Главная
Конференции
Наука и образование в XXI веке: интеграция и инновации
Виртуальная реальность в образовании: влияние на мотивацию и усвоение материала

Виртуальная реальность в образовании: влияние на мотивацию и усвоение материала

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

виртуальная реальность
образование
мотивация
усвоение материала
технологии

Аннотация статьи

Современные технологии оказывают значительное влияние на образовательный процесс, и одной из наиболее перспективных областей является виртуальная реальность (VR). В данной статье рассматривается влияние VR-технологий на мотивацию учащихся и их способность к усвоению учебного материала. Анализируются различные аспекты использования VR в образовательных учреждениях, включая создание интерактивных учебных сред, моделирование сложных процессов и явлений, а также возможность погружения в историческую эпоху или научные эксперименты. Исследуются психологические механизмы мотивации, связанные с использованием VR, такие, как повышение интереса, вовлеченности и эмоциональной привязанности к обучению, и обсуждаются потенциальные ограничения и вызовы внедрения VR в образовательные программы.

Текст статьи

В последние десятилетия развитие технологий значительно изменило подходы к образованию. Одним из ключевых направлений инноваций стало использование виртуальной реальности (VR) для создания новых форм обучения. Виртуальные среды позволяют учащимся взаимодействовать с учебным материалом более активно и непосредственно, что может существенно повысить уровень мотивации и эффективность усвоения знаний. Современное образование стремится интегрировать инновационные технологии, чтобы повысить результативность обучения и адаптироваться к потребностям молодежи. Виртуальная реальность представляет собой одну из наиболее перспективных технологий, способных изменить традиционные подходы к обучению. Однако до сих пор остается открытым вопрос о том, насколько VR действительно влияет на эти показатели и какие факторы определяют успех её применения в образовательной практике.

Виртуальная реальность – это технология, позволяющая пользователям взаимодействовать с трехмерной средой, созданной с помощью компьютера, и ощущать себя внутри этой среды. В образовании VR предоставляет возможность моделирования различных сценариев, что особенно полезно для таких дисциплин, как медицина, инженерия и естественные науки.

Одним из самых ярких примеров использования VR в обучении является симуляция хирургических операций. Студенты медицинских вузов могут практиковаться на виртуальных пациентах, что позволяет снизить риск ошибок на реальных операциях и улучшить их навыки.

Мотивация играет ключевую роль в успешном освоении учебного материала. Она определяется как совокупность внутренних и внешних факторов, которые побуждают человека к действию и поддерживают его активность в процессе выполнения задачи. В контексте образования выделяют два основных типа мотивации: внутренняя и внешняя. Внутренняя мотивация связана с интересом к самому процессу обучения и получением удовольствия от него, тогда как внешняя мотивация обусловлена внешними стимулами, такими как оценки, награды или давление со стороны окружающих.

Использование VR в обучении может способствовать повышению внутренней мотивации за счет создания увлекательных и захватывающих учебных сред. Интерактивность и погруженность в виртуальную среду помогут вызывать у учащихся чувство новизны и удивления, что стимулирует интерес к изучаемому материалу и приводит к более глубокому вовлечению в процесс, что, в свою очередь, увеличивает их желание осваивать новый материал и развивать свои навыки. Кроме того, VR позволяет создавать ситуации, в которых учащимся возможно применять свои знания на практике, что способствует развитию уверенности в своих силах и повышает самооценку [1].

Психологи указывают на несколько факторов, которые способствуют повышению мотивации при использовании VR:

Эмоциональная вовлеченность: VR создает эффект присутствия, позволяя учащимся переживать эмоции, связанные с изучаемым материалом, что способствует лучшему запоминанию информации.

Интерактивность: Возможность самостоятельно управлять процедурой обучения и взаимодействовать с материалом приводит к активному участию обучающихся в учебном процессе.

Соревновательный дух: Многие VR-игры и симуляции включают элемент соревнования, что дополнительно мотивирует учащихся.

Усвоение учебного материала зависит не только от уровня мотивации, но и от особенностей когнитивных процессов, таких как внимание, память и мышление. Использование VR может оказывать позитивное влияние на эти процессы благодаря возможности визуализации абстрактных концепций и предоставления мультисенсорного опыта. Виртуальная среда позволяет создавать контекст для изучаемого материала, что способствует лучшему пониманию и запоминанию информации. Например, при изучении анатомии или физики студенты могут наблюдать за внутренними органами человеческого тела или физическими явлениями в реальном времени, что помогает лучше понять сложные концепции.

Кроме того, VR предоставляет возможность моделирования ситуаций, которые невозможно воспроизвести в реальной жизни, например, посещение исторических мест или проведение опасных экспериментов. Это позволяет учащимся получить уникальный опыт, который они вряд ли смогут забыть, что положительно сказывается на долговременной памяти. [2]

Методы использования VR в образовании:

Создание интерактивных учебных сред. Одним из самых распространенных методов использования VR в образовании является создание интерактивных учебных сред. Такие среды позволяют обучающимся исследовать виртуальный мир, взаимодействуя с объектами и выполняя задания. Примером может служить виртуальное путешествие по музею, где учащиеся могут рассматривать экспонаты, читать информацию о них и даже участвовать в мини-играх, связанных с темой выставки. Интерактивные учебные среды способствуют развитию критического мышления и аналитических способностей, так как требуют от учащихся принятия решений и анализа информации. Они также стимулируют творческое мышление, позволяя экспериментировать с различными вариантами решения задач.

Моделирование сложных процессов и явлений. VR может быть использована для моделирования сложных процессов, которые трудно представить или объяснить словами. Например, в биологии можно смоделировать клеточные структуры и процессы, происходящие внутри клетки, что поможет ученикам лучше понять принципы работы живых организмов. В физике VR может использоваться для демонстрации законов движения тел или принципов работы машин. Моделирование в VR позволяет учащимся увидеть то, что обычно скрыто от глаз, и дает им возможность манипулировать объектами, что улучшает понимание сложных концепций. Это особенно полезно для тех предметов, где традиционные методы преподавания ограничены возможностями наглядности.

Погружение в исторические эпохи и научные эксперименты. VR открывает уникальные возможности для погружения в прошлое или будущее, а также проведения научных экспериментов без риска для здоровья и безопасности. Обучающиеся могут путешествовать во времени, посещая исторические места и события, или проводить опыты, которые в реальной жизни невозможны или опасны. Погружение в историческую эпоху позволяет учащимся почувствовать себя частью событий прошлого, что усиливает эмоциональную связь с изучаемым материалом. Это может привести к лучшему пониманию контекста и причинно-следственных связей между событиями. Аналогично, проведение виртуальных экспериментов помогает развивать навыки научного мышления и понимания принципов работы природных явлений.

Однако не все исследования подтверждают однозначно положительное влияние VR на усвоение материала. В некоторых случаях ученики могут испытывать так называемую «информационную перегрузку», когда слишком большое количество сенсорной информации отвлекает от основного учебного материала.

Несмотря на явные преимущества, внедрение VR-технологий в образовательный процесс сопряжено с определенными вызовами. К ним относятся:

Высокие затраты. Необходимость в специализированном оборудовании и программном обеспечении может быть значительным барьером для многих образовательных учреждений.

Необходимость подготовки преподавателей. Эффективное использование VR в обучении требует наличия квалифицированных специалистов, способных разрабатывать и реализовывать соответствующие программы.

Технические ограничения. Проблемы с совместимостью оборудования, а также необходимость постоянного обновления технологий могут затруднять интеграцию VR в учебный процесс.

Виртуальная реальность представляет собой мощный инструмент, который может значительно изменить подходы к образованию. Она способствует повышению мотивации учащихся и улучшению усвоения материала, открывая новые горизонты для образовательного процесса и создавая условия для активного взаимодействия с учебным контентом. Виртуальные среды предоставляют уникальные возможности для создания интерактивных и увлекательных учебных условий, которые способствуют развитию когнитивных и творческих способностей учащихся. Кроме того, возможность визуализировать абстрактные понятия и проводить эксперименты делает обучение более осмысленным и запоминающимся. Однако успешная интеграция VR в обучение требует внимательного планирования, значительных ресурсов, подготовки преподавателей и анализа ограничений, связанных с использованием технологий. Не все школы и университеты имеют доступ к необходимым технологиям, а разработка качественных VR-программ требует времени и инвестиций. Учитывая постоянно развивающийся характер VR, необходимо проводить дальнейшие исследования для выявления лучших практик и эффективных стратегий применения данной технологии в разных предметных областях и адаптации существующих программ под конкретные нужды образовательного процесса. А также на разработку стандартов и рекомендаций по внедрению VR в образование и оценку долгосрочных эффектов этого подхода на академическую успеваемость и карьерные перспективы выпускников.

Список литературы

  1. Донина И.А., Виноградова Ю.А. Виртуальная реальность как фактор повышения мотивации школьников к обучению // Педагогический вестник. 2020. № 12.
  2. Селиванов В.В. Эффективность использования виртуальной реальности при обучении в юношеском и взрослом возрасте / В.В. Селиванов, Л.Н. Селиванова // Непрерывное образование: XXI век. – 2015. – Вып. 1 (9).

Поделиться

161

Воронова Е. С. Виртуальная реальность в образовании: влияние на мотивацию и усвоение материала // Наука и образование в XXI веке: интеграция и инновации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 ноября 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 73-76. URL: https://apni.ru/article/10488-virtualnaya-realnost-v-obrazovanii-vliyanie-na-motivaciyu-i-usvoenie-materiala

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря