Введение
Динамика системы производительных сил (ПС) регионов под воздействием объективных процессов международной экономической интеграции, совершенствования технологического уклада, цифровизации всех сфер бытия обуславливает соответствующие видоизменения структуры собственности на средства производства и управления, подготовки кадров, ресурсного и инфраструктурного обеспечения, культуры хозяйствования. Социально-экономические сдвиги отражают реальное состояние производственных систем, производительности труда, конкурентоспособности производимых в регионе товаров, услуг, цифровых продуктов. При этом образовательные организации (ОО) способны воздействовать на трансформационные процессы и показатели их динамики через собственные сети генерации образовательных отношений и подготовки кадров с запрашиваемым набором знаний, умений, навыков, опыта, компетенций (ЗУНОК).
Объекты и методы исследования
Существующие в Севастополе формы, виды и иные классификаторы образовательной деятельности проявляются в деятельности ОО разных уровней. Действующее законодательство непосредственно регламентирует присутствие в образовательной среде таких разновидностей образования (деятельности по реализации образовательных программ – ОП): адаптирующее (адаптированная образовательная программа); дополнительное; дошкольное; инклюзивное; общее; параллельное; профессиональное; сетевое; специальное; экспериментальные инновационные вариации; электронное (дистанционное) [5]. Департамент образования и науки города Севастополя координирует и направляет работу сети дошкольных учреждений, школ, колледжей, ведёт учёт ОО высшего образования (ВО).
Экспериментальная часть
Номенклатура ОП, направлений и профилей подготовки, бюджетный заказ на обучение покрывают потребности населения и кадровые запросы системы ПС региона, а отчасти – интересы и цели кадровой квалификации других стран и регионов. Мероприятия лицензирования образовательных учреждений, контроля за всесторонним соблюдением норм и правил работы с обучающимися и контрагентами, государственная аккредитация позволяют поддерживать высокий уровень образовательных стандартов в городе. Наряду с традиционными форматами образовательной деятельности современные экономические системы и агенты требуют подготовки кадров со специфическими задачами трудовой функции, ускоряя научно-технический прогресс, повышая инновационность продукции, удерживая темпы цифровизации экономики.
Громоздкие и консервативные организационные структуры традиционных ОО, включая вузы и заведения среднего профессионального образования, не отличаются ускоренным адаптационным потенциалом при быстроте экономических трансформаций, а для преодоления замедляющих кадровую подготовку объективных барьеров организации-работодатели могут самостоятельно формировать обучающие конфигурации внутри собственной производственной системы. Зачастую, они ориентированы на работу с собственным кадровым резервом, но встречаются события экстраполяции позитивного обучающего опыта на другие хозяйствующие субъекты, регионы и даже отрасли. Такой формат обучения (организации образовательной деятельности) можно охарактеризовать как поддерживающий для: темпов инноваций субъекта хозяйствования; внутрифирменной устойчивости; рыночного тренда компании и др. («Проте́кція, прокровительство. Протежи́ровать кого, фрн. покровительствовать, заступничать, заста́ивать, держать любимцемъ, давать ходъ не по заслугамъ» [2, с. 518]).
Протекционное образование – формат организации обучения под требования конкретного Заказчика, организуемое, как правило, внутри его производственной структуры и на базе регламентов собственной разработки, не требующее государственной аккредитации и нацеленное на ускоренное достижение требуемых для Заказчика знаний, умений, компетенций, опыта и навыков и потенциального исполнителя производственных функций. Одновременно, субъект образовательных отношений – обучающийся – развивает собственные ЗУНОК и укрепляет позиционирование внутри организации-работодателя и в целом в отрасли производства. Наибольшее развитие форматы образовательной деятельности с признаками протекционного для ПС Севастополя получают в среде ОО ВО (аспирантура, адъюнктура) и корпоративных коммерческих организациях, некоммерческих корпорациях, в том числе филиалах иногородних хозяйствующих субъектов в городе Севастополе.
Примерами образовательной деятельности с протекционными признаками можно считать обучающие программы, курсы, акселераторы, интенсивы, проектные сессии, «гостиные» (митапы), тренинги, организуемые для закрытого (селективного) круга лиц в задачах совершенствования производства, экономики, инфраструктуры региона со специальной узконаправленной тематикой профессионального совершенствования [7]. Организатор обучения – обучающее учреждение (ОУ) – создаёт учебный контент, организует учебный процесс и аттестацию обучающихся (слушателей). Результатом обучения считается набор когниций, а слушателям программы выдается Сертификат (документ об образовании или повышении квалификации). В дальнейшем такой документ может применяться в направлениях, задаваемых ОУ, либо даёт некоторые преференции обладателям Сертификата в рыночной среде города.
К другому примеру протекционного ОУ можно отнести внутрикорпоративные подразделения-«гнёзда» сугубо образовательной направленности, созданные по замыслу конкретного Работодателя и в его целях. Работа таких ОУ не испытывает потребности во внешнем финансировании, а штатный состав и обучающая инфраструктура пребывают на довольствии головной организации. Близким по характеру к протекционному образованию можно относить городские ОУ негосударственной формы собственности, например, [3]. Эффективность их образовательной деятельности оценивается через образовательные результаты непосредственного внедрения в производство, ИТ-разработки, активные инновации в городскую систему ПС, объёмы венчурных инвестиций.
