Семья является первичным институтом, именно в семье формируются основные представления об окружающем мире, закладываются основы воспитания, формируется система ценностей, представлений и знаний о социальных нормах. С возрастом у ребенка расширяется характер социальных связей. Семья имеет важное значение в развитии ребенка, так как формируется фундамент личности, основанный на системе ценностей, норм, правил, традиций, которые формируются в семье. Семейные ценности особая группа ценностей, которая отражает специфику семьи. В благополучных семьях семейные ценности строятся на основе существующих социальных норм, тем самым семья помогает ребенка адаптироваться в окружающем мире, знакомя с правилами поведения в обществе. При этом в семье и в обществе не должно быть расхождения, чтобы не возникало у ребенка внутриличностного конфликта. Родители своим поведением показывает пример соблюдения социальных норм [1, с. 56-59].
Семейные ценности – это традиции, правила, которые могут передаваться из поколения в поколение, которые соблюдаются членами семьи и воспитываются в детях. Семейным ценностям уделяется особое внимание при духовно-нравственном развитии ребенка. Семья сама по себе воспринимается как некоторая ценность, преданность и уважение родных, делает ребенка достойным гражданином страны, для которого важны базовые ценности. Если у ребенка сформировалось ценностное отношение к членам своей семьи, закрепилось на поведенческом уровне, то в процессе взаимодействия с обществом, он будет проявлять уважение к окружающим, тем самым происходит перенос системы ценностей на другие сферы жизни.
Ценностное отношение к семье строится на передачи традиций семьи от одного поколения к другому, проявление уважения, любви, почитания к членам своей семьи, проявление понимания и внимания к членам семьи, оценивать реальные внутрисемейные отношения, принимать активное участие в жизни семьи [2, с. 93-95].
Формирование ценностного отношения к семье у младших школьников является частью духовно-нравственного развития, которое закреплено в требованиях ФГОС НОО. Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено [4], что основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.
Одной из приоритетных задач, поставленных государством перед современной педагогической наукой и практикой, является задача воспитания у молодого поколения ценностного отношения к семье на основе гармонизации духовных и нравственных ценностей, которые характерны для российской культуры. Это нашло отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах, «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года», «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [4].
Формирование ценностного отношения к семье – это процесс взаимодействия учителей, родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствием всем заинтересованным сторонам. Этот процесс может осуществляться с помощью средств арт-педагогики. В основе арт-педагогики находятся теоретико-методологические подходы педагогики, связанные с применением искусства в качестве средства воспитания и педагогической поддержки участников образовательного процесса (детей, учителей, родителей), то есть формирования совокупности их личностных новообразований и выработки индивидуально-ценностных стремлений [3]. С этих позиций арт-педагогика ориентирована на выполнение воспитательной, развивающей, ценностно-определяющей функций, функций экзистенциональной поддержки и поддержки индивидуальности. Основными видами деятельности в арт-педагогике, которые в свою очередь, делятся на подвиды, являются: изобразительная деятельность, художественно-ручной труд, музыкальная деятельность, игры с песком [5, с. 54-55].
Изучение сформированности ценностного отношения к семье осуществлялось на базе МБОУ СОШ № 7 г. Минеральные Воды. В совокупности в опытно-экспериментальной работе приняли участие 20 обучающихся младшего школьного возраста (7–8 лет), а также 20 родителей, женщины в возрасте 31–46 лет. Экспериментальная работа включала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе была проведена диагностика с использованием следующих методик: «Рисунок семьи», диагностика родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина, методика «Ценности и традиции моей семье» (С. П. Акутина), анкета «Я и моя семья» (Р. В. Овчарова). По результатам исследования типа родительского отношения было выявлено: тип «принятие» выявлено у 10%; родителей, также 10% проявляют кооперацию, 10% симбиоз, авторитарная социализация выявлена у 50%, маленький неудачник у 20%. По результатам методики «рисунок семьи» была выявлена благоприятная атмосфера в семье, дети рисовали полные семьи, добавляли близких членов семьи, особое внимание уделяли фону, характеризовали хорошее настроение членов семьи. Половина детей отметили благоприятную атмосферу в семье, четверть отметили тревожность и конфликтность в семье. У 50% детей выявлен низкий уровень сформированности представлений о традициях и обычаях своей семьи, у другой половины школьников (50%) выявлен средний уровень. У 10% школьников выявлен низкий уровень сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни ребенка. Средний уровень сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни ребенка выявлен у 60% школьников. Высокий уровень сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни школьника выявлен у 30% детей. Младшие школьники имеют обобщенные представления об истории семьи, затрудняются вспомнить и рассказать семейные традиции, преимущественно чувствуют себя комфортно в кругу семьи, однако им не нравится выполнять повседневные дела и оказывать помощь родителям. В семьях опрошенных детей не сформированы семейные традиции, дети не осознают ценность семьи, поэтому на основе полученных результатов необходимо проведение работы по формированию традиций семейных ценностей у детей младшего школьного возраста.
На формирующем этапе были разработаны и проведены мероприятия по формированию ценностного отношения к семье у младших школьников с использованием средств арт-педагогики. Все мероприятия были реализованы во внеурочное время и направлены на расширение представлений о семейных традициях, способах укрепления семейных отношений и проявления ценностного отношения к членам семьи. В процессе работы младшие школьники рисовали приятные воспоминания, связанные семьей, рассказывали одноклассникам, делились впечатлениями. Придумывали символ семьи и создавал его посредством лепки, у некоторых детей семья олицетворялась в виде сердца, дерева, ангела и в других образах. Ученики с помощью аппликации делали подарки своим родителям и дарили их как знак внимания. Кроме того, вместе с детьми анализировали художественные произведения и выделяли значимые семейные ценности, проводили беседу, как эти ценности проявляются в семьях детей.
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика с использованием тех методик диагностики, что и на констатирующем этапе, однако, мы не проводили повторную диагностику родителей, так как с ними не проводились мероприятия по формированию ценностного отношения к семье. На контрольном этапе на треть снизилось количество младших школьников с низким уровнем сформированности представлений о традициях и обычаях своей семьи и соответственно, у 30% детей выявлен высокий уровень. На 10% снизилось количество детей со средним уровнем сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни школьника и увеличилось количество детей с высоким уровнем. Для оценки значимости различий результатов констатирующего и контрольного этапов использовался метод математической статистики с применением Т-критерия Стъюдента, согласно которому значимые различия выявлены по показателю сформированности представлений о традициях и обычаях своей семьи у детей младшего школьного возраста. Проведенный комплекс мероприятий по формированию ценностного отношения к семье у детей младшего школьного возраста с помощью средств арт-педагогики доказал свою эффективность.