Проблемы профессиональной направленности личности молодого человека стали еще сильнее интересовать ученых-педагогов за последние пять лет. Это связано со многими объективными причинами, наблюдаемыми в сфере профессионального образования.
Подготовка компетентных специалистов-профессионалов, в соответствии с Федеральными государственными стандартами высшего образования и требования различных ведомств к качеству обучения в вузах, потребовали проведения педагогических исследований, позволяющих выявить тенденции в поэтапном формировании профессиональной направленности личности обучающихся [3]. То есть, необходимо исследовать, как трансформируется формально-положительное отношение обучающихся-первокурсников к профессиональной деятельности в сознательно-позитивное отношение и успешное профессиональное становление на разных этапах своего развития в образовательной среде вуза [4, 7].
Однако следует помнить, что приступая к исследованию, следует уделить внимание современным абитуриентам, поступающим в вузы. Необходимо отметить, что общественные институты предпринимают попытки повысить эффективность системы формирования профессиональной направленности личности молодых людей, обучающихся в школах, лицеях, колледжах, техникумах [1,6]. Однако в этой трудоемкой работе предпочтение отдается, иногда, не целенаправленной плановой деятельности (Иванова Е.М., Шадриков В.Д. и др.).
Вместе с тем, профориентационная работа с молодежью, по нашему мнению, нуждается в качественном улучшении. Юноши и девушки должны знать как можно больше о новых профессиях, которые в скором времени будут востребованы на рынке труда, в условиях развития современной экономики страны [4]. Мало кто из них знает и об особенностях той или иной профессии, а именно это является тем фактором, который мешает сделать им правильный выбор: кем быть и как применить свои способности в профессиональной деятельности. Это имеет прямое отношение к военной профессии, и требует научного исследования проблемы поэтапного формирования профессиональной направленности личности, в подростковом и юношеском возрасте (школьники старших классов, суворовцы, кадеты, курсанты и слушатели военных вузов) [2, 5].
Отечественные психологи и педагоги раскрывают в своих научных публикациях опыт организации работы по профессиональной направленности личности обучающихся в вузах, который, вполне может быть востребован бакалаврами и магистрантами, аспирантами и адъюнктами (В.П. Давыдов, М.И. Дьяченко, И.В. Ильина, А.О. Кошелева, Н.С. Орлова, Н.Ф. Феденко и др.).
Однако заметим, что условия, создаваемые в военных вузах, для формирования профессиональной направленности личности курсантов и слушателей, безусловно, инновационные, можно сказать, «с поправкой на время». Например, автору статьи удалось, совместно с коллегами (творческой группой), разработать и создать Программу для ЭВМ «Обучающее программное обеспечение: Направленность личности и межличностные отношения в коллективе», получившую Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2020612706 Российской Федеральной службы по интеллектуальной собственности.
Практический опыт автора статьи позволяет утверждать, что ресурсом формирования профессиональной направленности курсантов выступает служебно-учебная деятельность, причем, на каждом этапе развития личности, в образовательной среде вуза, есть свои особенности [2].
Достижение личностью высокого уровня профессиональной направленности выражается в том, что задачи служебно-учебной деятельности трансформируются в лично значимые для курсантов цели. Большие возможности в достижении этих целей и самоактуализации обучающихся предоставляет внеаудиторная работа, организуемая курсовыми офицерами и преподавателями, с курсантами старших курсов обучения.
Организация шефской работы, к которой привлекаются курсанты старших курсов обучения, имеет, как правило, свою стратегию, четкую структуру, задачи, схожие с педагогической практикой. Курсанты, которые принимали участие в шефской работе, в рамках проведенной автором статьи, экспериментальной работы, подтверждают большой интерес школьников к военной профессии, к истории своей страны, великим битвам, подвигам героев в годы Великой Отечественной войны.
При встрече с курсантами, во время проведения бесед и тематических утренников, школьники задают вопросы о развитии военной техники в стране, о возросших требованиях к военным специалистам и условиям их подготовки в современных военных вузах. Следовательно, проявляя интерес к военной профессии, узнавая о требованиях к личности обучающегося в военных вузах, постигая азы военного дела, изучая историю, школьники могут определиться в выборе своей будущей профессии, в которой они смогут добиться больших результатов [2, 5].
Для курсантов, которые участвуют в шефской работе, это очень полезная практика общения и выстраивания взаимоотношений в молодежной среде, возможность проявить свои способности в воспитательных мероприятиях, подготовке презентационных материалов, повысить включенность в систему дальнейшего формирования профессиональной направленности будущих военных специалистов-профессионалов, что и является основной целью данной практики. На этом этапе, при обучении на 4 курсе военного вуза, у курсантов уже наблюдается устойчивая система профессионально важных навыков, необходимых для успешного решения задач по воспитанию подчиненных и эффективного управления воинским коллективом. Они хорошо справляются с индивидуальными (творческими) заданиями педагогической практики. Могут сами разработать и успешно применить дидактический материал для проведения бесед со школьниками, использовать подборку методического материала по теме мероприятия, выполнить презентацию по теме «круглого стола», обосновать свою точку зрения при проведении диспута и т.д.
Преподаватели и курсовые офицеры, оказывают большую помощь при консультировании курсантов и проведении инструктажей по проведению воспитательных мероприятий со школьниками, осуществляют психолого-педагогическое сопровождение деятельности курсантов в ходе внеучебной практики.
Если курсовые офицеры осуществляют мониторинг такой деятельности курсантов, ведут учет поэтапного формирования профессиональной направленности личности будущих специалистов, то это гарантирует положительный результат, как с точки зрения создания (или коррекции) педагогических условий в вузе, так и с точки зрения оценки сформированности профессиональной направленности обучающихся. Именно система ежегодного мониторинга сформированности профессиональной направленности курсантов с первого года их службы, как нам представляется, позволяет осуществлять проверку результативности тех педагогических моделей, которые могут быть предложены преподавателями и командирами в образовательной среде военного вуза.
Итак, добросовестная служба, моральные и нравственные качества, стремление к самореализации в профессиональной среде, вполне могут характеризовать профессиональную направленность личности, на каждом этапе ее развития, в условиях военного вуза. Профессиональная направленность приобретает глубокий личностный смысл для человека, определяет его отношение к выбранной профессии, повышая тем самым качество овладения универсальными и профессиональными компетенциями.