Севастополю и его субъектам ПС предлагаются многочисленные поддерживающие мероприятия от материковых ОУ с обучающим контентом. Такие ОУ не являются «встроенными» в городские ПС, однако универсальные навыки и компетенции от внедрения их ОП, развиваемые в севастопольских участниках производства и экономики, способствуют ускоренной динамике экономической интеграции, росту производительности труда, созданию новых рабочих мест [8]. Разработки носят прикладной характер, например, для формирования ЗУНОК в библиотечном деле, создании научно-технической продукции с присутствием искусственного интеллекта и др. цифровыми инновациями. Онлайн-мероприятия охватывают широкий диапазон ЗУНОК и квалификаций/профессий обучающихся (дошкольное образование; технологии дополненной реальности для ОО ВО; нормативное правовое обеспечение ОУ; другие). Образовательный результат отражается в Сертификате о пройденной ОП, однако, не создавая его владельцу протекции в трудоустройстве.
Ускоренное развитие ИТ-отрасли и отечественных ИТ-компаний в государственных программах информатизации общества и цифровизации экономики связано с ростом числа их сотрудников, обладающих специальными навыками, и повышенным спросом на рабочую силу для таких трудовых функций. При этом внутри-корпоративные ОУ цифровых компаний способны экстраполировать свои учебные наработки во внешнюю среду, включая образовательное пространство Севастополя [9]. Свойство протекционного в данном случае может проявляться в передачи знаний обучающимся в узком сегменте рынка с высоким запросом на специалистов и исполнителей (цифровизация циклов строительного контроля; облачные решения). Отличительной особенностью некоторых субъектов хозяйствования с экстраполяцией ОП от собственных ОУ являются вакансии, предлагаемые, в том числе, на условиях удалённой работы.
Проектные подходы в организации жизнедеятельности и общественных пространств современного города стимулируют развитие научного познания в проектной сфере, разработку методологии и обобщение практики проектного управления и проектной деятельности как особого рода профессионализма. Для субъектов хозяйствования Севастополя и его системы ПС предлагаются разнообразные ОП в сфере проектного управления, например [1]. Образовательный контент, транслируемый в регион, содержит новейшие инсайты и данные, способные сформировать эффективно и в короткий срок ЗУНОК обучающихся в онлайн-режимах: Программа развития руководителей проектов; «Цифровая Лаборатория»; Управление знаниями, изменениями, инновациями; Новые горизонты современного проектного менеджмента. Специальные режимы хранения данных и обработки информации позволяют удерживать от необдуманного публичного оглашения ряд базовых сведений, например, ограничивая публикационную активность сотрудников компаний в открытых агрегаторах научно-технической информации (Научные электронные библиотеки; сайты издательств и журналов; препринты).
Наиболее востребованным в условиях цифрового инновационного бума категориям «стартап», «акселератор», «техпред», «промпт/промт» (от англ. prompt – подсказка) и другим посвящены ОП, онлайн-трансляции в регион и мероприятия от стартап-студии «Открытые инновации» [4]. Обучающий контент дифференцирован по категориям слушателей: студенты; сотрудники университета; команды коммерциализации университетских разработок; субъекты инфраструктуры развития предпринимательства и инноваций. Преимуществами этого типа протекционного обучения считается бесплатное участие, постоянство и содержательность обучающих мероприятий. Для преподавателей севастопольских вузов интересной выглядит возможность передачи части контента, связанного с технологическим предпринимательством и новыми формами финансирования стартапов, непосредственно в учебные дисциплины экономического и управленческого профиля, например, на практических занятиях, при посещении субъектов хозяйствования, инновационных кластеров.
Целям поддерживающего образовательного процесса соответствует деятельность отечественного сервиса для организаторов событий Timepad, предлагающих в регионе разнообразные мероприятия широкой номенклатуры специализаций и направлений (профилей) [6]. Субъекты региональной системы ПС могут свободно присоединяться к образовательной деятельности в качестве обучающихся, бесплатно добывать образовательный контент, распространять полученные ЗУНОК в региональных субъектах хозяйствования. Сервис не предлагает каких-либо вакансий слушателям своих ОП, однако разносторонность их контента может способствовать не только личностному развитию и обогащению теоретического потенциала слушателей, но и скорректировать их карьерные устремления, избежать нежелательных привычек при поиске места работы, что, безусловно, имеет черты протекции.
Выводы
Распространённость схем современного протекционного образования в городском образовательном пространстве обусловлена динамикой требований к производимой продукции, факторами неустойчивости производственных процессов, общими задачами научно-технического прогресса и роста технологического уклада в интересах городских ПС. Предлагаемые для субъектов хозяйствования и частных пользователей ОП протекционного характера воспроизводства знаний, умений, навыков, опыта, компетенций несут свою результативность образовательным устремлениям пользователей, помогают поддерживать системы городской инфраструктуры и местный социум. Перспективными видятся дальнейшие исследования форматов протекционного образования Севастополя, уточнение пропорций кадрового и контентного наполнения, целесообразности трансляции отдельных ОП в интересах горожан и решении стратегических задач.