Главная
АИ #46 (228)
Статьи журнала АИ #46 (228)
Управление конфликтами в проектной команде

Управление конфликтами в проектной команде

Рубрика

Маркетинг, реклама, PR

Ключевые слова

конфликт
проектная команда
управление конфликтами
управление проектами
технология разрешения конфликтов

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается проблема управления конфликтами в проектной команде. В тексте раскрывается понятия «команда проекта» и «конфликт проекта». Выделены основные уровни возникновения конфликтных ситуаций и подходы к управлению конфликтами, также рассмотрены последствия конфликтов. Статья позволяет ознакомиться с особенностями применения технологий разрешения конфликтов в рамках проекта.

Текст статьи

Одной из ключевых тем в современном мире является управление проектами. Эффективность проекта невозможно представить без согласованной и гармоничной работы команды, для этого атмосфера внутри коллектива должна быть дружелюбной и бесконфликтной. Согласно научной литературе, команда проекта состоит из менеджера проекта, персонала (отвечающего за управление проектом) и остальных членов команды, которые выполняют работу, но не обязательно участвуют в управлении проектом. В проекте участвуют люди, имеющие разные интересы, взгляды и ценности, которые могут противоречить между собой, поэтому конфликты является неотделимой частью взаимодействия внутри команды. Это создает основу для возникновения конфликтных ситуаций, и может негативным образом отразиться на результатах деятельности проектной группы. Учитывая высокую конкурентоспособность, когда необходимо действовать быстро, слаженно и четко, проблема управления конфликтами является актуальной.

Важно своевременно и точно определить причину возникшего конфликта, а также принять соответствующие действия для устранения его последствий. Урегулирование конфликтных ситуаций требует определенных навыков менеджера проекта по управлению конфликтами, который должен найти выход из сложившейся ситуации и сплотить коллектив без ущерба для конечного результата проекта. В сложившейся ситуации задачей менеджера является поддержание творческой активности, создание здоровой конкуренции, выявление новых идей и стимулирование обмена мнениями.

Так что же такое конфликт в проектной команде? Конфликт в проектной команде представляет собой столкновение противоречий участников команды в рамках данного проекта. Отсутствие конфликтов, является одним из условий эффективности команды проекта. Возникновение разногласий может привести как к спокойному обсуждению, так и к открытому конфликту.

В ходе своего развития конфликт проходит несколько стадий. Продолжительность стадий зависит от определенной конфликтной ситуации, но их последовательность в любых конфликтах неизменна.

image.png

Рис. Процесс развития конфликта

Особенность управления конфликтами в проектной команде заключается в том, что возникновение конфликтов в рамках группы людей, которые находятся в проекте, неизбежно, а управленческое решение принимает особую значимость. Важность управления конфликтами заключается еще и в том, что в проекте, как правило, доминирует коллективная деятельность. Как правило, на момент начала проекта участники команды еще не так хорошо знакомы друг с другом и не имеют совместного опыта, у них нет единого представления о целях проекта и методах работы внутри него. Все это является идеальной средой постоянного появления конфликтной ситуации и менеджеру крайне важно понимать, как с ними бороться.

Для начала следует проанализировать, с каким именно конфликтом столкнулись участники проектной команды. Конфликты могут отличаться по силе воздействия. Кроме того, они могут иметь как отрицательное, так и положительное значение для проекта. К примеру, в ситуации, когда задачи сотрудников не пересекаются, может возникнуть конфликт по типу здоровой конкуренции. Такие конфликты приводят к повышению производительности конкурирующих между собой участников проектной команды, которые будут стремиться показать лучший результат, а значит повысят эффективность проекта. В этом случае возникновение конфликта на руку менеджеру, и мы можем найти в научной литературе работы по самостоятельному созданию конфликта с положительным воздействием на сотрудников.

Выделяют четыре основных уровня, в рамках которых могут зарождаться причины конфликтов в проектных командах:

  1. Ситуативный уровень («влияние ситуации») – все конфликтогенные (благоприятствующие возникновению конфликтов) и конфликтоэлиминирующие (препятствующие возникновению конфликтов) факторы внутренней среды организации: ключевые особенности психологического микроклимата, корпоративная культура, а также документы, регламентирующие взаимоотношения, права и обязанности сотрудников (например, правила внутреннего трудового распорядка, кодекс профессиональной этики работников и т. д.);
  2. Личностный уровень (влияние личности каждого сотрудника проекта) – связан с психологическими особенностями личности, затронутыми ее интересами, потребностями, мотивами деятельности, в том числе сочетанием предрасполагающих к конфликтному поведению личностных факторов, например, индивидуально-психологическими особенностями (темперамент), система потребностей и интересов, тревожности и агрессивности;
  3. Ценностно-смысловой уровень (влияние трудового коллектива проекта) – на данном уровне конфликты возникают из-за столкновения взаимоисключающих ценностей, смыслов, целей. Ценности выступают как критерии оценки определенным сотрудником своих действий и ситуации, других людей и их действий, на основании которых участник команды формирует свое отношение к себе, к окружающим людям и миру.
  4. Уровень взаимодействия (влияние основных особенностей каждого конкретного взаимодействия) в процессе интеракции, как вербальные, так и невербальные, целью которых является передача информации от одного участника проекта другому. Деловая интеракция между сотрудниками может быть оптимальной, что приводит к взаимопониманию, и неоптимальной, превращаясь в источник конфликтов.

Для управления конфликтами используют такие подходы как:

  1. Устранение конфликта, в том случае, если конфликт негативно воздействует на работу проектной команды, но при этом не затрачивает на разрешение большого количества времени и ресурсов;
  2. Регулирование конфликта, если конфликт по какой-то причине выгоден для менеджера стоит следить за тем, чтобы он не обострился и не привел к профессиональному выгоранию;
  3. Направление конфликта в конструктивное русло, если его устранение неоправданно сложно (снижение его интенсивности, перевод в здоровую конкуренцию и т. д.).

Научная литература предлагает следующие технологии устранения конфликтных ситуаций:

Метод челночной дипломатии – представляет собой обсуждение возникшей ситуации с каждым его участником отдельно. Целью метода челночной дипломатии является создание соглашения, основой которого является взаимный компромисс с конфликтующих сторон. Такой метод может быть сильно затратным по времени, так как требует большого количества встреч (если решение не так просто найти или если конфликт затрагивает большое количество участников).

Интересным выходом может быть технология «сделка», в рамках которой конфликтующие стороны садятся за один стол переговоров. Существуют еще две технологии – давление и директивное воздействие. В случае использования давления необходимо уйти от поиска совместного решения и сосредоточиться на навязывании одной из сторон нежелательного решения. Директивное воздействие подразумевает нахождение и концентрацию внимания на слабых моментах позиций сторон конфликта. При ведении переговоров наиболее благоприятной является ситуация «win-win», когда каждый участник стремится выиграть от принятия сделки. Эту же аналогию можно перевести и на разрешение конфликта – каждый хочет, чтобы в конфликте были улажены его требования.

Недопущение конфликтов – представляет собой одну из самых эффективных технологий управления конфликтами. В зависимости от уровня воздействия конфликта опытный менеджер может предотвратить конфликт разными способами: через регламентирование отношений в проекте (в какой момент какая группа внутри команды начинает свою деятельность, например, нельзя начинать продавать товар, который еще не поступил в магазины); отбор в команду подходящих сотрудников (например, менеджер может провести стресс-интервью, чтобы понять, как кандидат будет реагировать в случае непредвиденных ситуаций, если кандидат неспособен справиться со стрессом, но нужен команде, следует проявлять к нему особое внимание); понижение уровня тревожности в команде; а также создание корпоративной культуры с положительной атмосферой и дружескими отношениями.

Согласно последствиям, конфликты разделяют на деструктивные и конструктивные. Конструктивные предполагают возможность рациональных преобразований, в результате которых устраняется сам объект конфликта. Такой конфликт способствует выходу на новый уровень взаимоотношений в команде проекта. В противоположность этого деструктивные последствия конфликтов приводят к разрыву связей, разрушению нормальных взаимоотношений.

Таблица

Виды последствий конфликтов

Деструктивные последствия

Конструктивные последствия

  1. Неудовлетворенность работой;
  2. Снижение производительности;
  3. Ослабление духа взаимопомощи и сотрудничества;
  4. Появление непродуктивной конкуренции внутри предприятия;
  5. Концентрация внимания на конфликте, а не на решении задач проекта
  1. Выработка альтернативных эффективных решений;
  2. Продуктивная конкуренция внутри предприятия;
  3. Устранение враждебности и нацеленность на достижение общего результата.

В данной работе мне хотелось бы обратить внимание на то, что борьба с последствиями конфликта и его устранение является более затратной, чем его предотвращение. По моему мнению, менеджер проекта изначально должен уделять особое внимание микроклимату проекта и корпоративной культуре: отбирать людей, которые смогут работать друг с другом, прислушиваться к их мнению и замечать предпосылки конфликтов. Огромную роль в предотвращении конфликта является своевременное сплочении команды и формирование единых ценностей. Организация мероприятий по тимбилдингу может помочь участникам проекта лучше узнать друг друга.

Таким образом умение менеджера предотвратить конфликты или устранять их с минимальными последствиями, экономит один из важнейших ресурсов в проектной работе - время.

Список литературы

  1. Руководство к своду знаний по управлению проектами (руководство PMBOK) [Эл. ресурс]: руководство. 2008. Режим доступа: http://www.novsu.ru/file/1213136.
  2. Сулимова Т. Технологии урегулирования конфликтов https://search.rsl.ru/ru/record/01004944993.
  3. Степанов Е.И. Современная конфликтология: Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту конфликтов https://search.rsl.ru/ru/record/01005468954.

Поделиться

135

Кирилишина В. И. Управление конфликтами в проектной команде // Актуальные исследования. 2024. №46 (228). URL: https://apni.ru/article/10470-upravlenie-konfliktami-v-proektnoj-komande

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря