Главная
АИ #46 (228)
Статьи журнала АИ #46 (228)
Уголовно-правовая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых с ис...

Уголовно-правовая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых с использованием информационных (цифровых) технологий

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

Уголовный кодекс РФ
киберпреступность
цифровизация
дистанционное преступление
интернет
предупреждение

Аннотация статьи

Статья посвящена изучению уголовно-правовых характеристик преступлений, совершаемых с использованием информационных (цифровых) технологий. Рассматриваются вопросы о предупреждении киберпреступности.

Текст статьи

Современный мир невозможен без использования цифровых технологий, который позволяют значительно увеличить производительность производственных мощностей и эффективность коммуникативных инструментов. Так, в частности, цифровизация ускоряет и автоматизирует процессы, благодаря программному обеспечению практически исключаются ошибки при управлении данными. Но существуют и отрицательные аспекты применения цифровых и дистанционных технологий, выражающиеся в появлении новых видов преступлений, когда цифровые возможности используются в преступных целях, в связи с чем возникла объективная необходимость обеспечения безопасности в данной сфере. Уголовный закон, стремясь к регулированию данного вопроса, предусмотрел целый спектр соответствующих изменений в Уголовный кодекс РФ [1].

Так, в частности, в 2011-м году в текст УК РФ были единовременно введены статьи 272 (неправомерный доступ к компьютерной информации), 273 (создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ), 274 (нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей), в 2012-м году появилась ст. 159.6 УК РФ (мошенничество в сфере компьютерной информации), в 2017-м – ст. 274.1. (неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру РФ), в 2022-м – ст. 274.2 (нарушение правил централизованного управления техническими средствами противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории РФ информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования).

В текст уголовного закона вошли и иные положения, устанавливающие уголовную ответственность за совершение преступлений, совершаемых с использованием информационных (цифровых) технологий.

Обратимся к данным официальной статистики относительно числа, осужденных по одному из таких преступлений (ст. 159.6 УК РФ) [7]:

Таблица

Число осужденных по ст. 159.6 УК РФ за период с 2019 по 2023 гг.

Статья

Часть

2019

2020

2021

2022

2023

ст. 159.6

УК РФ

ч. 1

1

3

0

0

0

ч. 2

10

3

7

5

0

ч. 3

10

11

12

8

5

ч. 4

13

12

4

16

10

Итого:

34

29

23

29

15

Статья 159.6 УК РФ предусматривает четыре части; по данным, указанным в таблице видно, что общее количество осужденных с течением времени снижается (при чем за прошлый год такое снижение имеет кардинальный характер), а также изменяется «распределение» числа осужденных по разным частям рассматриваемой статьи.

Более наглядно такое «распределение» можно наглядно показать на соответствующей гистограмме (рис.):

image.png

Рис. Распределение числа осужденных по разным частям ст. 159.6 УК РФ за период с 2019 по 2023 гг.

Легко заметить, что в 2019 и 2020-м годах было осуждено всего несколько лиц по первой части ст. 159.6 УК РФ, в то время как квалифицированная часть указанной нормы применялась в разы чаще. Кроме того, в последние два года не зафиксировано ни одного факта применения первой части ст. 159.6 УК РФ, а осуждение по другим частям статьи сохраняется даже при двукратном снижении общего числа осужденных по данному виду преступления.

Такое «распределение» может свидетельствовать, в том числе и о том, что мошенничество в сфере компьютерной информации все больше переходит в разряд организованной преступности, которая характеризуется более значимой общественной опасностью деяния.

Об этом говорится и в Докладе о работе Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию (8 декабря 2023 г. и 13–17 мая 2024 г.): «Распространение технологий и социальных сетей, которыми пользуются транснациональные организованные преступные синдикаты, привело к расширению масштабов и большей изощренности мошеннических схем и афер и усугубило проблемы, с которыми сталкиваются правоохранительные органы» [5].

Безусловно, государство предпринимает необходимые меры для того, чтобы своевременно реагировать на новые условия, совершенствуя уголовный закон и разрабатывая специальные меры предупреждения киберпреступлений.

Вместе с тем в данной сфере остается множество нерешенных проблем, обусловленных недостатками в работе оперативных и технических подразделений правоохранительной системы, а также органов предварительного расследования, которые сталкиваются со сложностью расследования и квалификации, что уже ни раз озвучивалось представителями государственных правоохранительных структур: «Несмотря на достигнутые положительные результаты работы по выявлению фактов пропуска провайдерами и операторами сотовой связи «теневого» трафика из-за рубежа, число выявленных нарушений в деятельности последних явно не соотносится с числом киберпреступлений. Сложившаяся ситуация требует принятия комплекса дополнительных мер организационного и методического характера, направленных на обеспечение системной работы по противодействию киберпреступности» [4].

Здесь указывается только на одну из проблем в области работы в сфере цифровой преступности, а таких вопросов становится все больше.

Данная проблематика рассматривалась на Восточном экономическом форуме (ВЭФ), в ходе которого заместитель начальника следственного департамента МВД Данил Филиппов отметил: «По итогам 2023 года МВД выявило 677 тыс. IT-преступлений. За семь месяцев 2024 года было зарегистрировано 577 тыс. таких преступлений, из них 437 тыс. – это мошенничество и хищения. Ущерб за 2023 год составлял 156 млрд руб., за семь месяцев текущего года ущерб составил 99 млрд руб. В общей структуре преступности преступления, связанные с IT-технологиями, составляют больше 30%» [8].

К сожалению, цифровая преступность может иметь не только корыстный мотив, когда преступление направлено против собственности, но и затрагивать личные права и свободы человека. Примером тому может служить, в частности, убийство, совершенное с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»), что предусмотрено п. «о» ст. 105 УК РФ.

Данное деяние является преступлением против личности, то есть посягает непосредственно на жизнь человека, что в целях демонстрации дополнительно транслируется обществу с использованием дистанционных технологий.

Формулировка «с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»)» в качестве отягчающего обстоятельства внесена Федеральным законом от 08.08.2024 г. № 218-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ» [2] еще в несколько статей уголовного закона (ст. 105, 111, 112, 115, 116, 117, 119, 126, 127, 127.2 УК РФ). Данные нововведения появились только в августе 2024 года, хотя объективно такая необходимость возникла еще давно.

Несмотря на то, что уголовное законодательство совершенствуется, у правоприменителя все равно возникают вопросы, касающиеся квалификации преступлений в сфере компьютерной информации и правил установления вины в ходе судебного разбирательства.

В связи с этим Пленум Верховного суда РФ принял Постановление № 37 от 15 декабря 2022 г., в котором содержатся разъяснения вопросов судебной практики по уголовным делам о преступлениях в сфере компьютерной информации, а также иных преступлениях, совершенных с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет» [3].

Нет сомнений в том, что государство в превентивных целях должно проводить активную работу по регулированию цифровой сферы.

Думается, что предупреждение киберпреступности будет более действенным, если использовать не только общегосударственные меры, но и меры международного воздействия на рассматриваемую область.

В Докладе о работе совещания группы экспертов Генеральной Ассамблеи ООН для проведения всестороннего исследования проблемы киберпреступности, прошедшего в Вене 27–29 июля 2020 года [6] по этому поводу указано: «Необходимо принятие эффективных превентивных мер на национальном и международном уровнях, включающих уголовное преследование и наказание правонарушителей и предупреждение будущих преступлений путем выявления и пресечения незаконной деятельности в интернете.

Этот аспект работы был признан важным компонентом политики предупреждения киберпреступности в силу его сдерживающего эффекта и был обсужден вместе с вопросом о необходимости выделения средств на развитие кадрового потенциала с целью повышения квалификации сотрудников разных секторов системы уголовного правосудия, включая экспертов-женщин, которых следует активно привлекать к работе по предупреждению и расследованию киберпреступлений на национальном уровне».

