В настоящее время особое внимание правоохранительных органов и органов предварительного расследования должно быть направлено на охрану института собственности – основы экономической системы государства. Высокая опасность преступлений экономической направленности определяется не только большим материальным ущербом, который он наносят хозяйствующим субъектам и государству в целом, но и отрицательным влиянием на формирование общественных отношений, на воспитание граждан в духе уважения и соблюдения законодательства.
Противодействие преступности в различных ее проявлениях, а особенно экономической, является основной задачей органов дознания и предварительного расследования. Борьба с экономической преступностью неразрывно связана с достижением целей Российского государства по повышению благосостояния граждан.
Эти цели неоднократно озвучивались руководителями России, так 21 января 2020 года, премьер-министр России М.В. Мишустин провел первое заседание правительства, во время которого определил его главные задачи. Приоритетными задачами являются демография, рост доходов и повышение уровня жизни людей [1].
Президент России В.В. Путин в ходе встречи совета по стратегическому развитию и нацпроектам назвал приоритеты развития страны и общенациональные задачи на ближайшее десятилетие – до 2030 года. Первой задачей глава государства обозначил сбережение здоровья и благополучие людей: «Нам нужно выйти на устойчивый прирост населения, добиться увеличения продолжительности жизни, конечно, последовательно бороться с тем, что называется малоприятным словом «бедность» [2].
Следовательно, правоохранительные органы России не должны оставаться в стороне от решения данной задачи. Их эффективная деятельность невозможна без активного и творческого применения научно-технических средств и методов. Поэтому, в современных условиях, актуальной задачей является внедрение в практику выявления, раскрытия и расследования преступлений новейших достижений науки и техники, разработка и создание комплексов технических средств, что будет способствовать активизации деятельности сотрудников правоохранительных органов.
В этой связи большое значение приобретает научно обоснованное прогнозирование потребностей органов дознания и предварительного расследования, поскольку в современных условиях методы борьбы с преступностью, основанные на эмпирических предсказаниях и интуитивных решениях, оказываются недостаточно действенными. Все попытки изучить состояние объекта или течение процесса в будущем неизменно приводят к столкновению с проблемой неопределенности: возникают проблемы в выборе наилучшего направления на ближайшую и отдаленную перспективы. Если же действовать на основе интуитивного предположения, то впоследствии может оказаться, что ожидания не оправдались, и следовало бы принимать иные решения и действовать иначе.
Поэтому при расследовании преступлений, особенно экономической направленности, нужно знать «реальное будущее», а не интуитивно предполагаемое. Для этого необходимы специальные исследования и научное прогнозирование. Но и в этом случае невозможно устранить фактор неоправданности, возможно только минимизировать объективно существующую неопределенность.
Прогнозирование является одним из инструментов, с помощью которых разрабатываются на будущее конкретные мероприятия, применяются целенаправленные управленческие решения. Причем прогнозирование предназначается не для пассивного наблюдения и оценки возможных результатов, а для разработки и применения целенаправленных, системных мер по противодействию преступлениям.
Вопросы прогнозирования в деятельности правоохранительных органов в современной юридической литературе тесно увязываются с прогнозированием развития преступности в криминологическом, криминалистическом или управленческом аспектах. Что касается научно-технических средств борьбы с преступностью, то вопрос о технической оснащенности правоохранительных органов стоит достаточно остро. Так, отсутствуют ясные теоретические и методологические основы прогнозирования технической оснащенности правоохранительных органов. Для того, чтобы техническая оснащенность соответствовала практическим потребностям различных подразделений и служб правоохранительных органов, позволяла решать непрерывно усложняющиеся задачи, необходимо использовать научно-прогностическую информацию о характере и основных направлениях, тенденциях изменения потребностей правоохранительных органов в технических средствах. И только затем, на основе данной информации, планировать техническую оснащенность. В результате, появится возможность оказывать влияние на технический прогресс в сфере выявления раскрытия и расследования экономических преступлений.
В широком смысле, под прогнозированием следует понимать процесс получения научного знания о будущем на основе анализа прошлого и настоящего, с использованием научно обоснованной информации, содержащей количественную и качественную характеристики изучаемого явления в его перспективе (в данном случае, речь идет о конкретном виде преступления). Результатом этого вида деятельности является прогноз – научно обоснованное вероятностное суждение о состоянии объекта в будущем и возможных путей достижения такого состояния.
В зависимости от того, каков срок прогнозов, они имеют различный характер, отличаются по достоверности, по-разному используются в практике выработки и принятия решений [3, с. 42-47].
Методологической основой прогностической деятельности являются:
- во-первых, осмысление изучаемых явлений и процессов;
- во-вторых, анализ закономерностей того или иного процесса или явления;
- в-третьих, наличие максимально полной информации об условиях протекания исследуемых явлений и максимально полного учета сопутствующих явлений;
- в-четвертых, широкое использование системного подхода при осуществлении аналитической деятельности.
Совершенствование технико-криминалистических средств борьбы с экономической преступностью стимулируется потребностями практики, техническими возможностями и экономической целесообразностью. В соответствии с этим можно выделить три основные задачи прогнозирования технической оснащенности органов дознания и предварительного расследования:
- установление целей развития технической оснащённости служб;
- изыскание оптимальных путей и средств их достижения;
- определение ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей.
В зависимости от решаемой задачи, прогнозы можно подразделить на поисковые и нормативные. Результатом изучения тенденций развития на основе исторического анализа технической оснащенности будет поисковый прогноз (данный прогноз позволяет получить наиболее полную картину технической оснащенности органов дознания и предварительного расследования), а анализ факторов, направленных на обеспечение достижения конкретных технических целей к конкретному сроку, завершается составлением нормативного прогноза.
Объектом поискового прогнозирования являются возможности технического развития, нормативного – потребности практики (комплексы технических средств, их характеристики, методики применения и т.д.).
Например, прогноз перспективного развития технической оснащенности органов раскрытия и расследования преступлений, миниатюризации технических средств и устройств, дифференциации решаемых с их помощью задач – типично поисковый прогноз. Прогноз времени появления конкретных устройств, либо путей реализации разработок – нормативный прогноз.
Комплексный прогноз развития технического обеспечения и оснащенности органов дознания и следственных органов должен строиться на основе на синтезе исследовательского и нормативного прогнозов.
Таким образом, под прогнозированием технико-криминалистической оснащенности органов дознания и предварительного расследования надо понимать процесс получения прогностической информации, содержащей вероятностную оценку будущего состояния системы технико-криминалистических средств, а также необходимых ресурсов и организационных мер.
Важным этапом прогнозирования является выделение объекта и его всесторонний анализ. В каждом конкретном случае методика анализа определяется целями исследования и характером объекта. В конечном счете, целью этого анализа является разработка модели объекта прогнозирования.
Кроме того, для осуществления прогнозирования, помимо модели, необходимо учитывать сведения о структуре органов, их численном составе, состоянии правовой и технической подготовки сотрудников, использовании технических средств для выявления и раскрытия преступлений и т.д.
Комплексный характер прогнозирования строится на информации, получаемой из различных источников: периодический печати, монографий, статистических данных, технической документации, деятельности иностранных правоохранительных органов и т.д.
Как видим, информация по своему составу неоднородна. Ее можно разделить на несколько групп:
1. Научные данные:
- данные естественных и технических наук, которые могут быть использованы органами дознания и предварительного расследования при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений;
- криминологические;
- криминалистические;
- организационно-управленческие.
2. Статистические данные:
- количественные характеристики применения оперативно-технических и криминалистических средств, уровень выявления и раскрываемости преступлений с их применением;
- характер использования технических средств органами дознания и предварительного расследования.
3. Практические данные:
- о достоинствах и недостатках технических средств;
- о конструируемых на местах приспособлениях и устройствах, применение которых приносит положительный результат;
- о потребности органов дознания и предварительного расследования в конкретных технических средствах;
- об уровне технической и правовой подготовки сотрудников органов дознания и предварительного расследования;
- об условиях и причинах технического характера, способствующих совершению преступлений.
В результате грамотного и всестороннего прогнозирования потребностей в технической оснащенности органов дознания и предварительного расследования возможно:
- определить пути совершенствования конкретных технических средств и приемов работы с ними;
- прогнозировать конкретные ситуации, в которых могли бы быть применены технические средства;
- прогнозировать изменения тактических приемов проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий;
- выявлять направления совершенствования технической и правовой подготовки сотрудников органов дознания и предварительного расследования.
Конечно прогнозирование технической оснащенности органов дознания и предварительного расследования встречает на своем пути трудности объективного и субъективного характера. Однако, следует помнить, что хорошо отлаженная система прогнозирования позволяет сократить время на разработку различных планов, программ, проектов и технических средств, а также методик их применения сотрудниками органов дознания и предварительного расследования.