Введение
На сегодняшний день в условиях развития современной экономики, а также общего положения государства и его политического, социально-экономического, финансового, культурного состояния, наличие конкурентных преимуществ является главным условием для существования любых предприятий.
За последние несколько лет на деятельность предприятий повлияло много негативных факторов, среди которых можно выделит кризис, вызванный последствиями мировой пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, который обрушился на предпринимателей в 2019-2020 гг.., а также санкции со стороны западных стран в 2022 году. Все это оказало существенное влияние на деятельность предприятий, снизив как покупательную способность на продукцию и товары, так и общие показатели деятельности, за счет падения спроса на продукцию, услуги, падение производства. К концу 2022 года ситуация стабилизировалась. В этих условиях, важным для любого предприятия стало поддержание преимуществ, повышающих их конкуренцию и лояльность на рынке со стороны потребителей. На первую ступень в вектор развития предприятий вышел клиентоориентированный подход, основанный на повышении спроса на продукции и услуги, повышение лояльности и привлекательности за счет качественного подхода к каждому потребителю, поиску удовлетворения потребностей.
Содержание основных понятий
В настоящее время понятие «конкурентоспособности» широко рассматривается в разных литературных источниках, как на локальном уровне в рамках отдельного предприятия, так и на международном уровне в рамках показателей государства, которые формируются за счет работы всех предприятий [1].
Конкурентоспособность в общем виде можно оценит как совокупность свойств, характеристик и качеств товаров или услуг, которые определяют этот товар или услуг как отличительные от аналогичных на рынке, а также обеспечивают необходимый уровень удовлетворения потребностей покупателей и оптимальный уровень затрат на производство, эксплуатацию и конечную реализацию [2].
Превосходство предприятия в какой-либо сфере деятельности или по какому-либо параметру относительно аналогов на рынке является его конкурентным преимуществом.
«Конкурентоспособность» представляет собой возникающую конкуренцию между несколькими предприятиями, производящими и реализующими один вид продукции либо же аналогичные услуги, при этом у каждого является целью максимизация прибыли за счет реализации потребности потребителей с помощью своего продукта или услуги.
Рассматривая деятельность предприятий с разных сторон в комплексе, можно выделит основные направления, которые обеспечивают конкурентные преимущества:
- направления оптимизации и улучшения кадровой политики;
- модернизация производственного процесса;
- совершенствование действующих или внедрение новых маркетинговых стратегий;
- применение информационных и технологических технологий и инноваций;
- совершенствование и оптимизация, улучшение сервиса оказания услуг и послепродажный контроль и обслуживание [3, с. 10-14].
Существует три основных типа конкуренции. Представим их в таблице.
Таблица
Типы конкуренции
Прямая конкуренция | Косвенная конкуренция | Конкуренция замещения |
Прямые конкуренты предлагают продукт, удовлетворяющий практически полностью потребности покупателей. Например, два бренда, торгующие двусторонними губками для мытья посуды, являются прямыми конкурентами | Непрямой конкурент продает тот же товар, но с другими целями. Бухгалтерская организация, работающая в основном с малым бизнесом, может быть косвенным конкурентом крупной бухгалтерской организации, обслуживающей крупные корпорации | Конкуренты-заменители продают продукцию, которая отличается от аналогичных, но может быть заменена потребителями в другом продукте. Например, компания, производящая электронные книги и планшеты, является заменой конкурента книготорговцам, поскольку покупатели могут читать электронные книги на этих устройствах, что потенциально снижает спрос на печатные книги. |
Конкуренция также приводит к ряду ключевых преимуществ для самих предприятий.
К таким преимуществам можно отнести:
- повышение эффективности деятельности предприятия в целом и отдельном по ключевым процессам;
- рациональное и эффективное использование материальных и сырьевых ресурсов;
- разработка и выпуск инновационного продукта или услуги.
Конкуренция является движущей силой развития предприятия, подталкивает руководство на поиски оптимизации производственного процесса либо своей деятельности, на совершенствование бизнес-процессов, расширение ассортимента, внедрение инноваций, все для повышения своих преимуществ [3, с. 10-14].
Например, руководство предприятия, стремясь повысить эффективность производства своей продукции, проводит анализ и мониторинг не только своих производственных процессов, но и конкурентов, сопоставлять показатели, выявлять сильные и слабые стороны [4].
Совершенствуя свой производственный блок, предприятие производит более качественный, более востребованный продукт, более инновационный продукт, с оптимальной величиной затраченных расходов при этом. Заключая договорные отношения с поставщиками, поставщики, получив более качественный продукт, будут заказывать уже большие партии, тем самым повышая прибыл предприятию-производителю [4].
Для того чтобы провести эффективный анализ оценки своей продукции и аналогов, проводится конкурентный анализ
Он представляет собой метод оценки текущих и потенциальных условий и показателей конкурентов путем проведения анализа их продаж, ассортимента, маркетинга, финансового состояния и сравнения их с текущим предприятием [5, с. 152-154].
Результаты конкурентного анализа показывают сильные и слабые стороны предприятия и является основой для конкурентной среды.
По результатам анализа, если руководство предприятия видит, что конкурентные преимущества и продукции или услуги отсутствуют, принимается решение о разработке новой продукции или услуг [6, с. 67-69].
Проведение конкурентного анализа дает ряд преимуществ предприятию. К таким преимуществам можно отнести:
- формулировку и создание уникального предложения и уникального продукта/услуги;
- выявление и анализ сильных сторон конкурентов;
- открытие возможностей для новых направлений деятельности и расширения ассортимента продукции и услуг [7];
- поддержание актуальности действующих продуктов и услуг.
Выявление слабых сторон открывает возможности для реализации новых стратегий, которые применяются конкурентами.
Конкурентный анализ дает возможность также изучит отзывы потребителей для того, чтобы разработать наиболее оптимальный клиентоориентированный подход, направленный на эффективное и качественное удовлетворение потребностей потребителей [8, с. 55-59].
Зная свои сильные и слабые стороны, руководство предприятия будет разрабатывать и применят для себя наиболее эффективную стратегию, направленную на повышение лояльности потребителей. При этом потребители получат удовлетворение своих потребностей, а предприятие – прибыл и доход [9, с. 57-59].
Выводы
Подведя итог, можно сделать вывод, что конкуренция является движущей силой развития любого предприятия, а его конкурентоспособность является одним из показателей эффективности деятельности. Конкурентный анализ играет важную роль при оценке деятельности предприятия, при сравнительной оценке продукции и ассортимента, а также необходимой стратегии для дальнейшего развития.
Основой для поддержания конкурентоспособности предприятия является клиентоориентированный подход, который направлен на удовлетворение потребностей покупателей и потребителей, качественный сервис и обслуживание для роста их лояльности к выбору продукции предприятия. В свою очередь, при этом клиенты получают удовлетворение своих потребностей, а предприятия – доход и прибыл. Правильно подобранная стратегия повышает конкурентоспособность предприятия, улучшает показатели деятельности и оптимизирует конечное финансовое состояние.