Аспекты прогнозирования потребностей в технико-криминалистических средствах выявления, раскрытия и расследования преступлений экономической направленности

Аспекты прогнозирования потребностей в технико-криминалистических средствах выявления, раскрытия и расследования преступлений экономической направленности

В настоящей статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с прогнозированием потребностей в техническом обеспечении органов дознания и предварительного расследования при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений.

Аннотация статьи
следственные действия
транспортные происшествия
транспортные преступления
осмотр места происшествия
должностные лица
Ключевые слова

В настоящее время особое внимание правоохранительных органов и органов предварительного расследования должно быть направлено на охрану института собственности – основы экономической системы государства. Высокая опасность преступлений экономической направленности определяется не только большим материальным ущербом, который он наносят хозяйствующим субъектам и государству в целом, но и отрицательным влиянием на формирование общественных отношений, на воспитание граждан в духе уважения и соблюдения законодательства.

Противодействие преступности в различных ее проявлениях, а особенно экономической, является основной задачей органов дознания и предварительного расследования. Борьба с экономической преступностью неразрывно связана с достижением целей Российского государства по повышению благосостояния граждан.

Эти цели неоднократно озвучивались руководителями России, так 21 января 2020 года, премьер-министр России М.В. Мишустин провел первое заседание правительства, во время которого определил его главные задачи. Приоритетными задачами являются демография, рост доходов и повышение уровня жизни людей [1].

Президент России В.В. Путин в ходе встречи совета по стратегическому развитию и нацпроектам назвал приоритеты развития страны и общенациональные задачи на ближайшее десятилетие – до 2030 года. Первой задачей глава государства обозначил сбережение здоровья и благополучие людей: «Нам нужно выйти на устойчивый прирост населения, добиться увеличения продолжительности жизни, конечно, последовательно бороться с тем, что называется малоприятным словом «бедность» [2].

Следовательно, правоохранительные органы России не должны оставаться в стороне от решения данной задачи. Их эффективная деятельность невозможна без активного и творческого применения научно-технических средств и методов. Поэтому, в современных условиях, актуальной задачей является внедрение в практику выявления, раскрытия и расследования преступлений новейших достижений науки и техники, разработка и создание комплексов технических средств, что будет способствовать активизации деятельности сотрудников правоохранительных органов.

В этой связи большое значение приобретает научно обоснованное прогнозирование потребностей органов дознания и предварительного расследования, поскольку в современных условиях методы борьбы с преступностью, основанные на эмпирических предсказаниях и интуитивных решениях, оказываются недостаточно действенными. Все попытки изучить состояние объекта или течение процесса в будущем неизменно приводят к столкновению с проблемой неопределенности: возникают проблемы в выборе наилучшего направления на ближайшую и отдаленную перспективы. Если же действовать на основе интуитивного предположения, то впоследствии может оказаться, что ожидания не оправдались, и следовало бы принимать иные решения и действовать иначе.

Поэтому при расследовании преступлений, особенно экономической направленности, нужно знать «реальное будущее», а не интуитивно предполагаемое. Для этого необходимы специальные исследования и научное прогнозирование. Но и в этом случае невозможно устранить фактор неоправданности, возможно только минимизировать объективно существующую неопределенность.

Прогнозирование является одним из инструментов, с помощью которых разрабатываются на будущее конкретные мероприятия, применяются целенаправленные управленческие решения. Причем прогнозирование предназначается не для пассивного наблюдения и оценки возможных результатов, а для разработки и применения целенаправленных, системных мер по противодействию преступлениям.

Вопросы прогнозирования в деятельности правоохранительных органов в современной юридической литературе тесно увязываются с прогнозированием развития преступности в криминологическом, криминалистическом или управленческом аспектах. Что касается научно-технических средств борьбы с преступностью, то вопрос о технической оснащенности правоохранительных органов стоит достаточно остро. Так, отсутствуют ясные теоретические и методологические основы прогнозирования технической оснащенности правоохранительных органов. Для того, чтобы техническая оснащенность соответствовала практическим потребностям различных подразделений и служб правоохранительных органов, позволяла решать непрерывно усложняющиеся задачи, необходимо использовать научно-прогностическую информацию о характере и основных направлениях, тенденциях изменения потребностей правоохранительных органов в технических средствах. И только затем, на основе данной информации, планировать техническую оснащенность. В результате, появится возможность оказывать влияние на технический прогресс в сфере выявления раскрытия и расследования экономических преступлений.

В широком смысле, под прогнозированием следует понимать процесс получения научного знания о будущем на основе анализа прошлого и настоящего, с использованием научно обоснованной информации, содержащей количественную и качественную характеристики изучаемого явления в его перспективе (в данном случае, речь идет о конкретном виде преступления). Результатом этого вида деятельности является прогноз – научно обоснованное вероятностное суждение о состоянии объекта в будущем и возможных путей достижения такого состояния.

В зависимости от того, каков срок прогнозов, они имеют различный характер, отличаются по достоверности, по-разному используются в практике выработки и принятия решений [3, с. 42-47].

Методологической основой прогностической деятельности являются:

  • во-первых, осмысление изучаемых явлений и процессов;
  • во-вторых, анализ закономерностей того или иного процесса или явления;
  • в-третьих, наличие максимально полной информации об условиях протекания исследуемых явлений и максимально полного учета сопутствующих явлений;
  • в-четвертых, широкое использование системного подхода при осуществлении аналитической деятельности.

Совершенствование технико-криминалистических средств борьбы с экономической преступностью стимулируется потребностями практики, техническими возможностями и экономической целесообразностью. В соответствии с этим можно выделить три основные задачи прогнозирования технической оснащенности органов дознания и предварительного расследования:

  • установление целей развития технической оснащённости служб;
  • изыскание оптимальных путей и средств их достижения;
  • определение ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей.

В зависимости от решаемой задачи, прогнозы можно подразделить на поисковые и нормативные. Результатом изучения тенденций развития на основе исторического анализа технической оснащенности будет поисковый прогноз (данный прогноз позволяет получить наиболее полную картину технической оснащенности органов дознания и предварительного расследования), а анализ факторов, направленных на обеспечение достижения конкретных технических целей к конкретному сроку, завершается составлением нормативного прогноза.

Объектом поискового прогнозирования являются возможности технического развития, нормативного – потребности практики (комплексы технических средств, их характеристики, методики применения и т.д.).

Например, прогноз перспективного развития технической оснащенности органов раскрытия и расследования преступлений, миниатюризации технических средств и устройств, дифференциации решаемых с их помощью задач – типично поисковый прогноз. Прогноз времени появления конкретных устройств, либо путей реализации разработок – нормативный прогноз.

Комплексный прогноз развития технического обеспечения и оснащенности органов дознания и следственных органов должен строиться на основе на синтезе исследовательского и нормативного прогнозов.

Таким образом, под прогнозированием технико-криминалистической оснащенности органов дознания и предварительного расследования надо понимать процесс получения прогностической информации, содержащей вероятностную оценку будущего состояния системы технико-криминалистических средств, а также необходимых ресурсов и организационных мер.

Важным этапом прогнозирования является выделение объекта и его всесторонний анализ. В каждом конкретном случае методика анализа определяется целями исследования и характером объекта. В конечном счете, целью этого анализа является разработка модели объекта прогнозирования.

Кроме того, для осуществления прогнозирования, помимо модели, необходимо учитывать сведения о структуре органов, их численном составе, состоянии правовой и технической подготовки сотрудников, использовании технических средств для выявления и раскрытия преступлений и т.д.

Комплексный характер прогнозирования строится на информации, получаемой из различных источников: периодический печати, монографий, статистических данных, технической документации, деятельности иностранных правоохранительных органов и т.д.

Как видим, информация по своему составу неоднородна. Ее можно разделить на несколько групп:

1. Научные данные:

  • данные естественных и технических наук, которые могут быть использованы органами дознания и предварительного расследования при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений;
  • криминологические;
  • криминалистические;
  • организационно-управленческие.

2. Статистические данные:

  • количественные характеристики применения оперативно-технических и криминалистических средств, уровень выявления и раскрываемости преступлений с их применением;
  • характер использования технических средств органами дознания и предварительного расследования.

3. Практические данные:

  • о достоинствах и недостатках технических средств;
  • о конструируемых на местах приспособлениях и устройствах, применение которых приносит положительный результат;
  • о потребности органов дознания и предварительного расследования в конкретных технических средствах;
  • об уровне технической и правовой подготовки сотрудников органов дознания и предварительного расследования;
  • об условиях и причинах технического характера, способствующих совершению преступлений.

В результате грамотного и всестороннего прогнозирования потребностей в технической оснащенности органов дознания и предварительного расследования возможно:

  • определить пути совершенствования конкретных технических средств и приемов работы с ними;
  • прогнозировать конкретные ситуации, в которых могли бы быть применены технические средства;
  • прогнозировать изменения тактических приемов проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий;
  • выявлять направления совершенствования технической и правовой подготовки сотрудников органов дознания и предварительного расследования.

Конечно прогнозирование технической оснащенности органов дознания и предварительного расследования встречает на своем пути трудности объективного и субъективного характера. Однако, следует помнить, что хорошо отлаженная система прогнозирования позволяет сократить время на разработку различных планов, программ, проектов и технических средств, а также методик их применения сотрудниками органов дознания и предварительного расследования.

Текст статьи
  1. URL: https://www.vesti.ru/article/1292884
  2. URL: https://life.ru/p/1334215
  3. Саркисян С. А., Каспин В. И., Лисичкин В. А., Минаев Э. С, Пасечник Г. С. М. Теория прогнозирования и принятия решений/ М: «Высш. школа», 1977, С. 42-47.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 23 января по 29 января
Остался 1 день до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
02 февраля
Загрузка в elibrary
02 февраля
Рассылка печатных экземпляров
08 февраля