В образовательной практике общеобразовательных организаций повсеместно осуществляется переход от обучения как системы презентации знаний к активной работе обучающихся над заданиями, которые непосредственно связаны с проблемными аспектами реальной жизни.
Особую актуальность проблема познавательной активности приобретает на этапе начальной школы. ФГОС НОО ориентирован на становление личностных характеристик школьника и формирование у него мотивации к обучению и познанию. При этом выпускник начальной школы определяется в стандарте как «любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом».
Практика показывает, что в настоящее время у большинства учащихся познавательная активность сформирована на достаточно низком уровне, которая не позволяет в полной мере эффективно усвоить учебную программу. Поэтому необходимо понять, какие приёмы работы могут заинтересовать учащихся, чтобы поддержать их интерес к обучению. Главная задача педагога – поиск способов повышения качества обучения, одним из таких способов является использование дидактических заданий на уроках окружающего мира, которые активизируют учебный процесс, делая его более продуктивным.
Развитие познавательной активности в процессе обучения обеспечивается применением методов, способствующих активной и самостоятельной деятельности школьников во всех звеньях учебного процесса. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребёнка в школе и на уроках. Очень хорошо об этом написал Ш. А. Амонашвили: «Каждый ребёнок на уроке должен быть охвачен чувством ожидания чего-то интересного, захватывающего, нового. Он должен радоваться трудностям познания, чувствуя, что рядом есть педагог, который немедленно придёт ему на помощь» [1, с. 11-18].
Для развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира можно использовать различные виды дидактических заданий:
- задания, подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы и способствующие активизации познавательного интереса обучающихся;
- задания, направленные на закрепление и применение знаний, полученных на уроках, выработку умений и навыков, познавательных универсальных учебных действий;
- задания, направленные на формирование умения самостоятельного выполнения упражнений, способствующие развитию самостоятельности мышления.
Дидактическая сущность учебно-дидактических заданий заключается в том, что в ходе их выполнения отрабатываются познавательные универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие реализацию познавательной активности обучающихся. Эффективность применения дидактических материалов во многом зависит от отбора, конструирования, организации входящих в него упражнений. Формы выполнения упражнений могут быть различными. Они могут быть индивидуальными и групповыми; их выполнение может быть рассчитано на 5–10 минут (кратковременные), на целый урок (практикум). Они могут быть заданы на дом, для самостоятельного выполнения, иметь характер проектной, исследовательской работы [1, с. 11-18].
Средства и способы активизации познавательной деятельности разнообразны. Их выбор зависит от дидактической цели урока, подготовленности класса, от технических средств, которыми располагает учитель.
Так, например, применение на уроке игровых дидактических заданий делает процесс обучения более интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию окружающего мира.
Дидактическая игра имеет множеств возможностей активного включения в учебный процесс обучающегося, что и является основой развития познавательной активности.
Дидактические игры и занимательные упражнения построены на совокупности приёмов, применяемых для повышения эффективности учебного процесса. С помощью дидактических игр учащиеся систематизируют и закрепляют свои знания о различных объектах, их назначении, связях между ними. Именно в условиях игровой деятельности, в условиях непредсказуемости, неопределённости обучающиеся вовлекаются в игру сначала по самым разнообразным личностным мотивам, а затем всё больше начинают втягиваться в логику игровой деятельности за счёт собственных деятельностных мотивов. В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.
Дидактические игры дают прекрасную возможность для коррекции и развития высших психических функций. Они активизируют мыслительную деятельность: учат анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять лишнее. При разгадывании загадок, ребусов, кроссвордов пополняется словарный запас учащихся, закрепляются навыки правильного написания трудных слов, природоведческих терминов и понятий. У учащихся развивается произвольное внимание, вырабатывается настойчивость, усидчивость.
На начальном этапе формирования познавательных интересов, детей привлекают собственно игровые действия. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдать правила игры.
Помогает активизировать учебный процесс и развивает познавательную активность использование занимательного материала на уроках. Форма занимательных дидактических упражнений может быть различной: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. Большой интерес на уроках окружающего мира вызывает прослушивание и разбор «подслушанных в природе разговоров» между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Эти задания не только помогают в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывают желание помогать растениям, животным, сохранять их. Использовать такие задания можно на разных этапах урока: во время проверки домашнего задания, при изучении нового материала, при его закреплении.
В виде загадки, ребуса, шарады может быть дана тема урока. Например:
- «Отгадав загадку, вы узнаете, что мы будем изучать на уроке. В опрокинутом колодце туч косматых хоровод. Днём туда заходит Солнце, ночью Месяц проплывёт. Тема урока: «Что у нас над головой?».
- «Разгадав ребус, вы узнаете, что мы будем изучать на уроке».
- «Убрав лишние буквы, вы узнаете тему нашего урока» (тема урока: «Кто такие птицы?») ПОПТОИЦОЫ.
В процессе объяснения нового материала так же можно использовать дидактические игры, загадывать загадки. Самое широкое распространение дидактические игры получили на этапе повторения и закрепления. Известно, что повторенное воспроизведение учебного материала снижает интерес к предмету, если проводится в форме только чтения статьи учебника и последующей беседы. Дидактические игры позволяют конкретизировать, уточнить, систематизировать и обобщить полученные знания. Например, при обобщении часто используется кроссворд, в котором вспомнятся и уточнятся географические понятия.
Интересны для детей различные лото и их модификации: «С какой ветки детки?», «Узнай силуэт». «Ботаническое лото», «Домино» и д. р. Настольные игры для индивидуальной и групповой работы: «Четвёртый лишний», «Собери картинку», «Парные картинки» Так же можно использовать игру «Стрелки» – модификация игры «Закончи предложение». Детям предлагается найти и восстановить всю цепочку вопросов и ответов по теме.
Дидактические игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся.
Игра «Четвёртый лишний» развивает мышление, позволяет в занимательной форме закрепить знание географических понятий. При закреплении пройденного материала часто используются различные «Графические диктанты» и «Тесты», с помощью которых за короткий промежуток времени можно определить уровень усвоения полученных знаний.
Таким образом, возможность использования дидактических игр на уроках бесконечно широка, но не следует забывать, что их основная цель не развлекательная, а обучающая.