Главная
АИ #46 (228)
Статьи журнала АИ #46 (228)
Протекционное образование Севастополя в динамике производительных сил

Протекционное образование Севастополя в динамике производительных сил

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

экономика
образовательная программа
производительные силы
протекция
образование

Аннотация статьи

Представлены результаты исследования протекционных форм образования в городской системе производительных сил. Показано, что образовательные программы являются важным элементом совершенствования экономики и укрепления конкурентоспособности региона, а образовательный контент – инструментом для наращивания знаний, умений, навыков, опыта, компетенций в совокупном образовательном потенциале трудовых ресурсов региона. Отмечена необходимость нормирования трансляции образовательных программ для задач совершенствования производительных сил.

Текст статьи

Введение

Динамика системы производительных сил (ПС) регионов под воздействием объективных процессов международной экономической интеграции, совершенствования технологического уклада, цифровизации всех сфер бытия обуславливает соответствующие видоизменения структуры собственности на средства производства и управления, подготовки кадров, ресурсного и инфраструктурного обеспечения, культуры хозяйствования. Социально-экономические сдвиги отражают реальное состояние производственных систем, производительности труда, конкурентоспособности производимых в регионе товаров, услуг, цифровых продуктов. При этом образовательные организации (ОО) способны воздействовать на трансформационные процессы и показатели их динамики через собственные сети генерации образовательных отношений и подготовки кадров с запрашиваемым набором знаний, умений, навыков, опыта, компетенций (ЗУНОК).

Объекты и методы исследования

Существующие в Севастополе формы, виды и иные классификаторы образовательной деятельности проявляются в деятельности ОО разных уровней. Действующее законодательство непосредственно регламентирует присутствие в образовательной среде таких разновидностей образования (деятельности по реализации образовательных программ – ОП): адаптирующее (адаптированная образовательная программа); дополнительное; дошкольное; инклюзивное; общее; параллельное; профессиональное; сетевое; специальное; экспериментальные инновационные вариации; электронное (дистанционное) [5]. Департамент образования и науки города Севастополя координирует и направляет работу сети дошкольных учреждений, школ, колледжей, ведёт учёт ОО высшего образования (ВО).

Экспериментальная часть

Номенклатура ОП, направлений и профилей подготовки, бюджетный заказ на обучение покрывают потребности населения и кадровые запросы системы ПС региона, а отчасти – интересы и цели кадровой квалификации других стран и регионов. Мероприятия лицензирования образовательных учреждений, контроля за всесторонним соблюдением норм и правил работы с обучающимися и контрагентами, государственная аккредитация позволяют поддерживать высокий уровень образовательных стандартов в городе. Наряду с традиционными форматами образовательной деятельности современные экономические системы и агенты требуют подготовки кадров со специфическими задачами трудовой функции, ускоряя научно-технический прогресс, повышая инновационность продукции, удерживая темпы цифровизации экономики.

Громоздкие и консервативные организационные структуры традиционных ОО, включая вузы и заведения среднего профессионального образования, не отличаются ускоренным адаптационным потенциалом при быстроте экономических трансформаций, а для преодоления замедляющих кадровую подготовку объективных барьеров организации-работодатели могут самостоятельно формировать обучающие конфигурации внутри собственной производственной системы. Зачастую, они ориентированы на работу с собственным кадровым резервом, но встречаются события экстраполяции позитивного обучающего опыта на другие хозяйствующие субъекты, регионы и даже отрасли. Такой формат обучения (организации образовательной деятельности) можно охарактеризовать как поддерживающий для: темпов инноваций субъекта хозяйствования; внутрифирменной устойчивости; рыночного тренда компании и др. («Проте́кція, прокровительство. Протежи́ровать кого, фрн. покровительствовать, заступничать, заста́ивать, держать любимцемъ, давать ходъ не по заслугамъ» [2, с. 518]).

Протекционное образование – формат организации обучения под требования конкретного Заказчика, организуемое, как правило, внутри его производственной структуры и на базе регламентов собственной разработки, не требующее государственной аккредитации и нацеленное на ускоренное достижение требуемых для Заказчика знаний, умений, компетенций, опыта и навыков и потенциального исполнителя производственных функций. Одновременно, субъект образовательных отношений – обучающийся – развивает собственные ЗУНОК и укрепляет позиционирование внутри организации-работодателя и в целом в отрасли производства. Наибольшее развитие форматы образовательной деятельности с признаками протекционного для ПС Севастополя получают в среде ОО ВО (аспирантура, адъюнктура) и корпоративных коммерческих организациях, некоммерческих корпорациях, в том числе филиалах иногородних хозяйствующих субъектов в городе Севастополе.

Примерами образовательной деятельности с протекционными признаками можно считать обучающие программы, курсы, акселераторы, интенсивы, проектные сессии, «гостиные» (митапы), тренинги, организуемые для закрытого (селективного) круга лиц в задачах совершенствования производства, экономики, инфраструктуры региона со специальной узконаправленной тематикой профессионального совершенствования [7]. Организатор обучения – обучающее учреждение (ОУ) – создаёт учебный контент, организует учебный процесс и аттестацию обучающихся (слушателей). Результатом обучения считается набор когниций, а слушателям программы выдается Сертификат (документ об образовании или повышении квалификации). В дальнейшем такой документ может применяться в направлениях, задаваемых ОУ, либо даёт некоторые преференции обладателям Сертификата в рыночной среде города.

К другому примеру протекционного ОУ можно отнести внутрикорпоративные подразделения-«гнёзда» сугубо образовательной направленности, созданные по замыслу конкретного Работодателя и в его целях. Работа таких ОУ не испытывает потребности во внешнем финансировании, а штатный состав и обучающая инфраструктура пребывают на довольствии головной организации. Близким по характеру к протекционному образованию можно относить городские ОУ негосударственной формы собственности, например, [3]. Эффективность их образовательной деятельности оценивается через образовательные результаты непосредственного внедрения в производство, ИТ-разработки, активные инновации в городскую систему ПС, объёмы венчурных инвестиций.

Севастополю и его субъектам ПС предлагаются многочисленные поддерживающие мероприятия от материковых ОУ с обучающим контентом. Такие ОУ не являются «встроенными» в городские ПС, однако универсальные навыки и компетенции от внедрения их ОП, развиваемые в севастопольских участниках производства и экономики, способствуют ускоренной динамике экономической интеграции, росту производительности труда, созданию новых рабочих мест [8]. Разработки носят прикладной характер, например, для формирования ЗУНОК в библиотечном деле, создании научно-технической продукции с присутствием искусственного интеллекта и др. цифровыми инновациями. Онлайн-мероприятия охватывают широкий диапазон ЗУНОК и квалификаций/профессий обучающихся (дошкольное образование; технологии дополненной реальности для ОО ВО; нормативное правовое обеспечение ОУ; другие). Образовательный результат отражается в Сертификате о пройденной ОП, однако, не создавая его владельцу протекции в трудоустройстве.

Ускоренное развитие ИТ-отрасли и отечественных ИТ-компаний в государственных программах информатизации общества и цифровизации экономики связано с ростом числа их сотрудников, обладающих специальными навыками, и повышенным спросом на рабочую силу для таких трудовых функций. При этом внутри-корпоративные ОУ цифровых компаний способны экстраполировать свои учебные наработки во внешнюю среду, включая образовательное пространство Севастополя [9]. Свойство протекционного в данном случае может проявляться в передачи знаний обучающимся в узком сегменте рынка с высоким запросом на специалистов и исполнителей (цифровизация циклов строительного контроля; облачные решения). Отличительной особенностью некоторых субъектов хозяйствования с экстраполяцией ОП от собственных ОУ являются вакансии, предлагаемые, в том числе, на условиях удалённой работы.

Проектные подходы в организации жизнедеятельности и общественных пространств современного города стимулируют развитие научного познания в проектной сфере, разработку методологии и обобщение практики проектного управления и проектной деятельности как особого рода профессионализма. Для субъектов хозяйствования Севастополя и его системы ПС предлагаются разнообразные ОП в сфере проектного управления, например [1]. Образовательный контент, транслируемый в регион, содержит новейшие инсайты и данные, способные сформировать эффективно и в короткий срок ЗУНОК обучающихся в онлайн-режимах: Программа развития руководителей проектов; «Цифровая Лаборатория»; Управление знаниями, изменениями, инновациями; Новые горизонты современного проектного менеджмента. Специальные режимы хранения данных и обработки информации позволяют удерживать от необдуманного публичного оглашения ряд базовых сведений, например, ограничивая публикационную активность сотрудников компаний в открытых агрегаторах научно-технической информации (Научные электронные библиотеки; сайты издательств и журналов; препринты).

Наиболее востребованным в условиях цифрового инновационного бума категориям «стартап», «акселератор», «техпред», «промпт/промт» (от англ. prompt – подсказка) и другим посвящены ОП, онлайн-трансляции в регион и мероприятия от стартап-студии «Открытые инновации» [4]. Обучающий контент дифференцирован по категориям слушателей: студенты; сотрудники университета; команды коммерциализации университетских разработок; субъекты инфраструктуры развития предпринимательства и инноваций. Преимуществами этого типа протекционного обучения считается бесплатное участие, постоянство и содержательность обучающих мероприятий. Для преподавателей севастопольских вузов интересной выглядит возможность передачи части контента, связанного с технологическим предпринимательством и новыми формами финансирования стартапов, непосредственно в учебные дисциплины экономического и управленческого профиля, например, на практических занятиях, при посещении субъектов хозяйствования, инновационных кластеров.

Целям поддерживающего образовательного процесса соответствует деятельность отечественного сервиса для организаторов событий Timepad, предлагающих в регионе разнообразные мероприятия широкой номенклатуры специализаций и направлений (профилей) [6]. Субъекты региональной системы ПС могут свободно присоединяться к образовательной деятельности в качестве обучающихся, бесплатно добывать образовательный контент, распространять полученные ЗУНОК в региональных субъектах хозяйствования. Сервис не предлагает каких-либо вакансий слушателям своих ОП, однако разносторонность их контента может способствовать не только личностному развитию и обогащению теоретического потенциала слушателей, но и скорректировать их карьерные устремления, избежать нежелательных привычек при поиске места работы, что, безусловно, имеет черты протекции.

Выводы

Распространённость схем современного протекционного образования в городском образовательном пространстве обусловлена динамикой требований к производимой продукции, факторами неустойчивости производственных процессов, общими задачами научно-технического прогресса и роста технологического уклада в интересах городских ПС. Предлагаемые для субъектов хозяйствования и частных пользователей ОП протекционного характера воспроизводства знаний, умений, навыков, опыта, компетенций несут свою результативность образовательным устремлениям пользователей, помогают поддерживать системы городской инфраструктуры и местный социум. Перспективными видятся дальнейшие исследования форматов протекционного образования Севастополя, уточнение пропорций кадрового и контентного наполнения, целесообразности трансляции отдельных ОП в интересах горожан и решении стратегических задач.

Список литературы

  1. Академия управления WINbd / Кастомизированные программы обучения руководителей. Edtech-компания в сфере онлайн-образования. – URL: https://winbd.ru. Дата обращения 09.11.2024 г.
  2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. – Т. 3. – М.: «Русский язык», 1980. – 684 с. – С. 518.
  3. Дао лидерства для собственников бизнеса. Dекартус Академия. – URL: info@decartus.team. Дата обращения 11.10.2024 г.
  4. Как развивать техпред и акселераторы в университетах: подборка полезного опыта / Стартап-студия «Открытые инновации». – URL: https://tech-innovations.ru. Дата обращения 07.05.2024 г.
  5. Об образовании в Российской Федерации / Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.11.2022).
  6. МВА: Управление персоналом. Как возглавить HR-отдел / Сервис для организаторов событий Timepad. – URL: https://timepad.ru/business/. – Дата обращения: 22.10.2024.
  7. Осознанный франчайзинг. Создай франшизу сам [обучающая онлайн-программа] // Центр «Мой бизнес» г. Севастополь. НКО «Севастопольский фонд поддержки субъектов предпринимательства». – URL: https://mb92.ru/about/. Дата обращения 26.11.2023 г.
  8. Применение ИИ в университете: от нельзя к можно сквозь неизвестность / Директ-Академия [онлайн-школа]. – URL: https://sert.directacademia.ru. Дата обращения 17.10.2024 г.
  9. Управление проектами / Айбим. Аккредитованная российская ІТ-компания [Заголовок с экрана]. – URL: https://bim-info.ru. – Дата обращения 23.05.2024.

Поделиться

116

Кондрашихин А. Б. Протекционное образование Севастополя в динамике производительных сил // Актуальные исследования. 2024. №46 (228). URL: https://apni.ru/article/10466-protekcionnoe-obrazovanie-sevastopolya-v-dinamike-proizvoditelnyh-sil

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря