Качественная подготовка конкурентоспособного работника в организации профессионального образования требует творческого подхода к выбору содержания, форм, методов и средств обучения, максимального использования достижений современной педагогической науки, новых педагогических технологий.
В настоящее время основное внимание в области информатизации образования фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). На смену ставшим уже традиционными, текстографическим электронным продуктам приходят высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные ЭОР.
Очевидно, что педагогу ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.
К основным инновационным качествам ЭОР относятся:
- обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации; практические занятия; аттестация (контроль учебных достижений);
- интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
- возможность удаленного (дистанционного), полноценного обучения.
Современный электронный образовательный ресурс обладает указанными выше инновационными качествами благодаря использованию новых педагогических инструментов, перечень которых включает:
Интерактив. Содержание предметной области представляется учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться. Интерактив дает возможность воздействия и получения ответных реакций.
Мультимедиа. Мультимедиа обеспечивает реалистичное представление объектов и процессов.
Моделинг – имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов, дающее адекватное представление фрагмента реального или воображаемого мира. Моделинг реализует реакции, характерные для изучаемых объектов и исследуемых процессов.
Коммуникативность – возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса.
Производительность пользователя. Благодаря автоматизации нетворческих операций поиска необходимой информации творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности резко возрастают.
Использование интерактивных технологий позволяют:
- привлечь обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности;
- активизировать процесс обучения путем использования привлекательных и быстро меняющихся форм подачи информации использование мультимедийных технологий, стимуляции поиска ответов, духа соревнования;
- улучшить восприятие материала за счет наглядности, подчеркивания, вращения, цветного изображения, графики, мультипликации, музыки, видео;
- развивать творческое мышление путем экспериментирования, поиска связей между новой и старой информацией, установления связей и закономерностей в рамках набора указанных фактов;
- развивать абстрактное мышление с помощью замены, демонстрации конкретных предметов схематическими или символическими изображениями (чертежами, графиками, диаграммами, формулами), наглядностью;
- формировать умение рационально строить мыслительные операции (точно определять цели деятельности, задачи, средства достижения целей);
- стимулировать рефлексию, анализ обучающимися своей деятельности путем получения наглядного изображения последствий собственных действий;
- реализовать индивидуализацию обучения за последовательностью изучаемых понятий методом подачи учебного материала; уровнем сложности и количества предъявленных задач, временем обучения и т. д.;
- организовать дистанционное обучение с использованием персональных компьютеров и сети Интернет;
- обеспечить объективность контроля и усвоения учебного материала [1, с. 69].
Сегодня огромное количество электронных образовательных ресурсов к услугам современных педагогов и обучающихся - образовательные порталы, электронные учебники, словари и энциклопедии, виртуальные библиотеки, on-line-переводчики, дистанционные курсы и олимпиады, электронные газеты и журналы.
При подготовке ИКТ-насыщенных занятий педагогу необходимо тщательно продумывать план, отбирать и последовательно собирать воедино материал, создавая и применяя авторские ЭОР. Так же нужно решить и еще одну проблему: «Как в режиме обычного занятия успеть провести опрос, рассказать новый материал, закрепить его, сохранить баланс между теоретическим и технологическим содержанием занятия». Без применения ЭОР – это практически невозможно.
Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе важно, так как:
- ЭОР это средство, ориентированное на решение задач фактического изменения качества обучения и увеличения его эффективности;
- ЭОР оптимально интегрируются в образовательный процесс с учетом педагогической рациональности, требующей оценки эффективности применения ЭОР в комбинации с различными педагогическими технологиями;
- важным направлением применения ЭОР это обращение к личности обучаемого;
- создание максимально благоприятных условий для подготовки творческого, мобильного, самостоятельно размышляющего молодого человека;
- ЭОР не заменяет педагога или учебник, наоборот усиливает характер педагогической деятельности [2].
Так применение на занятиях интерактивных панелей значительно помогает улучшению образовательного процесса, поскольку интерактивная панель дает возможность сделать урок интереснее: педагог на занятиях использует одновременно текст, аудио и видео материалы, DVD, CD-ROM и Интернет-ресурсы. Любую информацию, отображенную на интерактивной панели, можно распечатать, сохранить, сделать видеозапись экрана, для последующего анализа.
Таким образом, применение ЭОР на занятиях не заменяют педагога, а, наоборот способствуют общению с обучающимся более содержательным, индивидуальным и деятельным образом.
Система обучения с помощью ЭОР сегодня еще продолжает выстраиваться. Главная задача – разумное использование ЭОР с пользой для учебного процесса и в конечном итоге - для каждого обучающегося.
В заключение хотелось бы отметить, что полноценное внедрение электронных образовательных ресурсов, с их встраиванием в учебный процесс позволит гармонично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с использованием информационных технологий, расширять возможности обучающегося в самостоятельной учебной работе и рост творческой составляющей в деятельности педагога. Нельзя стоять на месте, необходимо постоянно совершенствовать приемы и методы, и только тогда возможно достичь успеха в профессиональной деятельности.