Под налоговой оптимизацией принято понимать проведение манипуляций по уменьшению размера налоговых обязательств предприятия при помощи правомерных и целенаправленных действий, которые включают в себя применение всех льгот, предоставленных государством, налоговых освобождений и других законных преимуществ [1].
Основная цель налоговой оптимизации заключается в снижении размера всех налогов, в отношении которых предприятие-налогоплательщик имеет обязательства. Помимо этого, к оптимизации налогообложения можно отнести снижение штрафных санкций и налоговых рисков до минимума, а также отсрочку налоговых выплат или их перенос на более поздний срок.
Налоговая оптимизация включает пять элементов:
- Система контроля за правильностью начисления налогов и своевременной уплатой налогов в бюджет;
- Оптимизация налоговых обязательств;
- Точное исполнение налоговых обязательств (уплата налогов в полной мере);
- Недопущение возникновения дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги на сроки, которые превышают срок исковой давности;
- Система бухгалтерского и налогового учета, которая дает возможность получать своевременную объективную информацию о хозяйственной деятельности для целей налогового планирования.
Сами действия, которые производятся с целью сокращения налоговых платежей организации, выполняются в основном бухгалтерами, финансистами или юристами предприятия.
Помимо сотрудников предприятия оптимизация налогообложения производится также и по определенному договору между налогоплательщиком и консалтинговыми компаниями, юридическими фирмами, аудиторами или налоговыми консультантами [3].
Среди основных способов оптимизации налогообложения можно выделить:
1. Анализ бизнеса, а также его доходов и затрат.
Это подразумевает под собой разделение поставщиков и покупателей на категории контрагентов, работающих с и без НДС. С теми из них, которые работают с НДС, логично работать при общей системе налогообложения предприятия. Разумным решением в этой связи будет выделение отдельного юридического лица, работающего так же по УСН.
2. Анализ структуры затрат бизнеса.
Применение данного метода предполагает процесс сопоставления всех расходов и доходов предприятия, которые облагаются налогом. Глава 25 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) определяет значение расходов в целях налогообложения. Для уменьшения налоговых выплат необходимо минимизировать или исключить большинство расходов, которые попадают под 25 главу НК РФ.
3. Открытие должности управляющего ИП, который работает по УСН со ставкой налога на прибыль 6%.
Данный пункт основывается на том, что законодательство Российской Федерации по части ООО и АО не делает никаких различий между работником-директором и ИП-управляющим. Таким образом, можно сэкономить на налогах предприятия, которые уплачиваются в ФОТ директора в бюджет, так как ИП-управляющий платит налог за себя самостоятельно, это 6% с дохода и фиксированные платежи в фонды.
4. Вывод всего непрофильного персонала из предприятия.
Для достижения данной цели, как правило, заключается договор с аутсорсинговой компанией, которая оказывает бухгалтерские, юридические, компьютерные, HR и прочие услуги. Разумнее будет открывать ООО с упрощенной системой налогообложения, так как ИП имеет фиксированные годовые/квартальные и иные платежи и фонды, которые не зависят от масштабов его деятельности (с определенными оговорками).
5. Аутстаффинг.
Данный метод подразумевает привлечение при помощи специализированной фирмы стороннего персонала. Однако, стоит учесть, что с 2016 года законодательство в данной сфере было ужесточено, и теперь предоставлением персонала могут заниматься только частные предприятия, прошедшие аккредитацию в Федеральной службе по труду и занятости. Таким образом, данный метод оптимизации налогообложения предприятия имеет место быть, однако с определенными ограничениями.
6. Определить то имущество, с которого ведется уплата налога на имущество.
Пункт 2 Статьи 346.11 Налогового Кодекса Российской Федерации позволяет не платить налог на имущество тем организациям, которые применяют в своей деятельности упрощенную систему налогообложения. Основная часть средств должна быть аккумулирована в собственность компании, которая находится на УСН. После чего их арендует компания, которая применяет общую систему налогообложения. С формальной точки зрения данная схема имеет всего одно ограничение: Подпункт 16 Пункта 3 Статьи 346.12 Налогового Кодекса Российской Федерации требует, чтобы остаточная стоимость основных средств компании на УСН не превышала 100 миллионов рублей.
Помимо этого, стоит учесть, что индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, освобождаются от уплаты налога на имущество физического лица. Данная льгота относится к строениям, сооружениям, помещениям или их частям, которые:
- Находятся в собственности индивидуального предпринимателя (согласно статье 400 НК РФ);
- Используются индивидуальным предпринимателем для предпринимательской деятельности.
Основания – абзац 1 пункт 3 статья 346.11 о порядке уплаты налога на доходы физических лиц, статья 400 о принадлежности имущества, 401 Налоговый Кодекс Российской Федерации об объекте налогообложения.
С 2015 года введено обязательство для индивидуальных предпринимателей и организаций, использующих УСНО, которое требует от них уплаты налога на имущество, при условии, что в их владении находятся объекты недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.
Налогообложение на имущество торгово-офисного назначения, основывающееся на кадастровой стоимости, введено в 28 субъектах Российской Федерации, которые установили особенности определения налоговой базы и утвердили соответствующие перечни объектов недвижимого имущества. Таким образом, предприятия, работающие на основе упрощённого налогообложения и владеющие недвижимым имуществом во всех указанных регионах, должны разобраться в региональном законодательстве на предмет необходимости уплаты налога на имущество.
7. Ведение управленческого учета.
Данный вид учета не предусмотрен налоговым законодательством, однако собственники бизнеса должны понимать, что ведение управленческий учет необходим, так как основной целью его ведения является оперативное управление бизнесом.
Каждый собственник обязан вести учет доходов и расходов. Для этого проводятся такие мероприятия, как:
- Планирование бюджета;
- Составление бюджета доходов и расходов;
- Планирование маржи;
- Составление бюджета о движении денежных средств;
- Составление отчета о фактических доходах и расходах по окончании каждого периода.
Очень часто на предприятии случается так, что расходы, по типу канцелярии или хозяйственных средств, производятся неконтролируемо. Сумма данных расходов, конечно, незначительна, однако годовой расход на данные предметы оказывается весьма большим и не всегда оправданным. Инвентаризация и выявление различного рода недостач являются основными видами проверок, которые необходимо проводить на предприятии [2].
Таким образом, действующее законодательство не препятствует, а даже наоборот предусматривает возможности для грамотного ведения налогового менеджмента, этому также способствует проведение различных видов анализа и учета на предприятии, которое делает возможным организацию оптимизации налогообложения.