Готовность к инновациям включает три основные компонента:
- Психологический компонент (личностно-мотивационный: необходимые личностные свойства и стремление внедрять новое).
- Теоретический компонент (система знаний осваиваемых новшеств, технологии их внедрения, новых способов и форм осуществления профессиональной деятельности и т. д.).
- Практический компонент (совокупность умений реализовывать эти новшества). В структуре данной готовности является личностная готовность, то есть наличие у педагога основных личностных свойств, необходимых для инновационной, в первую очередь, опытно-экспериментальной деятельности [3]:
- вариативность мышления;
- креативность (способность к творчеству);
- перцептивность (способность к восприятию нового);
- коммуникативность (способность общаться, культура диалога);
- толерантность (терпимость к инакомыслию);
- синтонность (способность «настроиться на волну» другого человека: руководителя, коллеги, ребёнка, родителя);
- эмпатийность (способность к сопереживанию) и целый ряд других.
Выделяют также следующие компоненты готовности педагога к экспериментальной деятельности [1]:
- мотивационная готовность;
- технологическая (операционная) готовность;
- креативная готовность;
- рефлексивная готовность.
Критерии и показатели компонентов готовности представлены в таблице 1 [2, с. 99-102].
Таблица 1
Критерии готовности педагога к экспериментальной деятельности
Компоненты готовности | Критерии | Показатели |
Мотивационная готовность | Наличие исследовательской позиции в заданном экспериментальном поле. | Положительные практические состояния, вызванные отношением к экспериментальной деятельности. |
Технологическая (операционная) готовность | Выполнение действий, предусмотренных технологией экспериментальной деятельности. | Соответствие экспериментальных действий и их результатов методологическим предписаниям и заданным исходным установкам заказчика. |
Креативная готовность | Интеллектуальная инициатива в тактике реализации заданных исходных установок. | Получение креативного (оригинального, не имевшегося ранее и т. п.) и обоснованного продукта. |
Рефлексивная готовность | Осмысленность экспериментальных действий. | Адекватность самооценки собственных идей, предложений, опыта и т. д., обоснованное принятие или непринятие идей, опыта, предложений и т. д. других участников экспериментальной деятельности. |
Примеры методик диагностики:
Анкета «Восприимчивость педагогов к новшествам» (Т. С. Соловьевой [4])
Инструкция для респондентов
Уважаемые коллеги! Определите, пожалуйста, свою восприимчивость к новому, используя следующую оценочную шкалу:
3 балла – всегда; 2 балла – иногда, 1 балл – никогда.
- Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом, стремитесь внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества, индивидуального стиля вашей педагогической деятельности?
- Вы постоянно занимаетесь самообразованием?
- Вы придерживаетесь определенных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической деятельности?
- Вы сотрудничаете с научными консультантами?
- Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее?
- Вы открыты новому?
Сумма баллов:
Обработка результатов анкетирования осуществляется по следующему алгоритму:
- Вычисление суммы баллов по каждой анкете (Вфакт), вычисление отношения индивидуальной суммы к максимально возможной (Вmax) – характеризует восприимчивость отдельного педагога к инновациям Винд = Вфакт / Вmax;
- Вычисление суммы баллов всех заполненных анкет (ВΣ), затем вычисление отношения суммы баллов всех анкет к максимально возможной сумме баллов для количества опрошенных (ВΣОбщ) – Вкол = ВΣ / ВΣОбщ – характеризует восприимчивость к инновациям педагогического коллектива образовательной организации;
- Оценка уровня восприимчивости педагогов к новшествам (табл. 2).
Таблица 2
Восприимчивость педагогов к новшествам
Уровень восприимчивости | Интервал | Количество педагогов |
Оптимальный | В ≥ 0,85 |
|
Допустимый | 0,65 ≤ В < 0,85 |
|
Низкий | 0,45 ≤ В < 0,65 |
|
Критический | В < 0,45 |
|
Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И. В. Никишиной [5])
Инструкция респондентам
Уважаемые коллеги! Оцените, пожалуйста, свои способности к творческому саморазвитию, используя следующую оценочную шкалу:
5 баллов – данное утверждение полностью соответствует
действительности;
4 балла – скорее соответствует, чем нет;
3 балла – и да, и нет;
2 балла – скорее не соответствует;
1 балл – не соответствует.
Вопросы:
- Я стремлюсь изучать себя.
- Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.
- Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
- Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
- Я анализирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.
- Я исследую свои чувства и опыт.
- Я много читаю.
- Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
- Я верю в свои возможности.
- Я стремлюсь быть более открытым.
- Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
- Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
- Я получаю удовольствие от усвоения нового.
- Возрастающая ответственность не пугает меня.
- Я бы отнесся положительно к моему продвижению по службе.
При обработке результатов высчитывают сумму баллов на каждом бланке опросника. Оценка способности педагогов к творческому саморазвитию производится с помощью ключа (табл. 3).
Таблица 3
Способность педагогов к творческому саморазвитию
Уровень способностей к саморазвитию | Интервал | Количество педагогов |
Активное саморазвитие | 75–55 баллов |
|
Отсутствует сложившаяся система саморазвития, стремление к саморазвитию стимулируется внешними обстоятельствами | 54–36 баллов |
|
Остановившееся саморазвитие | 35–15 баллов |
|