Главная
Конференции
Наука и образование в XXI веке: интеграция и инновации
Использование технологии развития критического мышления на уроках естественно-на...

Использование технологии развития критического мышления на уроках естественно-научного цикла

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

критическое мышление
стадии учебно-познавательной деятельности
приёмы технологии РКМ

Аннотация статьи

Постоянное повышение масштаба знаний, моментальное устаревание существующей информации, потребность ориентироваться в прогрессивном потоке информации стимулируют человека искать ресурс новых знаний в рамках образовательного процесса. Авторы статьи затрагивают актуальную на сегодняшний день тему использования технологии развития критического мышления на уроках естественно-научного цикла.

Текст статьи

Выпускнику школы необходимо самостоятельно мыслить, быть способным увидеть появляющиеся в реальном мире сложности и стараться находить пути правильного и эффективного их преодоления, отчетливо осознавать, где и как приобретаемая им информация может быть использована в окружающей действительности.

Предметы физика, химия и биология – это основные принципы естественных и социальных наук. Цель этих курсов – осознание собственного опыта и приучивание детей к разумному постижению мира.

В современном динамически меняющемся мире перед человеком встаёт множество непредсказуемых, новых задач, к которым нереально подготовиться заблаговременно. Во внезапной ситуации может быть эффективна целостная система знаний, а ещё в значительной степени – сформированное умение регулярно систематизировать приобретаемую информацию и определять новые связи и отношения.

Цель школы и каждого учителя – спроектировать условия, которые позволяют ребёнку в полной мере самореализоваться, выработать свои способности, в том числе и интеллектуальные.

При нынешних обстоятельствах у обучающихся должны быть сформированы:

  • стимул к работе;
  • учебно-познавательная потребность к новому учебному материалу и методам решения новой индивидуальной задачи;
  • способность к самооценке.

Учителю необходимо научить обучающихся самостоятельно:

  1. Принимать и удерживать учебную задачу;
  2. Планировать собственные действия в соответствии с определённой задачей, различными обстоятельствами и условиями ее реализации;
  3. Реализовывать отбор нужной информации для того, чтобы выполнить учебные задания;
  4. Конструировать рассуждения и принимать решения, основываясь на самостоятельно добытую информацию, а также получить начальный опыт критического отношения к приобретённой информации, соотнося её с информацией, полученной из различных источников и имеющимся жизненным опытом.

Посодействовать в решении данных проблем и в формировании условий, которые максимально стимулируют формирование интеллектуальных способностей обучающихся, может применение приёмов технологии развития критического мышления.

Что же такое критическое мышление?

Технология «Развитие критического мышления» была спроектирована в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В данной технологии обобщены замысел и методы технологий, совместных и групповых способов обучения, а также взаимодействие с развивающим обучением; она является общепедагогической, надпредметной [1].

Технология демонстрирует целостную систему, которая формирует навыки работы с информацией в ходе чтения и письма. Данная технология ориентирована на постижение базовых навыков открытого информационного измерения, совершенствование качеств жителя социума. Технология открыта для решения огромного диапазона проблем в образовательной области.

Критическое мышление – это один из типов интеллектуальной деятельности человека, который определяется высоким показателем восприятия, осознания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Эта технология решает задачи:

  • образовательной мотивации: усиление интереса к процессу обучения и быстрого осознания учебного материала;
  • культуры письма: выработка навыков составления текстов многообразных жанров;
  • информационной грамотности: формирование способности к самостоятельной исследовательской и оценочной работе с материалами;
  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и обязательств за знания.

От степени сформированности способности работать с информацией зависит последующее эффективное обучение ребенка.

Для того чтобы достичь желаемых результатов уроки в технологии развития критического мышления проводятся по следующей схеме: «вызов – осмысление – рефлексия». Фундаментом является базовый технологический макет трех стадий учебно-познавательной деятельности «вызов – осмысление – рефлексия», который позволяет обучающимся самостоятельно определять задачи обучения, реализовывать динамичный поиск информации и осмыслять о том, что они узнали:

  • Первая стадия, стадия вызова – приводит в соответствие уже имеющиеся знания обучающихся, вызывает интерес к теме; непосредственно здесь формируются цели изучения материала. Для этого целесообразно применение разнообразных приёмов: приём «Мозгового штурма», составление кластера, сбор «корзины идей». Исходя из того, какие знания имеются у обучающихся, они могут выстраивать свои собственные прогнозы, определять цели познавательной деятельности на данном уроке. На стадии вызова весьма важно, чтобы у обучающихся появлялась собственная цель познания.
  • Вторая стадия – осмысление нового материала (новой информации, идеи, понятия). На этой стадии происходит главная глубокомысленная работа обучающегося с текстом, причём «текст» необходимо понимать достаточно обширно, это может быть текст естественно-научного содержания или какой-либо другой текст, а также – речь учителя, видеоматериалы и др. Во время работы обучающегося с новой информацией применяются такие приемы, как: чтение текста с остановками, составление сравнительных таблиц, бортовых журналов.
  • Третья стадия – размышления или рефлексии. На данном этапе обучающийся обдумывает материал, который уже изучен и формирует своё собственное мнение, отношение к изучаемому материалу, возможны предшествующие представления, которые были собранные на стадии вызова, получает новую информацию и определяет дальнейшие перспективы в изучении темы. На данной стадии допустимо проведение полемики, написание эссе, составление синквейна, сказки, формирование концептуальной таблицы [1].

Технология РКМ демонстрирует систему конкретных методических стратегий и приёмов, которые направлены на достижение определенных образовательных результатов:

  • способность работать с увеличивающимся информационным потоком;
  • способность графически оформить текстовый материал;
  • способность задавать вопросы и выставлять гипотезу;
  • способность распределить информацию по степени новизны и значимости;
  • способность выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • способность аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • способность анализировать полученную информацию;
  • способность обобщить полученные знания;
  • способность выделять причинно-следственные связи;
  • способность сотрудничать и работать в группе.

Стройная система приёмов содержит в себе как способы организации индивидуальной работы, так и ее комбинацию с парной и групповой работой.

Некоторые приёмы технологии РКМ на уроках физики и химии

Прием «Мозговой штурм»

Цель «учебного мозгового штурма» – развитие творческого типа мышления. «Учебный мозговой штурм» обычно проводят в группах численностью 5–7 человек.

Первый этап – создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске все предложения. Критика и комментарии не допускаются. Регламент – 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. Главное – найти рациональное зерно в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.

Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть отсрочен во времени и проведен на следующем уроке [2].

Пример на тему «Кипение».

Почему вода «шумит» перед тем, как начнется процесс кипения?

1 Этап. Банк идей: лопаются всплывающие пузырьки:

  • пузырьки не всплывают, а лопаются внутри жидкости, создавая шум;
  • жидкость по какой-то причине совершает колебания, дрожит.

2 Этап. Поиск рационального в предложениях:

  • лопаются пузырьки – это верно!
  • пузырьки не всплывают – это верно!
  • жидкость совершает колебания – это верно!

3 Этап. Перспективные решения:

  • на дне образуются пузырьки, следовательно, объем жидкости увеличивается, следовательно, свободная поверхность жидкости поднимается.
  • давление внутри пузырька меньше (давление гидростатическое + давление атмосферное), следовательно, пузырек схлопывается (исчезает), следовательно, свободная поверхность жидкости понижается.
  • колебания свободной поверхности жидкости создает звуковую волну – шум [2].

Так что же принципиально нового несёт технология развития критического мышления?

Элемент новизны – это методические приёмы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.

В заключение хотелось бы сказать, что использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках позволяет повысить интерес к изучаемому материалу, эффективность восприятия информации, а обучающиеся учатся работать в сотрудничестве с другими. Все это способствует формированию совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», что является задачей современной системы образования.

Список литературы

  1. Технологии развития критического мышления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://infourok.ru/tehnologii-kriticheskogo-mishleniya-teoriya-1409957.html.
  2. Использование приёмов технологии критического мышления на уроках физики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2019/04/13/ispolzovanie-priemov-tehnologii-kriticheskogo-myshleniya-na-urokah.

Поделиться

150

Александрова О. Ю., Литовкина Л. С. Использование технологии развития критического мышления на уроках естественно-научного цикла // Наука и образование в XXI веке: интеграция и инновации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 ноября 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 59-63. URL: https://apni.ru/article/10476-ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-na-urokah-estestvenno-nauchnogo-cikla

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января