Арт-терапия при когнитивных расстройствах у пожилых людей
научный журнал «Актуальные исследования» #14 (17), июль '20

Арт-терапия при когнитивных расстройствах у пожилых людей

В статье рассматривается история возникновения и становления арт-терапии в отечественной психологической науке и практике. Описываются различные трактовки понимания арт-терапии и ее методик.  Арт-терапия, в частности музыкотерапия, изучается автором как один из наиболее эффективных психологических методов в работе с когнитивными расстройствами пожилых людей. Обосновывается положительное влияние групповой работы и коммуникативной составляющей на психологическую динамику членов группы.

Аннотация статьи
психология
групповая динамика
геронтология
когнитивные расстройства
музыкотерапия
арт-терапия
Ключевые слова

Арт-терапия, как направление психологии в области лечения и реабилитации, появились недавно. Развитие этого направления за рубежом началось с середины XX века. Зарождение отечественной арт-терапии можно отнести к 1970-1980 гг. в период трудовой реабилитации в СССР, однако в большей степени процесс напоминал терапию занятости. В 1980 г. особое внимание стали уделять творческим особенностям пациентов в клиниках. Дальнейший период ознаменовался открытием музеев специализирующихся на арт-терапии и творчестве душевнобольных. Область арт-терапии постепенно становилась междисциплинарной, привлекая к исследованиям не только психологов, но и философов, искусствоведов. Начиная с 1990-ых гг. появились коррекционные программы с применением элементов арт-терапии. Однако, многие программы сводились к художественному творчеству без глубокого теоретического осмысления. Особый интерес к арт-терапии возник в конце 1990-ых гг. и в начале XX века. Был отмечен значительный эффект лечения искусством, лечения впечатлениями, включающими творческую активность. В этот период стали появляться программы переподготовки специалистов, во многом базирующиеся на опыте зарубежных коллег, в том числе из США, а также заведения, дополняющие зарубежные методики собственной культурной спецификой [1, c. 4-8]. В современной реабилитационной практике, при лечении различных расстройств все большую распространённость получают методы арт-терапии.

Ввиду того, что арт-терапия достаточно молодое научное направление, существуют различные определения самого термина. Согласно узкой интерпретации, арт (art) в переводе означает искусство, и многие психологи и терапевты, придерживаясь узкой интерпретации, используют только изотерапию в качестве метода арт-терапии. Однако, существует и иная трактовка арт-терапии, согласно которой под искусством понимается все творческое, что может создать или интерпретировать человек. Придерживаясь широкого понимания арт-терапии можно дать следующее определение: арт-терапия – совокупность творческих методов в целях психодиагностики или психокоррекционной деятельности, основанных на гуманистическом подходе. Среди методов арт терапии в данной трактовке рассматривается не только изотерапия, но и библиотерапия (в том числе сказкотерапия), песочная терапия, танцевально-двигательная терапия, имаготерапия, лепка, нейрографика, музыкотерапия и многие другие. Вне зависимости от того, какой из методов выбрать, арт-терапия работает с эмоционально-образным состоянием клиентов и пациентов.

Среди ключевых функций, выполняемых арт-терапией можно выделить: седативно-регулятивную (снимает напряжение и гармонизирует психоэмоциональный фон), стимулирующую (мобилизует физический и эмоциональный потенциал), катарсическую (способствует выбросу накопившихся негативных эмоций), коммуникативно-рефлексивную (улучшает межличностное общение и самооценку) [2, c. 6].

Большое количество научных работ с применением арт-терапии посвящено психокоррекции молодежи, работе с подростками посредством арт-терапии, особая роль отдается мигрантам, беженцам и лицам с посттравматическим синдромом в целях работы над изменением собственной идентичности, адаптации, улучшением жизни. Однако, лишь немногие исследователи рассматривают пользу арт-терапии (в частности, музыкотерапии) при лечении когнитивных расстройств у пожилых людей. Именно этому вопросу предлагаем уделить особое внимание в данной работе. Среди исследователей в области музыкотерапии, обосновывающих влияние звука, темпа и ритма, тембра, мелодии, тональности, слов на регуляцию психофизиологических особенностей, важно отметить следующих – Брусиловский Л.С., В.И. Петрушин, Догель И.М., Гринева И.М., Полякова В.Б., Захарова Н.Н, Шушарджан С.В. и многие другие [2, c. 4]. Вовлекаясь в искусство (будучи наблюдателем или активным субъектом), человек прорабатывает травматический прошлый опыт и, решая внутриличностные конфликты, поддерживает положительные изменения и сбалансированное состояние во внутреннем мире, что способствует улучшению и в когнитивной сфере [3, pp. 20-25].

В рамках практической работы в геронтологическом центре при работе с пожилыми людьми был выявлен положительный эффект музыкотерапии в комплексе с другими арт-терапевтическими реабилитационными средствами на когнитивные способности пациентов. Изучалось влияние арт-терапии на память, внимание, мышление пожилых людей. Исследовались пациенты в возрасте от 80 до 90 лет и более с когнитивными расстройствами, такими как деменция, а также замкнутые люди, проживающие в центре. Пожилым людям в рамках групповой работы предлагалось прослушивать песни и просматривать фильмы молодости – времен СССР (1950-1970 гг.), работать с визуальным рядом, картинками, завершать начало пословиц («без труда…»), отсылающих к индивидуальной и коллективной памяти и, соответственно, стимулирующих память. Проанализировав динамику состояния пациентов были выявлены следующие результаты:

  • Арт-терапия помогает снять эмоциональное напряжение и тревожность, способствует расслаблению.
  • Музыка фильмов и песен, укоренившаяся в благоприятном периоде молодости, в индивидуальной и коллективной памяти, стимулирует механизмы узнавания и идентификации, активируя когнитивные возможности, память.
  • Выявлено улучшение концентрации внимания и навыков запоминания информации благодаря арт-терапии.
  • Арт-терапия стимулирует мотивацию и творческие способности пациентов.
  • Особою роль играют групповое взаимодействие, коммуникативные процессы на восстановление навыков межличностного общения и на положительную динамику группы.

Таким образом, наряду с медикаментозным лечением когнитивных расстройств пожилых людей, арт-терапия зарекомендовала себя, как один из успешных методов, благодаря которому улучшается как психоэмоциональное состояние, так и психофизиологическое здоровье, восстанавливаются когнитивные возможности пациентов.

Текст статьи
  1. Копытин А. и др. (ред.). Практическая арт-терапия. Лечение, реабилитация, тренинг. Litres, 2019.
  2. Тарарина Е. Практикум по арт-терапии. Шкатулка мастера. Litres, 2019.
  3. Lee R. et al. Art therapy for the prevention of cognitive decline // The Arts in Psychotherapy. 2019. V. 64. PP. 20-25.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 ноября по 30 ноября
Осталось 3 дня до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
04 декабря
Загрузка в elibrary
04 декабря
Рассылка печатных экземпляров
09 декабря