Здесь затрагивается важный момент, касающийся кадрового потенциала правоохранительных органов: даже самое совершенное техническое обеспечение не даст результатов в сфере предупреждения и расследования киберпреступлений, если будут отсутствовать специалисты, которые смогут успешно пользоваться данными техническими возможностями.

Это обуславливает необходимость разработки комплексного подхода к решению проблем новых видов преступлений, совершаемых с использованием информационных (цифровых) технологий.

Он должен обеспечивать и техническую возможность пресечения киберпреступлений, и подготовку квалифицированных кадров для такой работы (с проработкой кадрового резерва), и просветительские меры, направленные на информирование общества об опасностях современного «цифрового мира».

В заключение хотелось бы отметить, что только в случае принятия государством комплексных мер ситуация изменится в лучшую сторону. Но при этом нельзя недооценивать вклад каждого гражданина в поддержании законности: нельзя надеяться только на правоохранительную систему, в полномочия которой входит привлечение виновных к уголовной ответственности, так как защита прав должна начинаться с каждого человека, который во многих случаях способен самостоятельно предотвратить «цифровые» преступления, если проявит должную бдительность и примет элементарные меры информационной безопасности.

Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 02 октября 2024 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996 г. – № 25. – ст. 2954.
  2. Федеральный закон от 08.08.2024 г. № 218-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» / Информационно-правовой ресурс «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_482413/#dst100013 (дата обращения: 05.11.2024).
  3. Постановление Пленума Верховного суда РФ 37 от 15.12.2022 г. «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях в сфере компьютерной информации, а также иных преступлениях, совершенных с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет» / Официальный сайт Верховного суда РФ [Электронный ресурс]. – URL: https://www.vsrf.ru/documents/own/31913/ (дата обращения: 03.11.2024).
  4. Вопросы борьбы с киберпреступностью обсудили на координационном совещании руководителей правоохранительных органов // Вестник общественной организации ветеранов и пенсионеров Прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://prokrzn.ru/info/news/voprosy-borby-s-kiberprestupnostyu-obsudili-na-koordinatsionnom-soveshchanii-rukovoditeley-pravookhr/ (дата обращения: 06.11.2024).
  5. Доклад о работе Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию: 63 сессия (8 декабря 2023 г. и 13–17 мая 2024 г.) // Официальный сайт Организации Объединенных Наций, Нью-Йорк, 2024 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://documents.un.org/doc/undoc/gen/v24/037/28/pdf/v2403728.pdf (дата обращения: 07.11.2024).
  6. Доклад о работе совещания группы экспертов Генеральной Ассамблеи ООН для проведения всестороннего исследования проблемы киберпреступности, прошедшего в Вене 27–29 июля 2020 г. / Система официальной документации Организации объединенных наций [Электронный ресурс]. – URL: https://documents.un.org/doc/undoc/gen/v20/044/82/pdf/v2004482.pdf (дата обращения: 07.11.2024).
  7. Число осужденных по ст. 159.6 УК РФ за период с 2019 по 2023 гг. / Судебная статистика Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: https://stat.апи-пресс.рф/stats/ug/t/14/s/17 (дата обращения: 04.11.2024).
  8. Филиппов Д. Вопрос цифровой безопасности и ответственности бизнеса / Восточный экономический форум (ВЭФ) / Сетевое издание «Коммерсантъ» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/6933743 (дата обращения: 06.11.2024).

Поделиться

149

Цыбиков Р. Ц. Уголовно-правовая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых с использованием информационных (цифровых) технологий // Актуальные исследования. 2024. №46 (228). URL: https://apni.ru/article/10474-ugolovno-pravovaya-harakteristika-i-preduprezhdenie-prestuplenij-sovershaemyh-s-ispolzovaniem-informacionnyh-cifrovyh-tehnologij

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря