Главная
АИ #44 (226)
Статьи журнала АИ #44 (226)
Идеи системно-деятельностного подхода в педагогике Монтессори

Идеи системно-деятельностного подхода в педагогике Монтессори

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

системно-деятельностный подход
педагогика Монтессори

Аннотация статьи

Философские взгляды Марии Монтессори отличаются гуманистической направленностью, в центре ее внимания – ребенок, которого Монтессори называет «строителем собственной личности». Такая позиция – следствие практической педагогической деятельности и плод длительного наблюдения за детьми врача-педагога Марии Монтессори. В своих работах она, несмотря на научный способ обоснования теоретических выводов, и практических рекомендаций, основанных на многократных и длительных экспериментах, описывает свои методики выразительно, образно, обладает чрезвычайной силой убеждения. Коллекция оригинальных упражнений, подробно разработанных автором и составляющих «подготовленную среду» для развития ребенка, – одна из сильных сторон Монтессори-педагогики. К ключевым представлениям педагогики Марии Монтессори следует отнести такие, как понятия о «впитывающем разуме», «сенситивных периодах», «гуманистических тенденциях», «подготовленной среде», «свободе и дисциплине».

Текст статьи

Основная часть

В современном дошкольном образовании системно-деятельностный подход является одним из значимых и перспективных, и поэтому так важно знать его истоки, тесно связанные с именем М. Монтессори, ее методом свободного саморазвития ребенка в условиях специально подготовленной среды. Сегодня Монтессори-педагогика, определив новый способ педагогического мышления в ХХ веке, заняла прочное место в инновационном развитии дошкольного образования во всем мире, в том числе в России ХХI века [2].

Цель педагогики М. Монтессори – воспитание свободного, самостоятельного человека. Система подразумевает идеи свободного воспитания, где недопустимо насилия над личностью ребенка, его индивидуальной свободы, самоценности, уникальности периода детства, отрицания активного педагогического вмешательства в его развитие. Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. Так педагог воздействует на ребенка через специально организованную среду. Педагогический метод Монтессори, основан на активном наблюдении, а не на пассивном. М. Монтессори отмечала существование особого мира детства, в котором развитие ребенка подчиняется особым законам, а психическое развитие идет успешнее, когда ребенком обретается независимость и внутренняя свобода. М. Монтессори была убеждена, что каждый объект и субъект окружающего нас мира исполняет предназначенную ему природой особую функцию. Человек, наделенный сознанием, исследует мир и преобразует его к лучшему. Ребенок, кардинально отличающийся от взрослого тем, что в ранний и дошкольный период обладает особой формой сознания – «впитывающим разумом», строит свою личность, подчиняясь законам природы, через активное взаимодействие с окружающей средой с помощью своих чувств, движения и речи. Средством становления личности ребенка является его собственная активная деятельность по освоению окружающей среды, основанная на свободном выборе предмета деятельности, партнера, места и темпа своей работы. Кроме того, великим педагогом были созданы Монтессори-материалы, которые позволили не только индивидуализировать процесс обучения, но и способствовали творческому развитию субъектов образования. В своих исследованиях М. Монтессори отводила педагогу роль наблюдателя, экспериментатора, создателя особых условий для естественного пробуждения у детей интереса к предметному окружению, создателя особой материальной среды с комплексом упражнений для саморазвития и самовоспитания ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. В данном подходе принято уважать ребенка и его индивидуальность уже с первых дней жизни. Соответственно ребенок должен иметь право выбирать себе занятие и самостоятельно заботиться о себе, и это должно быть предусмотрено средой [3].

Система Марии Монтессори невозможна без правильно подобранной обстановки: мебели, сантехники и инструментов, которые должны подходить по размеру и другим физическим характеристикам, желательно из натурального материала. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно пользоваться всеми своими вещами и необходимыми зонами как дома, так и в детском центре [4].

Среда по Монтессори должна быть не только функциональной, но и красивой. В соответствии с идеями М. Монтессори для оформления пространства подойдёт минималистичный дизайн и сдержанные светлые оттенки, деревянные элементы естественных цветов, натуральные ткани.

Кроме того, необходимо при оформлении пространства подготовить достаточное, но не избыточное количество предметов: помещение не должно быть перегруженным и отвлекать внимание ребенка на себя [4].

Монтессори разработала зоны активности, которые объединены общей целью и знакомящих ребенка с конкретной областью человеческих знаний или свойствами мира.

Так есть зона упражнения практических навыков – визитная карточка идей Марии Монтессори. Она заметила, что детей нужно учить, как правильно ухаживать за собой и поддерживать порядок. Помимо пользы для моторики и когнитивного развития, упражнения практических навыков позволяют ребенку стать более независимым, эффективно общаться с людьми и относительно быстро освоить базовые правила этикета.

Для сенсорного развития должна быть такая зона. Ребенок в первые годы жизни как бы настраивает все свои органы чувств: учится воспринимать визуальную картину мира, тренирует остроту слуха, знакомится с разнообразием вкусовых и тактильных ощущений.

Зона русского языка помогает ребенку расширить словарный запас, а в старшем возрасте знакомит с чтением и письмом. Для обучения письменному русскому языку у Монтессори технология часто использует шершавые карточки и письмо по песку, это дает ребенку возможность запомнить очертания букв. Кроме того, в этой зоне много карточек, развивающих фонетический слух и готовящих к чтению.

Зона математики – это первые уроки математики и логики, где дети связывают понятия числа и количества, осваивают числовой ряд, порядки, базовые операции с числами. Для практического опыта имеются подсобные материалы - счетные цилиндры, бусины и так далее.

Зона наук об окружающем мире. В такой зоне происходит много интересного: изучается биология, химия, физика и науки об обществе. Так же, как и в других зонах всё создано в формате мини-проектов и практических занятий [5].

Монтессори материал – это все те увлекательные задания, которые ребенок выполняет в период свободной работы в Монтессори пространстве. Материал помогает ребенку познать мир и обучиться и главное, чтобы он соответствовал идее Марии Монтессори о развитии ребенка:

  • Активность имеет определенную развивающую цель и ценность,
  • Направлена на конкретную сферу развития ребенка,
  • Ребенок сам может заметить свои ошибки при выполнении и исправить их,
  • Набор существует в единственном экземпляре,
  • Активность развивает мышление ребенка, а не использует зазубривание и механическое заучивание действий.

Особое внимание М. Монтессори обращает внимание на подготовку педагогического состава, где в идеале взрослый, сопровождающий ребенка в его развитии, должен отвечать следующим качествам:

  • Понимает психологические и физические особенности детей в зависимости от возраста,
  • Мягко и уважительно помогает справиться с трудностями как в работе с материалом, так и в общении, но не приказывает и не делает работу за ребенка,
  • Точно знает способ работы с каждым материалом и порядок демонстрации его ребенку,
  • Наглядно демонстрирует принцип работы с материалом, но не вмешивается в занятие ребенка,
  • Поддерживает порядок в комнате, но мотивирует детей убираться самостоятельно,
  • Уважительно и спокойно общается как с взрослыми, так и с детьми.

Кроме того, есть множество других условий, которые также обязательны в системно-деятельностном подходе Монтессори. Вот главные из них:

  • Индивидуальный подход к ребенку. В методе Монтессори нет традиционной классно-урочной системы, поэтому детям не надо ждать более медлительных сверстников или любой ценой догонять тех, кто уже завершил задание. Этот факт полезно влияет на эффективность работы, и на общий уровень стресса в коллективе.
  • Разновозрастные группы. Дети прекрасно учатся друг у друга, так как старшие дети могут объяснить или научить младшего. Разновозрастные группы позволяют побыть и в роли младшего, и в роли старшего. Это отлично развивает коммуникативные навыки и лидерские качества ребенка.
  • Развитое внимание. Тут Мария Монтессори, считает особо важным ключом ко всему, так как продуктивное обучение начинается с умения ребенка спокойно и естественно фокусироваться на какой-то одной деятельности. Монтессори со своим подобранным по возрасту материалом и свободой планирования времени позволяет развить и укрепить произвольное внимание детей. К тому же, в современном мире с телевизором, планшетом и телефонами, делает эту работу за ребенка, самостоятельно сменяя игры и мультики [6].

Заключение

Монтессори системно-деятельностный подход – это один из самых распространенных педагогических подходов не только к обучению, но и к целостному воспитанию личности. В основе метода лежит убежденность, что дети достигают лучших результатов и развиваются гораздо гармоничнее в среде, которая соответствует их возрасту и не сковывает их возможности приобретения новых знаний. М. Монтессори была убеждена, что каждый объект и субъект окружающего нас мира исполняет предназначенную ему природой особую функцию. Человек, наделенный сознанием, исследует мир и преобразует его к лучшему. Ребенок, кардинально отличающийся от взрослого тем, что в ранний и дошкольный период обладает особой формой сознания – «впитывающим разумом», строит свою личность, подчиняясь законам природы, через активное взаимодействие с окружающей средой с помощью своих чувств, движения и речи.

Сторонники школы Марии Монтессори уверенно считают, что воспитание человека должно быть всесторонним и захватывать его эмоциональное, физическое, социальное и когнитивное развитие.

Педагогическая теория М. Монтессори строится на убеждении, что ни один человек не может получить знания напрямую от другого человека – этому процессу всегда предшествует проживание собственного опыта, а значит, только мы сами с самого первого дня нашей жизни творим свое образование [7].

Список литературы

  1. Андрущенко Н.В. «Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия», 2010.
  2. Монтессори М. «Начальное обучение. Мой метод», 2010.
  3. Поддьяков Н.Н. «Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет», 2010.
  4. Сухотина-Толстая Т., Фаусек Ю., Тихеева Е., «Три путешествия в Рим к Марии Монтессори», 2013.
  5. Фаусек Ю.И. «Детский сад Монтессори М.», 2007.
  6. Фаусек Ю.И. «Русская грамматика по методу Монтессори», 2011.
  7. Фаусек Ю.И. «Педагогика Марии Монтессори», 2007.

Поделиться

134

Яковлева С. В. Идеи системно-деятельностного подхода в педагогике Монтессори // Актуальные исследования. 2024. №44 (226). Ч.II.С. 81-84. URL: https://apni.ru/article/10399-idei-sistemno-deyatelnostnogo-podhoda-v-pedagogike-montessori

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря