Выпускнику школы необходимо самостоятельно мыслить, быть способным увидеть появляющиеся в реальном мире сложности и стараться находить пути правильного и эффективного их преодоления, отчетливо осознавать, где и как приобретаемая им информация может быть использована в окружающей действительности.
Предметы физика, химия и биология – это основные принципы естественных и социальных наук. Цель этих курсов – осознание собственного опыта и приучивание детей к разумному постижению мира.
В современном динамически меняющемся мире перед человеком встаёт множество непредсказуемых, новых задач, к которым нереально подготовиться заблаговременно. Во внезапной ситуации может быть эффективна целостная система знаний, а ещё в значительной степени – сформированное умение регулярно систематизировать приобретаемую информацию и определять новые связи и отношения.
Цель школы и каждого учителя – спроектировать условия, которые позволяют ребёнку в полной мере самореализоваться, выработать свои способности, в том числе и интеллектуальные.
При нынешних обстоятельствах у обучающихся должны быть сформированы:
- стимул к работе;
- учебно-познавательная потребность к новому учебному материалу и методам решения новой индивидуальной задачи;
- способность к самооценке.
Учителю необходимо научить обучающихся самостоятельно:
- Принимать и удерживать учебную задачу;
- Планировать собственные действия в соответствии с определённой задачей, различными обстоятельствами и условиями ее реализации;
- Реализовывать отбор нужной информации для того, чтобы выполнить учебные задания;
- Конструировать рассуждения и принимать решения, основываясь на самостоятельно добытую информацию, а также получить начальный опыт критического отношения к приобретённой информации, соотнося её с информацией, полученной из различных источников и имеющимся жизненным опытом.
Посодействовать в решении данных проблем и в формировании условий, которые максимально стимулируют формирование интеллектуальных способностей обучающихся, может применение приёмов технологии развития критического мышления.
Что же такое критическое мышление?
Технология «Развитие критического мышления» была спроектирована в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В данной технологии обобщены замысел и методы технологий, совместных и групповых способов обучения, а также взаимодействие с развивающим обучением; она является общепедагогической, надпредметной [1].
Технология демонстрирует целостную систему, которая формирует навыки работы с информацией в ходе чтения и письма. Данная технология ориентирована на постижение базовых навыков открытого информационного измерения, совершенствование качеств жителя социума. Технология открыта для решения огромного диапазона проблем в образовательной области.
Критическое мышление – это один из типов интеллектуальной деятельности человека, который определяется высоким показателем восприятия, осознания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Эта технология решает задачи:
- образовательной мотивации: усиление интереса к процессу обучения и быстрого осознания учебного материала;
- культуры письма: выработка навыков составления текстов многообразных жанров;
- информационной грамотности: формирование способности к самостоятельной исследовательской и оценочной работе с материалами;
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и обязательств за знания.
От степени сформированности способности работать с информацией зависит последующее эффективное обучение ребенка.
Для того чтобы достичь желаемых результатов уроки в технологии развития критического мышления проводятся по следующей схеме: «вызов – осмысление – рефлексия». Фундаментом является базовый технологический макет трех стадий учебно-познавательной деятельности «вызов – осмысление – рефлексия», который позволяет обучающимся самостоятельно определять задачи обучения, реализовывать динамичный поиск информации и осмыслять о том, что они узнали:
- Первая стадия, стадия вызова – приводит в соответствие уже имеющиеся знания обучающихся, вызывает интерес к теме; непосредственно здесь формируются цели изучения материала. Для этого целесообразно применение разнообразных приёмов: приём «Мозгового штурма», составление кластера, сбор «корзины идей». Исходя из того, какие знания имеются у обучающихся, они могут выстраивать свои собственные прогнозы, определять цели познавательной деятельности на данном уроке. На стадии вызова весьма важно, чтобы у обучающихся появлялась собственная цель познания.
- Вторая стадия – осмысление нового материала (новой информации, идеи, понятия). На этой стадии происходит главная глубокомысленная работа обучающегося с текстом, причём «текст» необходимо понимать достаточно обширно, это может быть текст естественно-научного содержания или какой-либо другой текст, а также – речь учителя, видеоматериалы и др. Во время работы обучающегося с новой информацией применяются такие приемы, как: чтение текста с остановками, составление сравнительных таблиц, бортовых журналов.
- Третья стадия – размышления или рефлексии. На данном этапе обучающийся обдумывает материал, который уже изучен и формирует своё собственное мнение, отношение к изучаемому материалу, возможны предшествующие представления, которые были собранные на стадии вызова, получает новую информацию и определяет дальнейшие перспективы в изучении темы. На данной стадии допустимо проведение полемики, написание эссе, составление синквейна, сказки, формирование концептуальной таблицы [1].
Технология РКМ демонстрирует систему конкретных методических стратегий и приёмов, которые направлены на достижение определенных образовательных результатов:
- способность работать с увеличивающимся информационным потоком;
- способность графически оформить текстовый материал;
- способность задавать вопросы и выставлять гипотезу;
- способность распределить информацию по степени новизны и значимости;
- способность выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- способность аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- способность анализировать полученную информацию;
- способность обобщить полученные знания;
- способность выделять причинно-следственные связи;
- способность сотрудничать и работать в группе.
Стройная система приёмов содержит в себе как способы организации индивидуальной работы, так и ее комбинацию с парной и групповой работой.
Некоторые приёмы технологии РКМ на уроках физики и химии
Прием «Мозговой штурм»
Цель «учебного мозгового штурма» – развитие творческого типа мышления. «Учебный мозговой штурм» обычно проводят в группах численностью 5–7 человек.
Первый этап – создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске все предложения. Критика и комментарии не допускаются. Регламент – 15 минут.
Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. Главное – найти рациональное зерно в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.
Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть отсрочен во времени и проведен на следующем уроке [2].
Пример на тему «Кипение».
Почему вода «шумит» перед тем, как начнется процесс кипения?
1 Этап. Банк идей: лопаются всплывающие пузырьки:
- пузырьки не всплывают, а лопаются внутри жидкости, создавая шум;
- жидкость по какой-то причине совершает колебания, дрожит.
2 Этап. Поиск рационального в предложениях:
- лопаются пузырьки – это верно!
- пузырьки не всплывают – это верно!
- жидкость совершает колебания – это верно!
3 Этап. Перспективные решения:
- на дне образуются пузырьки, следовательно, объем жидкости увеличивается, следовательно, свободная поверхность жидкости поднимается.
- давление внутри пузырька меньше (давление гидростатическое + давление атмосферное), следовательно, пузырек схлопывается (исчезает), следовательно, свободная поверхность жидкости понижается.
- колебания свободной поверхности жидкости создает звуковую волну – шум [2].
Так что же принципиально нового несёт технология развития критического мышления?
Элемент новизны – это методические приёмы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.
В заключение хотелось бы сказать, что использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках позволяет повысить интерес к изучаемому материалу, эффективность восприятия информации, а обучающиеся учатся работать в сотрудничестве с другими. Все это способствует формированию совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», что является задачей современной системы образования.