Основная часть
В современном дошкольном образовании системно-деятельностный подход является одним из значимых и перспективных, и поэтому так важно знать его истоки, тесно связанные с именем М. Монтессори, ее методом свободного саморазвития ребенка в условиях специально подготовленной среды. Сегодня Монтессори-педагогика, определив новый способ педагогического мышления в ХХ веке, заняла прочное место в инновационном развитии дошкольного образования во всем мире, в том числе в России ХХI века [2].
Цель педагогики М. Монтессори – воспитание свободного, самостоятельного человека. Система подразумевает идеи свободного воспитания, где недопустимо насилия над личностью ребенка, его индивидуальной свободы, самоценности, уникальности периода детства, отрицания активного педагогического вмешательства в его развитие. Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. Так педагог воздействует на ребенка через специально организованную среду. Педагогический метод Монтессори, основан на активном наблюдении, а не на пассивном. М. Монтессори отмечала существование особого мира детства, в котором развитие ребенка подчиняется особым законам, а психическое развитие идет успешнее, когда ребенком обретается независимость и внутренняя свобода. М. Монтессори была убеждена, что каждый объект и субъект окружающего нас мира исполняет предназначенную ему природой особую функцию. Человек, наделенный сознанием, исследует мир и преобразует его к лучшему. Ребенок, кардинально отличающийся от взрослого тем, что в ранний и дошкольный период обладает особой формой сознания – «впитывающим разумом», строит свою личность, подчиняясь законам природы, через активное взаимодействие с окружающей средой с помощью своих чувств, движения и речи. Средством становления личности ребенка является его собственная активная деятельность по освоению окружающей среды, основанная на свободном выборе предмета деятельности, партнера, места и темпа своей работы. Кроме того, великим педагогом были созданы Монтессори-материалы, которые позволили не только индивидуализировать процесс обучения, но и способствовали творческому развитию субъектов образования. В своих исследованиях М. Монтессори отводила педагогу роль наблюдателя, экспериментатора, создателя особых условий для естественного пробуждения у детей интереса к предметному окружению, создателя особой материальной среды с комплексом упражнений для саморазвития и самовоспитания ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. В данном подходе принято уважать ребенка и его индивидуальность уже с первых дней жизни. Соответственно ребенок должен иметь право выбирать себе занятие и самостоятельно заботиться о себе, и это должно быть предусмотрено средой [3].
Система Марии Монтессори невозможна без правильно подобранной обстановки: мебели, сантехники и инструментов, которые должны подходить по размеру и другим физическим характеристикам, желательно из натурального материала. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно пользоваться всеми своими вещами и необходимыми зонами как дома, так и в детском центре [4].
Среда по Монтессори должна быть не только функциональной, но и красивой. В соответствии с идеями М. Монтессори для оформления пространства подойдёт минималистичный дизайн и сдержанные светлые оттенки, деревянные элементы естественных цветов, натуральные ткани.
Кроме того, необходимо при оформлении пространства подготовить достаточное, но не избыточное количество предметов: помещение не должно быть перегруженным и отвлекать внимание ребенка на себя [4].
Монтессори разработала зоны активности, которые объединены общей целью и знакомящих ребенка с конкретной областью человеческих знаний или свойствами мира.
Так есть зона упражнения практических навыков – визитная карточка идей Марии Монтессори. Она заметила, что детей нужно учить, как правильно ухаживать за собой и поддерживать порядок. Помимо пользы для моторики и когнитивного развития, упражнения практических навыков позволяют ребенку стать более независимым, эффективно общаться с людьми и относительно быстро освоить базовые правила этикета.
Для сенсорного развития должна быть такая зона. Ребенок в первые годы жизни как бы настраивает все свои органы чувств: учится воспринимать визуальную картину мира, тренирует остроту слуха, знакомится с разнообразием вкусовых и тактильных ощущений.
Зона русского языка помогает ребенку расширить словарный запас, а в старшем возрасте знакомит с чтением и письмом. Для обучения письменному русскому языку у Монтессори технология часто использует шершавые карточки и письмо по песку, это дает ребенку возможность запомнить очертания букв. Кроме того, в этой зоне много карточек, развивающих фонетический слух и готовящих к чтению.
Зона математики – это первые уроки математики и логики, где дети связывают понятия числа и количества, осваивают числовой ряд, порядки, базовые операции с числами. Для практического опыта имеются подсобные материалы - счетные цилиндры, бусины и так далее.
Зона наук об окружающем мире. В такой зоне происходит много интересного: изучается биология, химия, физика и науки об обществе. Так же, как и в других зонах всё создано в формате мини-проектов и практических занятий [5].
Монтессори материал – это все те увлекательные задания, которые ребенок выполняет в период свободной работы в Монтессори пространстве. Материал помогает ребенку познать мир и обучиться и главное, чтобы он соответствовал идее Марии Монтессори о развитии ребенка:
- Активность имеет определенную развивающую цель и ценность,
- Направлена на конкретную сферу развития ребенка,
- Ребенок сам может заметить свои ошибки при выполнении и исправить их,
- Набор существует в единственном экземпляре,
- Активность развивает мышление ребенка, а не использует зазубривание и механическое заучивание действий.
Особое внимание М. Монтессори обращает внимание на подготовку педагогического состава, где в идеале взрослый, сопровождающий ребенка в его развитии, должен отвечать следующим качествам:
- Понимает психологические и физические особенности детей в зависимости от возраста,
- Мягко и уважительно помогает справиться с трудностями как в работе с материалом, так и в общении, но не приказывает и не делает работу за ребенка,
- Точно знает способ работы с каждым материалом и порядок демонстрации его ребенку,
- Наглядно демонстрирует принцип работы с материалом, но не вмешивается в занятие ребенка,
- Поддерживает порядок в комнате, но мотивирует детей убираться самостоятельно,
- Уважительно и спокойно общается как с взрослыми, так и с детьми.
Кроме того, есть множество других условий, которые также обязательны в системно-деятельностном подходе Монтессори. Вот главные из них:
- Индивидуальный подход к ребенку. В методе Монтессори нет традиционной классно-урочной системы, поэтому детям не надо ждать более медлительных сверстников или любой ценой догонять тех, кто уже завершил задание. Этот факт полезно влияет на эффективность работы, и на общий уровень стресса в коллективе.
- Разновозрастные группы. Дети прекрасно учатся друг у друга, так как старшие дети могут объяснить или научить младшего. Разновозрастные группы позволяют побыть и в роли младшего, и в роли старшего. Это отлично развивает коммуникативные навыки и лидерские качества ребенка.
- Развитое внимание. Тут Мария Монтессори, считает особо важным ключом ко всему, так как продуктивное обучение начинается с умения ребенка спокойно и естественно фокусироваться на какой-то одной деятельности. Монтессори со своим подобранным по возрасту материалом и свободой планирования времени позволяет развить и укрепить произвольное внимание детей. К тому же, в современном мире с телевизором, планшетом и телефонами, делает эту работу за ребенка, самостоятельно сменяя игры и мультики [6].
Заключение
Монтессори системно-деятельностный подход – это один из самых распространенных педагогических подходов не только к обучению, но и к целостному воспитанию личности. В основе метода лежит убежденность, что дети достигают лучших результатов и развиваются гораздо гармоничнее в среде, которая соответствует их возрасту и не сковывает их возможности приобретения новых знаний. М. Монтессори была убеждена, что каждый объект и субъект окружающего нас мира исполняет предназначенную ему природой особую функцию. Человек, наделенный сознанием, исследует мир и преобразует его к лучшему. Ребенок, кардинально отличающийся от взрослого тем, что в ранний и дошкольный период обладает особой формой сознания – «впитывающим разумом», строит свою личность, подчиняясь законам природы, через активное взаимодействие с окружающей средой с помощью своих чувств, движения и речи.
Сторонники школы Марии Монтессори уверенно считают, что воспитание человека должно быть всесторонним и захватывать его эмоциональное, физическое, социальное и когнитивное развитие.
Педагогическая теория М. Монтессори строится на убеждении, что ни один человек не может получить знания напрямую от другого человека – этому процессу всегда предшествует проживание собственного опыта, а значит, только мы сами с самого первого дня нашей жизни творим свое образование [7].