В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие».
В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии. Круг его общения расширяется. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети «такие же, как он». Это вовсе не означает, что он не видел, не замечал их раньше, но восприятие сверстника приобретает особое качество – осознанность.
К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- воспринимать и понимать информацию;
- говорить самому.
Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется развитием речи. Речь – одна из важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся нерешительными, замкнутыми, стеснительными и даже агрессивными в общении с другими.
Дети с нарушениями речи в большей степени нуждаются в формировании коммуникативной компетенции. Нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса коммуникативной компетентности. Такое отклонение в развитии как общее недоразвитие речи, которое сопровождается незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, указывают на факт наличия стойких нарушений коммуникативного акта, что в свою очередь, затрудняет, а иногда вообще делает невозможным развитие коммуникативной компетентности детей. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения.
Роль общения для развития речи и личности ребенка трудно переоценить. Речь как средство общения возникает и развивается в процессе коммуникации.
Нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса коммуникации у ребенка. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения, приводит к снижению активности в общении. Существует и обратная зависимость: при недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется (Л. Г. Галигузова, И. В. Дубровина, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова и др.).
Несовершенство коммуникативных умений, речевая инактивность не обеспечивают процесса свободного общения и, в свою очередь, не способствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствуют овладению знаниями, отрицательно влияют на личностное развитие и поведение ребенка.
Важно активизировать контактность и коммуникабельность ребенка, развивать его сенсорную и эмоциональную сферу, научить ребенка ставить цели в общении, анализировать задачу, ориентироваться в раз ситуациях общения, формировать его мотивацию.
Для активизации общения большое значение имеет новизна и занимательность дидактического материала, форм работы, смена речевых партнеров, создание коммуникативных ситуаций по типу обобщенной модели игровых и речевых действий, использование разнообразных методов и приемов работы.
Изменение форм организации обучения является одним из приемов, направленных на активизацию общения. Помимо занятий в традиционном их понимании, целесообразно создавать условия, способствующие желанию детей общаться, – моделировать и поддерживать ситуации естественного общения во время всех видов деятельности ребенка: досуга, развлечений, часов, проводимых на прогулке.
Работа по активизации общения может включать несколько направлений:
- развитие речевых и неречевых средств общения;
- умение применять средства общения в разнообразных коммуникативных ситуациях;
- развитие онтогенетически обусловленных форм общения.
Для их реализации в процессе указанных форм работы возможно широкое использование различных игр, направленных на преодоление замкнутости, робости, скованности детей, а также на двигательное раскрепощение; на развитие невербальных средств общения; на знакомство с эмоциями человека; осознание своих эмоций; распознавание эмоциональных реакций других людей и умение адекватно выражать свои эмоциональные состояния.
С целью обеспечения мотивации общения, условий, активизирующих самостоятельную речевую деятельность детей, необходимо моделировать различные проблемные коммуникативные ситуации, приближенные к реальной действительности, с заданным и неоконченным сюжетом. Они создаются путем использования наглядности, выполнения определенных ролей, постановкой проблемы. Детям предлагается либо готовое решение проблемы, либо придумать, чем бы могла закончиться ситуация, и разыграть сюжеты.
Учитывая, что наиболее доступной и естественной для детей формой общения является диалогическая речь и что вопросно-ответные конструкции обладают наибольшей коммуникативной активностью, поскольку стимулируют и побуждают к речевой деятельности, в число приемов коррекционного обучения вводятся речевые игры.
Лингвистические игры подбираются с учетом ориентирования детей на партнера, его практические и речевые действия. В процессе игр дети анализируют как языковую информацию, оперируя ею, так и учатся взаимодействию с партнером (взрослым и сверстником).
Таким образом, в коррекционное обучение детей с общим недоразвитием речи, наряду с формированием произносительных навыков, лексического запаса, грамматического строя, необходимо включать специальные комплексы коммуникативно-направленных упражнений, способствующих как активизации контактности и коммуникабельности ребенка, мотивационно-потребностной сферы общения, так и повышению эффективности коррекционно-развивающего воздействия в плане преодоления общего недоразвития речи.