Главная
Конференции
Наука и образование в XXI веке: интеграция и инновации
Диагностический инструментарий определения результативности формирования готовно...

Диагностический инструментарий определения результативности формирования готовности педагогов к инновационной деятельности в учреждении дополнительного образования

Научный руководитель

Данилова Людмила Николаевна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

инновационный
инструмент
дополнительное образование
педагог

Аннотация статьи

В статье рассматривается диагностический инструментарий определения результативности формирования готовности педагогов к инновационной деятельности в учреждении дополнительного образования.

Текст статьи

Готовность к инновациям включает три основные компонента:

  1. Психологический компонент (личностно-мотивационный: необходимые личностные свойства и стремление внедрять новое).
  2. Теоретический компонент (система знаний осваиваемых новшеств, технологии их внедрения, новых способов и форм осуществления профессиональной деятельности и т. д.).
  3. Практический компонент (совокупность умений реализовывать эти новшества). В структуре данной готовности является личностная готовность, то есть наличие у педагога основных личностных свойств, необходимых для инновационной, в первую очередь, опытно-экспериментальной деятельности [3]:
  • вариативность мышления;
  • креативность (способность к творчеству);
  • перцептивность (способность к восприятию нового);
  • коммуникативность (способность общаться, культура диалога);
  • толерантность (терпимость к инакомыслию);
  • синтонность (способность «настроиться на волну» другого человека: руководителя, коллеги, ребёнка, родителя);
  • эмпатийность (способность к сопереживанию) и целый ряд других.

Выделяют также следующие компоненты готовности педагога к экспериментальной деятельности [1]:

  • мотивационная готовность;
  • технологическая (операционная) готовность;
  • креативная готовность;
  • рефлексивная готовность.

Критерии и показатели компонентов готовности представлены в таблице 1 [2, с. 99-102].

Таблица 1

Критерии готовности педагога к экспериментальной деятельности

Компоненты готовности

Критерии

Показатели

Мотивационная готовностьНаличие исследовательской позиции в заданном экспериментальном поле.Положительные практические состояния, вызванные отношением к экспериментальной деятельности.
Технологическая (операционная) готовностьВыполнение действий, предусмотренных технологией экспериментальной деятельности.Соответствие экспериментальных действий и их результатов методологическим предписаниям и заданным исходным установкам заказчика.
Креативная готовностьИнтеллектуальная инициатива в тактике реализации заданных исходных установок.Получение креативного (оригинального, не имевшегося ранее и т. п.) и обоснованного продукта.
Рефлексивная готовностьОсмысленность экспериментальных действий.Адекватность самооценки собственных идей, предложений, опыта и т. д., обоснованное принятие или непринятие идей, опыта, предложений и т. д. других участников экспериментальной деятельности.

Примеры методик диагностики:

Анкета «Восприимчивость педагогов к новшествам» (Т. С. Соловьевой [4])

Инструкция для респондентов

Уважаемые коллеги! Определите, пожалуйста, свою восприимчивость к новому, используя следующую оценочную шкалу:

3 балла – всегда; 2 балла – иногда, 1 балл – никогда.

  1. Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом, стремитесь внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества, индивидуального стиля вашей педагогической деятельности?
  2. Вы постоянно занимаетесь самообразованием?
  3. Вы придерживаетесь определенных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической деятельности?
  4. Вы сотрудничаете с научными консультантами?
  5. Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее?
  6. Вы открыты новому?

Сумма баллов:

Обработка результатов анкетирования осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Вычисление суммы баллов по каждой анкете (Вфакт), вычисление отношения индивидуальной суммы к максимально возможной (Вmax) – характеризует восприимчивость отдельного педагога к инновациям Винд = Вфакт / Вmax;
  2. Вычисление суммы баллов всех заполненных анкет (ВΣ), затем вычисление отношения суммы баллов всех анкет к максимально возможной сумме баллов для количества опрошенных (ВΣОбщ) – Вкол = ВΣ / ВΣОбщ – характеризует восприимчивость к инновациям педагогического коллектива образовательной организации;
  3. Оценка уровня восприимчивости педагогов к новшествам (табл. 2).

Таблица 2

Восприимчивость педагогов к новшествам

Уровень восприимчивости

Интервал

Количество педагогов

Оптимальный

В ≥ 0,85

 

Допустимый

0,65 ≤ В < 0,85

 

Низкий

0,45 ≤ В < 0,65

 

Критический

В < 0,45

 

Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И. В. Никишиной [5])

Инструкция респондентам

Уважаемые коллеги! Оцените, пожалуйста, свои способности к творческому саморазвитию, используя следующую оценочную шкалу:

5 баллов – данное утверждение полностью соответствует

действительности;

4 балла – скорее соответствует, чем нет;

3 балла – и да, и нет;

2 балла – скорее не соответствует;

1 балл – не соответствует.

Вопросы:

  1. Я стремлюсь изучать себя.
  2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.
  3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
  4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
  5. Я анализирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.
  6. Я исследую свои чувства и опыт.
  7. Я много читаю.
  8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
  9.  Я верю в свои возможности.
  10. Я стремлюсь быть более открытым.
  11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
  12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
  13. Я получаю удовольствие от усвоения нового.
  14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
  15. Я бы отнесся положительно к моему продвижению по службе.

При обработке результатов высчитывают сумму баллов на каждом бланке опросника. Оценка способности педагогов к творческому саморазвитию производится с помощью ключа (табл. 3).

Таблица 3

Способность педагогов к творческому саморазвитию

Уровень способностей к саморазвитию

Интервал

Количество педагогов

Активное саморазвитие

75–55 баллов

 

Отсутствует сложившаяся система саморазвития, стремление к саморазвитию стимулируется внешними обстоятельствами

54–36 баллов

 

Остановившееся саморазвитие

35–15 баллов

 

Список литературы

  1. Ангеловски К. Учителя и инновации: кн. для учителя / Крсте Ангеловски; пер. с макед. В.П. Диденко. – Москва: Просвещение, 1991. – 156 с.
  2. Березанская Н.Б. Инновации в образовании или инновационное образование? / Н.Б. Березанская // Инновации. – 2008. – № 10. – С. 99-102.
  3. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.М. Борытко; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – Москва: Академия, 2006. – 288 с.
  4. Воропаева Е.Э. Структура и критерии готовности педагога к инновационной деятельности / Е. Э. Воропаева // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13880 (дата обращения: 29.10.2022).
  5. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г. Максимов. – Москва: Академия, 2002. – 272 с.

Поделиться

75

Виноградова М. Н. Диагностический инструментарий определения результативности формирования готовности педагогов к инновационной деятельности в учреждении дополнительного образования // Наука и образование в XXI веке: интеграция и инновации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 ноября 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 69-73. URL: https://apni.ru/article/10490-diagnosticheskij-instrumentarij-opredeleniya-rezultativnosti-formirovaniya-gotovnosti-pedagogov-k-innovacionnoj-deyatelnosti-v-uchrezhdenii-dopolnitelnogo-obrazovaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря