Главная
Конференции
Наука и образование в XXI веке: интеграция и инновации
Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольник...

Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

духовно-нравственное воспитание
сказка
дошкольный возраст
нравственные ориентиры
детство

Аннотация статьи

Статья раскрывает роль русской народной сказки в формировании духовно-нравственного воспитания в период дошкольного детства. Показывает зависимость эмоционального отношения к персонажам сказки, являющегося условием усвоения детьми этических норм. Особое внимание обращено на то, что при помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность. Рассмотрены традиционные и инновационные методы, формы и технологии работы с русскими народными сказками как средством духовно-нравственного воспитания.

Текст статьи

«Литература, с которой впервые встречается ребёнок,
должна водить его в мир народной мысли,
народного чувства, народной жизни,
в область народного духа»
К. Д. Ушинский

Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Русская культура, как культура великой нации отличалась высокой духовностью. Её исторические корни уходят вглубь веков, и во все времена, времена взлета и падения, русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить своё лицо, самобытность, высокую культуру и нравственность.

Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Нравственность – внутренние, духовные качества, к которым руководствуется человек, этические нормы: правила поведения, определяемые этими качествами.

Духовно-нравственное воспитание, как условие развитие основных (человеческих) способностей: нравственной (различения добра и зла), эстетической (различение прекрасного и безобразного) и религиозной (различение истинного и ложного) является способом преодоления разобщенности между взрослыми и детьми в семье, в детском социуме, между семьей и образовательным учреждением.

ФГОС ДО, который на сегодня является основным документом для педагогов ДОУ, направлен на решение нескольких задач. Одна из которых: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста является сказка. Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Она позволяет не только развивать воображение и творческое мышление, но и формировать нравственные ориентиры и ценности, становится первой ступенькой духовной связи дошкольника с историей малой родины и своей страны.

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, становится неотъемлемой частью детства и сохраняется в памяти на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Сказка не дает прямых наставлений детям – слушайся родителей, уважай старших, не уходи из дома без разрешения, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь. Сказки часто содержат яркие и запоминающиеся моральные уроки, которые помогают детям формировать нормы поведения и строить свои отношения с окружающими. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

В возрасте 5–6 лет многие дети начинают активно развивать свои коммуникативные навыки и формировать собственное мнение об окружающем мире. В процессе слушания или чтения сказок у детей развивается воображение, креативность, а также умение сопереживать и понимать чувства других. Когда ребенок слушает сказки, в которых герои обладают положительными качествами – добротой, смелостью, честностью – он начинает идентифицировать себя с ними. Это подражание играет важную роль в развитии нравственных норм, поскольку дети стремятся вести себя так, как их любимые персонажи. Кроме того, обсуждение прочитанных сказок с детьми помогает закрепить полученные знания о морали и этике. Вопросы о том, почему персонаж поступил именно так, что могло бы произойти, если бы он выбрал другой путь, способствуют развитию критического мышления и формированию собственных моральных суждений у ребенка.

Большое влияние на мировоззрение оказывают и отрицательные персонажи: дети проявляют протест против злодеев и нарушителей нравственных законов. Об этом в разное время писали как педагоги–классики, так и современные исследователи, что именно в малых формах фольклора заложены уникальные психолого-педагогические инструменты, помогающие трансформировать социальные нормы поведения во внутренние духовные регуляторы нравственного поведения дошкольника [5, с. 191].

Моральная оценка значимых взрослых играет ключевую роль в формировании нравственных ориентиров у детей. Когда взрослые высказывают свои мнения о поступках, они помогают детям понять, что такое хорошо и что такое плохо. Эти оценки служат не только как руководство к действию, но и как своего рода ориентиры, которые помогают детям выстраивать свои представления о морали и социальной ответственности.

Использование сказок в воспитательном процессе является эффективным инструментом для формирования у детей таких качеств, как доброта и великодушие, сопереживание и взаимопомощь, честь и справедливость. Сказочные сюжеты часто содержат элементы волшебства и приключений, что привлекает внимание детей и делает процесс обучения увлекательным.

Таким образом, сказки становятся не только источником развлечения, но и важным инструментом для формирования моральных ценностей и понимания социальных взаимодействий. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

Мы хотим поделиться своим опытом работы в своем дошкольном учреждении. В нашем дошкольном учреждении планомерно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщения их к основам народной культуры через сказки. Наиболее распространенный вид устного народного творчества – это русские народные сказки, потому что сказка – одно из первых произведений искусства, где целью является развивать в ребенке личность, отличающего, мудростью, самостоятельностью, творчеством и любовью к окружающим. Не для забавы созданы сказки, они являются мудрым воспитателем ребенка, ведь сказка воспитывает в детях лучшие черты характера, приобщает к культуре, развивает ум, обогащает речь. В сказках добро побеждает, а зло наказывается. Поэтому общий тон сказки жизнерадостный, бодрый. Действия многих сказок проходят на фоне родной природы. Живописно, по-сказочному изображает сказка и зиму с сугробами до пояса, и весну с проталинками и жаворонками, красное лето. Всё это способствует к зарождению любви к родному краю, к Родине, к семье, к личности независимо от национальной принадлежности.

Основными задачами нашей работы являются:

  1. Знакомить детей с культурой, историей, героями русского народа через сказки;
  2. Формировать нравственные качества, такие как доброта, сострадания, трудолюбие и другие;
  3. Обогащать речевой словарь;
  4. Вовлекать родителей в совместную деятельность с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Для решения поставленных задач была создана предметно-развивающая среда. Наши воспитатели с помощью родителей оформили групповые комнаты.

В группах появились уголки ряженья (где есть зеркало, сундук с костюмами для персонажей из сказок), так же разместили театры разных видов, такие как кукольный, плоскостной, теневой, театр-маски, театр-перчатки и др. Огромное пространство отвели книжным уголкам, в которых живет бесчисленное количество книг с русскими народными сказками, так же в библиотеке живет каждую неделю сказочный персонаж (братец Иванушка, серый волк, колобок и т. д.), появилась в группах «Полочка красоты», на которой живет все прекрасное (старинные игрушки, аленький цветочек, волшебная палочка). Неотъемлемым атрибутами в группах являются настольно-дидактические игры («Из какой сказки?», «Кто так сказал?» и другие). В группе создан мини-музей «Хранилище сказок», где ребятишки получают возможность познакомиться с новой сказкой, с историей ее происхождения, с новыми героями и даже отправиться с персонажами сказок в путешествие.

В своей работе по приобщению дошкольников к духовно-нравственному воспитанию через мир сказок мы используем следующие традиционные и инновационные методы, формы и технологии работы:

  • посиделки, где прослушиваем сказку в грамзаписи, читаем, ведем познавательные беседы;
  • творческая деятельность – театр по сюжету сказки; просмотр фрагментов мультфильмов с возможностью сочинения своего варианта окончания к ним;
  • продуктивная деятельность – лепка, рисование, аппликация, конструирование оригами по сказке, создание объемных фигур из природных материалов.

Исходя, из основных форм работы мы ставим задачу по обогащению словаря детей, чтобы решить, эту задачу мы используем беседы по содержанию сказок, где основной упор ставим на построение простых, сложносочиненных предложений, новые слова в сказке разбираем. Даем возможность ребенку объяснить значение слова (поземка, круговерть, жать, белоручка). Сами уточняем ответы детей, используя иллюстрации. После прочтения сказки задаем вопросы «Кто из героев добрый, кто злой? Почему?». Нашим воспитанникам нравиться описывать героев из сказки (внешне, их особенности). После описательных рассказов происходит обыгрывание персонажей, дети пытаются передать образ героев. Воспитанники умеют анализировать смысл сказок, передавать свое отношение к героям. (Заяц – Хваста не только умеет хвастаться, но на самом деле всегда придет на помощь). В последнее время проводим вечера сказок, загадок, пословиц. В роли сказочницы выступают как воспитатели, так и родители (заранее договариваемся). После проведения вечеров мы с детьми обсуждаем содержание, обязательно подчеркиваем положительные черты (доброта, честность, сострадание), уточняем, что сказка чему-то учит, предлагаем детям подумать, какие духовно-нравственные качества есть у них, всегда ли помогают товарищам, близким, не бывают ли жадными, хитрыми, трусливыми. Наши воспитанники умеют отличать сказку от других литературных жанров. Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые к сказкам этюды на выражения и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь. Путешествие по сказкам пробуждает фантазию, дает простор творчеству. И в заключении хотим добавить, что в нравственном воспитании не нужно забывать о той атмосфере, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью.

Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм духовно-нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников будет более эффективно при использовании русских народных сказок как педагогического средства, если: работа по духовно-нравственному воспитанию осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом; в работе будут учитываться разные виды деятельности по сказкам; будут учитываться индивидуальные и возрастные особенности детей.

Список литературы

  1. Бондаренко О.Н. Сказка как средство духовно–нравственного воспитания дошкольников / О.Н. Бондаренко // Вестник науки. 2021.– №2 (35). – С. 19-21.
  2. Забарова М.Г. Духовно–нравственное воспитание старших дошкольников посредством сказкотерапии / М.Г. Забарова // Эпоха науки. 2022. – № 31. – С. 114-119.
  3. Иванушкина НВ. Народная сказка как средство духовно–нравственного воспитания / Н.В. Иванушкина // Поволжский педагогический вестник. 2020. Т. 8. – № 4 – С. 113-118.
  4. Кобилова Э.Б. Формирование духовного мировоззрения дошкольников средствами фольклора / Э.Б. Кобилова // OrientalArtandCulture. 2022. – № 1. – С. 291-295.
  5. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А.М. Новиков. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2020. – 268 с.

Поделиться

237

Журавлёва В. И., Ильченко Е. А., Шестакова А. А. Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников // Наука и образование в XXI веке: интеграция и инновации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 ноября 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 84-88. URL: https://apni.ru/article/10475-russkaya-narodnaya-skazka-kak-sredstvo-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-doshkolnikov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января