Главная
АИ #46 (228)
Статьи журнала АИ #46 (228)
Клиентоориентированный подход как основа обеспечения конкурентоспособности

Клиентоориентированный подход как основа обеспечения конкурентоспособности

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

клиентоориентированность
клиентоориентированный подход
конкурентоспособности
конкуренция

Аннотация статьи

Статья посвящена изучению клиентоориентированного подхода как основы обеспечения конкурентоспособности предприятия.

В настоящее время одной из ключевых задач компаний является обеспечение своей конкурентоспособности на рынке, а для достижения этой цели необходимо произвести анализ рынка и определить индивидуальную уникальность компании. Этот процесс предполагает поиск наиболее эффективной рыночной позиции для продукта или услуги, чтобы различаться от конкурирующих компаний и продуктов.

Одним из ключевых аспектов является определение уникальности компании и ее товаров на рынке. В этом случае необходимо проанализировать конкурентов и выявить те особенности продукта или услуги, которые помогут ему привлечь внимание потенциальных клиентов и стать успешным на рынке.

Вектор клиентоориентированного подхода направлен на потребителей товаров, продукции или услуг, на оценку потребностей потребителей и их удовлетворение, за счет качественного сервиса обслуживания и высокого качества продукции либо оказания услуг в условиях конкуренции на рынке в той сфере, в которой задействовано предприятие. При этом, главной целью клиентоориентированного подхода является, через достижение лояльности потребителей к продукции или услугам, привлечь наибольшее количество этих потребителей, удержат из них наиболее прибыльных для получения прибыли и максимизации своих доходов.

Рост финансовых показателей предприятия, рост доходности повышает конкурентоспособность предприятия.

Текст статьи

Введение

На сегодняшний день в условиях развития современной экономики, а также общего положения государства и его политического, социально-экономического, финансового, культурного состояния, наличие конкурентных преимуществ является главным условием для существования любых предприятий.

За последние несколько лет на деятельность предприятий повлияло много негативных факторов, среди которых можно выделит кризис, вызванный последствиями мировой пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, который обрушился на предпринимателей в 2019-2020 гг.., а также санкции со стороны западных стран в 2022 году. Все это оказало существенное влияние на деятельность предприятий, снизив как покупательную способность на продукцию и товары, так и общие показатели деятельности, за счет падения спроса на продукцию, услуги, падение производства. К концу 2022 года ситуация стабилизировалась. В этих условиях, важным для любого предприятия стало поддержание преимуществ, повышающих их конкуренцию и лояльность на рынке со стороны потребителей. На первую ступень в вектор развития предприятий вышел клиентоориентированный подход, основанный на повышении спроса на продукции и услуги, повышение лояльности и привлекательности за счет качественного подхода к каждому потребителю, поиску удовлетворения потребностей.

Содержание основных понятий

В настоящее время понятие «конкурентоспособности» широко рассматривается в разных литературных источниках, как на локальном уровне в рамках отдельного предприятия, так и на международном уровне в рамках показателей государства, которые формируются за счет работы всех предприятий [1].

Конкурентоспособность в общем виде можно оценит как совокупность свойств, характеристик и качеств товаров или услуг, которые определяют этот товар или услуг как отличительные от аналогичных на рынке, а также обеспечивают необходимый уровень удовлетворения потребностей покупателей и оптимальный уровень затрат на производство, эксплуатацию и конечную реализацию [2].

Превосходство предприятия в какой-либо сфере деятельности или по какому-либо параметру относительно аналогов на рынке является его конкурентным преимуществом.

«Конкурентоспособность» представляет собой возникающую конкуренцию между несколькими предприятиями, производящими и реализующими один вид продукции либо же аналогичные услуги, при этом у каждого является целью максимизация прибыли за счет реализации потребности потребителей с помощью своего продукта или услуги.

Рассматривая деятельность предприятий с разных сторон в комплексе, можно выделит основные направления, которые обеспечивают конкурентные преимущества:

  • направления оптимизации и улучшения кадровой политики;
  • модернизация производственного процесса;
  • совершенствование действующих или внедрение новых маркетинговых стратегий;
  • применение информационных и технологических технологий и инноваций;
  • совершенствование и оптимизация, улучшение сервиса оказания услуг и послепродажный контроль и обслуживание [3, с. 10-14].

Существует три основных типа конкуренции. Представим их в таблице.

Таблица

Типы конкуренции

Прямая конкуренция

Косвенная конкуренция

Конкуренция замещения

Прямые конкуренты предлагают продукт, удовлетворяющий практически полностью потребности покупателей. Например, два бренда, торгующие двусторонними губками для мытья посуды, являются прямыми конкурентамиНепрямой конкурент продает тот же товар, но с другими целями. Бухгалтерская организация, работающая в основном с малым бизнесом, может быть косвенным конкурентом крупной бухгалтерской организации, обслуживающей крупные корпорацииКонкуренты-заменители продают продукцию, которая отличается от аналогичных, но может быть заменена потребителями в другом продукте. Например, компания, производящая электронные книги и планшеты, является заменой конкурента книготорговцам, поскольку покупатели могут читать электронные книги на этих устройствах, что потенциально снижает спрос на печатные книги.

Конкуренция также приводит к ряду ключевых преимуществ для самих предприятий.

К таким преимуществам можно отнести:

  • повышение эффективности деятельности предприятия в целом и отдельном по ключевым процессам;
  • рациональное и эффективное использование материальных и сырьевых ресурсов;
  • разработка и выпуск инновационного продукта или услуги.

Конкуренция является движущей силой развития предприятия, подталкивает руководство на поиски оптимизации производственного процесса либо своей деятельности, на совершенствование бизнес-процессов, расширение ассортимента, внедрение инноваций, все для повышения своих преимуществ [3, с. 10-14].

Например, руководство предприятия, стремясь повысить эффективность производства своей продукции, проводит анализ и мониторинг не только своих производственных процессов, но и конкурентов, сопоставлять показатели, выявлять сильные и слабые стороны [4].

Совершенствуя свой производственный блок, предприятие производит более качественный, более востребованный продукт, более инновационный продукт, с оптимальной величиной затраченных расходов при этом. Заключая договорные отношения с поставщиками, поставщики, получив более качественный продукт, будут заказывать уже большие партии, тем самым повышая прибыл предприятию-производителю [4].

Для того чтобы провести эффективный анализ оценки своей продукции и аналогов, проводится конкурентный анализ

Он представляет собой метод оценки текущих и потенциальных условий и показателей конкурентов путем проведения анализа их продаж, ассортимента, маркетинга, финансового состояния и сравнения их с текущим предприятием [5, с. 152-154].

Результаты конкурентного анализа показывают сильные и слабые стороны предприятия и является основой для конкурентной среды.

По результатам анализа, если руководство предприятия видит, что конкурентные преимущества и продукции или услуги отсутствуют, принимается решение о разработке новой продукции или услуг [6, с. 67-69].

Проведение конкурентного анализа дает ряд преимуществ предприятию. К таким преимуществам можно отнести:

  • формулировку и создание уникального предложения и уникального продукта/услуги;
  • выявление и анализ сильных сторон конкурентов;
  • открытие возможностей для новых направлений деятельности и расширения ассортимента продукции и услуг [7];
  • поддержание актуальности действующих продуктов и услуг.

Выявление слабых сторон открывает возможности для реализации новых стратегий, которые применяются конкурентами.

Конкурентный анализ дает возможность также изучит отзывы потребителей для того, чтобы разработать наиболее оптимальный клиентоориентированный подход, направленный на эффективное и качественное удовлетворение потребностей потребителей [8, с. 55-59].

Зная свои сильные и слабые стороны, руководство предприятия будет разрабатывать и применят для себя наиболее эффективную стратегию, направленную на повышение лояльности потребителей. При этом потребители получат удовлетворение своих потребностей, а предприятие – прибыл и доход [9, с. 57-59].

Выводы

Подведя итог, можно сделать вывод, что конкуренция является движущей силой развития любого предприятия, а его конкурентоспособность является одним из показателей эффективности деятельности. Конкурентный анализ играет важную роль при оценке деятельности предприятия, при сравнительной оценке продукции и ассортимента, а также необходимой стратегии для дальнейшего развития.

Основой для поддержания конкурентоспособности предприятия является клиентоориентированный подход, который направлен на удовлетворение потребностей покупателей и потребителей, качественный сервис и обслуживание для роста их лояльности к выбору продукции предприятия. В свою очередь, при этом клиенты получают удовлетворение своих потребностей, а предприятия – доход и прибыл. Правильно подобранная стратегия повышает конкурентоспособность предприятия, улучшает показатели деятельности и оптимизирует конечное финансовое состояние.

Список литературы

  1. Абаева Н.П. Конкурентоспособность организации / Н.П. Абаева, Т.Г. Старостина – Ульяновск: УлГТУ, 2018. – 259 с.
  2. Березов Н.И. Конкуренция в экономике / А.И. Березов. – М.: Ника-Центр, 2018. – 768 с.
  3. Вашко Т.А. Стратегия и конкурентоспособность / Т.А. Вашко // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. –2018. – № 7(7). – С. 10-14.
  4. Даниленко М.И. Оценка конкурентоспособности предприятия // Вестник Академии знаний. 2020. № 4 (39).
  5. Жгунова П.А. Повышение конкурентоспособности компаний на основе логистического подхода / П.А. Жгунова // Рязанский государственный радиотехнический университет. – 2019. – С. 152-154.
  6. Иванова Л.А. Маркетинговые исследования: практика проведения анализа конкурентоспособности организации / Л.А. Иванова// Современное общество и власть. – 2018. – № 7. – С. 67-69.
  7. Казакова Н.А. Современный стратегический анализ: учебники практикум для магистратуры / Н.А. Казакова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 386 с.
  8. Каткова Т.В. Конкурентоспособность, как фактор взаимодействия предприятия с внешней средой / Т.В. Каткова // Актуальные вопросы управления, экономики и права. Современное образование и его роль в жизни общества: материалы между народной научно-практической конференции. – Новосибирск. – 2018 – С. 55-59.
  9. Олькова М.А. Конкурентоспособность как объект управления / М.А. Олькова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 8. – С. 57-59.

Поделиться

87

Волокитина А. И. Клиентоориентированный подход как основа обеспечения конкурентоспособности // Актуальные исследования. 2024. №46 (228). URL: https://apni.ru/article/10480-klientoorientirovannyj-podhod-kak-osnova-obespecheniya-konkurentosposobnosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря