой, объединяющей детей и взрослых, может стать весенняя уборка участка, подготовка огорода к посадке и т. д. [6].

Важно подчеркнуть взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьёй в экологическом воспитании дошкольников. На сегодня еще одним из важнейших вопросов является экологическое образование старших дошкольников, это проблема приобщения детей к природе, развитие эмоционально окрашенного к ней отношения. Данной проблемой должны заниматься не только детские сады, школы и другие воспитательно - образовательные учреждения, но прежде всего родители. При этом важно какое место ребёнку отведено в семье, если родители концентрируют своё внимание на том, чтобы удовлетворить очередной каприз ребёнка, создавая все условия для формирования эгоцентрической личности. Там, где ребёнок равноправный член семьи, где он причастен к её делам, разделяет общие заботы, создаются благоприятные условия его развития [6].

Заключение

Семья и детский сад два воспитательных фактора, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. И только в гармоничном взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи, можно не только выработать у ребенка те или иные навыки поведения, но и предопределить ход его последующей социализации. А так как любая социальная среда, в том числе и образовательная, влияет на жизнедеятельность человека и является продуктом его деятельности, следовательно, она поддается целенаправленному формированию. Поэтому взаимодействие педагогов и родителей воспитанников можно рассматривать как один из необходимых компонентов образовательной среды дошкольного учреждения, который оказывает прямое и косвенное влияние на разностороннее развитие ребенка, на состояние его физического и психического здоровья и успешность его дальнейшего образования и воспитания [6].

Список литературы

  1. Бабунова Т.М. «Дошкольная педагогика» (учебное пособие), 2007.
  2. Данилина Т.А. «Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей», 2013.
  3. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития» (Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений), 2011.
  4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект», 2005.
  5. Козлова С.А. «Дошкольная педагогика» (учебник для студентов), 2007.
  6. Шаховская Н.Н. «Образовательная среда ДОУ: условия повышения качества дошкольного образования», 2006.

Поделиться

241

Яковлева С. В. Дошкольная образовательная организация и семья // Актуальные исследования. 2024. №44 (226). Ч.II.С. 77-80. URL: https://apni.ru/article/10398-doshkolnaya-obrazovatelnaya-organizaciya-i-semya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января