Лимфология, как важнейшая область анатомии, получила бурное развитие в нашей стране во второй половине XX века. На рубеже XIX-XX веков она только зарождалась, и у истоков ее стояли двое ученых, один из которых достаточно известен и почитаем в России, например, в Воронеже в декабре 2020 года планируется Всероссийская научная конференция с Международным участием, посвященная 150-летию со дня его рождения . Это Гордей Максимович Иосифов. Второй ученый, которого также можно считать основоположником отечественной лимфологии [7, c.54], известен в значительно меньшей степени. Это Франц Адольфович Стефанис. Он был очень скромным человеком, принадлежал к киевской школе анатомов, оказавшейся в силу трагических обстоятельств нашей истории за границей, поэтому не удивительно, что память о нем в России угасает. Но допустить продолжение этого угасания совершенно несправедливо по отношению к памяти выдающегося отечественного анатома, поэтому, пользуясь тем , что в текущем году также предстоит его юбилейная дата – 155 лет со дня рождения – мы посвящаем ему статью, в которой постараемся доказать огромное значение трудов Франца Адольфовича Стефаниса для развития русской анатомии в целом и лимфологии в частности.
В литературе встречается мнение, что Ф.А. Стефанис – это «русский анатом родом из Одессы» [2, c.26]. Возможно, причина подобных утверждений в том, что в Украинской Советской энциклопедии как место рождения Ф.А. Стефаниса была упомянута Одесса. В то же время в календаре знаменательных и юбилейных дат за 1990 год родиной Франца Адольфовича была названа Рига. Киевскому анатому Ю.Б. Чайковскому, занимавшемуся изучением жизни и творчества Ф.А. Стефаниса, удалось разыскать оригинал свидетельства о рождении и крещении будущего ученого, подтверждающий, что он появился на свет 21 ноября (3 декабря по новому стилю) 1865 года в имении Должицы Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии (ныне Должицы входят в Псковскую область) [6, c.89]. О детстве Франца Адольфовича известно немного. Отец его занимался сельским хозяйством, торговлей, и семье часто приходилось переезжать с места на место. Долгое время жили в Риге. В начале 80-ых годов XIX века семья уже обосновалась в Киеве. В 1886 году Франц Стефанис окончил там гимназию и в том же году поступил на медицинский факультет Киевского университета. Здесь преподавали многие известные ученые того времени, но больше всего поражали юношу лекции по анатомии, которые читал знаменитый анатом В.А. Бец. Не исключено, что уже в студенческие годы Франц Стефанис решил стать анатомом.
В 1890 году В.А. Бец подал в отставку, и кафедру анатомии возглавил ученик московского профессора Д.Н. Зернова – Михаил Андреевич Тихомиров. Новому заведующему нужны были помощники для усовершенствования преподавательской и научной деятельности. Шел 1893 год. В январе-феврале Франц Стефанис блестяще сдал выпускные экзамены, а 28 апреля (10 мая) получил диплом врача с отличием. Тогда-то М.А. Тихомиров и предложил ему работать на кафедре анатомии. 26 мая (7 июня) молодой врач стал внештатным, а приблизительно через год – штатным проректором кафедры анатомии.
Францу Адольфовичу очень повезло с его руководителем. В Московском университете М.А. Тихомиров был наставником еще одного выдающегося анатома – П.И. Карузина, и, как писала в своей статье, посвященной памяти П.И. Карузина, другой известный профессор анатомии Г.С. Сатюкова, Михаил Андреевич Тихомиров был «отличным педагогом, высокий профессионализм которого, как анатома, прекрасно владевшего методами инъекции кровеносных сосудов, покорил навсегда П.И. Карузина» [4, c.88]. Также восхищен и навсегда покорен креативностью, искусными руками профессора Тихомирова оказался и Франц Стефанис, который первые годы работы на кафедре анатомии посвятил овладению анатомической техникой, приготовлению препаратов. Появляются его первые научные статьи: «Два случая врожденной дистопии почки», «Случай двойственного уродства», «Два варианта бронхиального дерева» [6, c.92].
М.А. Тихомирову нравилось, что Франц Стефанис работал увлеченно, самоотверженно. Поэтому именно ему профессор поручил упорядочить огромную коллекцию музея кафедры, составить ее детальное описание. И работа закипела. Собранные А.П. Вальтером и В.А. Бецом, дополнительно изготовленные М.А. Тихомировым и самим Ф.А. Стефанисом экспонаты молодой прозектор глубоко изучил, систематизировал и рационально разместил на втором этаже одного из лучших в то время анатомических театров Европы, в здании, построенном в 1853 году по проекту архитектора Беретти – сына (в советское время в этом здании по ул. Ленина, 37 , находился Музей медицины Украинской советской республики). Перечень препаратов был опубликован в «Университетских известиях». Благодаря проделанной работе по систематизации и упорядочению препаратов анатомического музея освободилась небольшая комната рядом с основным помещением, и это навело Ф.А. Стефаниса на смелую мысль – основать учебный музей. Он собственноручно изготовил почти 200 препаратов по основным разделам анатомии. Вместе с профессором М.А. Тихомировым устроил в выделенной комнате освещение и отопление, сделал отдельный ход. Весной 1900 года учебный музей принял первых посетителей – студентов. Они имели сюда доступ в любое время, могли уточнять и повторять услышанное на лекциях, сверять собственные препараты с музейными. Организованный Ф.А. Стефанисом при содействии профессора М.А. Тихомирова учебный музей стал вторым в России учреждением подобного характера после основанного в 1890 году в Дерптском (Тартуском) университете [1, c.91].
В это же время Ф.А. Стефанис основательно увлекся изучением лимфатической системы. Полученный в процессе длительных исследований материал давал возможность критически относиться к тому, что было известно из литературы. Личный опыт Франца Адольфовича привел к разработке новых инъекционных масс, к созданию аппарата собственной конструкции для инъекции лимфатических сосудов [6, c.92]. До нас дошли рецепты трех цветных инъекционных масс, которыми пользовался Ф.А. Стефанис для создания своих препаратов: 1) Стефаниса масса желтая – смесь для инъекции сосудов, состоящая из масляной краски кадмий желтый (2г), скипидара (1г) и хлороформа(10г); 2) Стефаниса масса зеленая – инъекционная масса, состоящая из зеленой киноварной краски (4г), скипидара (2г) и хлороформа (10г), или смеси хлороформа и эфира в пропорции 1:1; 3) Стефаниса масса красная – масса для инъекции лимфатических сосудов , состоящая из мумии (4г), скипидара (2г) и хлороформа (10-15г), или смеси хлороформа и эфира в пропорции 1:1 [3, c.269].
Ф.А. Стефанисом созданы точные представления о внутриорганных и отводящих лимфатических сосудах желудка. Франц Адольфович препарировал глубокую лимфатическую сеть желудка, ее собирающие (отводящие) сосуды, проследил продолжение упомянутых сосудов в большой и малый сальники, в брюшинные связки и окончание сосудов в лимфатических узлах, а также произвел микроскопическое исследование связей и распределения лимфатических капилляров в слизистой, подслизистой основе, в мышечной оболочке, в подбрюшинном слое и в брюшине желудка. Он рассмотрел и уточнил описания Крюикшенка, Масканьи, Саппея, Фомана, Арнольда, Тестю, Тейхмана, Моста и Бартельса поверхностной и глубокой лимфатических сетей желудка, взаимоотношения и связи этих сетей особенности формирования и ход отводящих сосудов, направлений лимфооттока от желудка и установил последовательные этапы лимфатического пути и группировку лимфоузлов, связанных с рассматриваемым органом (узлы на левой желудочной, печеночной, селезеночной артериях, на задней брюшной стенке – парааортальные и др.). Инъекция лимфатических сосудов желудка производилась Стефанисом посредством сконструированного им аппарата, позволяющего регулировать инъекционное давление взвесями тонкорастертых масляных красок в хлороформе и эфире [5, c.86]. Отмеченная Ф.А. Стефанисом особенность лимфатических связей желудка с лимфоузлами, прилежащими к задней брюшной стенке, была в дальнейшем разработана по отношению ко всем другим органам желудочно-кишечного тракта и послужила основой для представления о возможности развития у человека коротких – через компоненты кишечного ствола – или длинных – через поясничные лимфатические стволы – связей этих органов с грудным лимфатическим протоком [5, c.91].
В 1902 году «Университетские известия» поместили работы Ф.А. Стефаниса «Лимфатические сосуды желудка человека», «О лимфатических сосудах почек человека». Первая была представлена автором в качестве докторской диссертации. 15(28) мая 1902 года экзаменационная комиссия признала, что «врач Франц Стефанис сдал экзамены на степень доктора медицины и допускается к представлению в факультет диссертации на соискание означенной ученой степени». Защита диссертации Ф.А. Стефанисом состоялась 9 (22) сентября 1902 года в зале торжественных собраний университета. Она прошла успешно, и ученый получил диплом доктора наук. Но в том же году, несколько раньше, произошло печальное событие – 16 (29) мая умер М.А. Тихомиров. Уже без участия своего любимого учителя и советчика Ф.А. Стефанис был утвержден приват-доцентом кафедры анатомии и начал читать лекции студентам второго курса. Читал интересно, иллюстрировал их большим количеством препаратов, чаще изготовленных собственноручно. Медицинский факультет не раз награждал Франца Адольфовича денежными премиями за чтение первоклассных лекций.
Вскоре Ф.А. Стефанис был избран экстраординарным (1903), а затем и ординарным (1907) профессором кафедры анатомии. В новой должности он реорганизовал учебный процесс – перенес изучение миологии с первого семестра на второй, а центральной нервной системы – с четвертого на третий. Это говорит о том, что профессор особое внимание уделял освоению студентами остеологии и артросиндесмологии. Он справедливо считал, что студентам в течение первого полугодия тяжело освоиться с таким трудным предметом, как анатомия, поэтому темп занятий в первом семестре должен быть менее напряженный. В то же время изучение анатомии периферической нервной системы после усвоения курса центральной нервной системы вполне целесообразно с современной точки зрения, и именно в такой последовательности анатомия нервной системы преподается сейчас. Хочется отметить и то, что в начале XX века студенты медицинских факультетов университетов изучали анатомию в течение четырех семестров, а не трех, как в наше время, т.е. гораздо более серьезно и основательно.
Много времени профессор Стефанис тратил на приготовление новых препаратов, изучение научной литературы. Экзамен по анатомии принимал сам. Экзаменационных билетов тогда, как и на многих других кафедрах университета, не было; профессор спрашивал каждого студента по всем разделам курса. Экзамен проходил в спокойной обстановке. Ф.А. Стефанис был строгим, но справедливым экзаменатором, никогда не задавал каверзных вопросов, не позволял себе иронических замечаний.
Продолжая научную работу, профессор Стефанис в 1904 году опубликовал фундаментальный труд «Лимфатические сосуды печени человека». Ученый изучал также лимфатическую систему легких, и только преждевременная смерть не позволила ему закончить и издать эту работу. В своих исследованиях по лимфологии Ф.А. Стефанис установил новые для того времени важные факты, дополнявшие результаты исследований Масканьи, Крюикшенка, Саппея; создал классификацию лимфатических узлов полости живота, основанную на их отношении к кровеносным сосудам. И ныне труды Ф.А. Стефаниса являются актуальными для анатомов, онкологов, микрохирургов. Ф.А. Стефанис пользовался заслуженным авторитетом среди профессоров Киевского университета. С 1908 по 1913 гг. он избирался ученым секретарем медицинского факультета. Франц Адольфович очень доброжелательно относился к студентам, хотя и вел себя с ними сдержанно, не позволял фамильярности. Двери его скромной квартиры по ул. Львовской, 11 (ныне ул. Большая Житомирская – дом не сохранился), всегда были открыты для всех нуждающихся в совете или помощи. Человечный и очень деликатный профессор, к сожалению, не знал счастья в личной жизни. Женившись на М.Ф. Каливоде в 1893 году, он через 6 лет развелся с ней, что подтверждается донесением преосвященного управляющего Киевскою епархиею о расторжении брака лекаря Франца Виктора Гуго Адольфова Стефаниса [6, c.94]. Разочаровавшись в возможности построить семью, Франц Адольфович остаток жизни отдал науке, коллегам, студентам. Жизнь его оборвалась преждевременно, в расцвете творческих сил. Холодной зимой 1917 года Франц Адольфович Стефанис заболел крупозной пневмонией. 13 (26) февраля в 12 часов дня перестало биться его сердце. 16 февраля (1 марта) 1917 года он был похоронен в городе Василькове, недалеко от Киева. К сожалению, могила его затерялась и до сих пор не найдена.
Безвременно умершему и обделенному счастьем в личной жизни ученому тем не менее повезло в том, что он нашел свое призвание, вдохновенно служил ему и оставил значительный, яркий след в науке. Наш долг – помнить об этом светлом человеке, большом ученом, талантливом педагоге и быть благодарными ему за его огромный вклад в развитие русской лимфологии.