Обсуждая экономические и финансовые проблемы, мы часто забываем, что в основе этих отношений лежат отношения людей по поводу производства, распределения, обмена и потребления произведенной продукции. Причем каждый человек преследует свою субъективную выгоду, если рассматривать эту проблему на микроуровне. На макроуровне исторически сложившиеся нации (группы людей) в рамках конкретного государства также вступают в различные политические, социальные и экономические отношения с другими нациями, преследуя свои интересы, и здесь тоже проявляются социальные особенности конкретной нации. Поэтому изучая ту или иную экономическую проблему, мы всегда должны учитывать ее социально-экономические аспекты.
Если рассматривать современную мировую финансовую обстановку и ее влияние на финансовую безопасность России в данном аспекте, то можно констатировать, что в ее основе лежат особенности развития экономики США в последние 30 лет и формирование соответствующего поведения отдельных индивидуумов. С 70-х годов прошлого века спрос в США, а следовательно, и развитие экономики, и рост благосостояния населения поддерживался на основе кредитной эмиссии, т. е. ФРС США под залог ничем не обеспеченных государственных и коммерческих ценных бумаг выдавала государству и банкам кредиты. В результате государство наращивало долг, а коммерческие банки в погоне за прибылью постепенно увеличивали финансовые риски, с одной стороны, предоставляя ссуды некредитоспособным клиентам, а с другой – использовали выданные кредиты в качестве обеспечения для выпуска облигаций, которые приобретались институциональными и частными инвесторами, в т. ч. и зарубежными. Таким образом, ипотечные долги перекладывались на инвесторов, и постепенно создавалась финансовая пирамида, которая в настоящее время обрушилась. Создавалась она конкретными людьми – должностными лицами ФРС, финансовых институтов и государственными чиновниками, преследующими конкретные цели: это увеличение собственных доходов за счет развития экономики за счет искусственного стимулирования спроса, роста финансового рынка на спекулятивной основе с переложением рисков на зарубежных инвесторов.
С другой стороны, социально-экономический аспект этой проблемы – это поведение американских неплатежеспособных граждан с низкими доходами, приобретающих недвижимость по ипотеке. Это можно назвать безответственностью конкретных людей. Однако сама экономическая система США, направленная на расширение спроса, нацеливала людей на расширение потребления. Жить в долг и не по средствам стало нормой для американских граждан. В США сформировалось классическое потребительское общество, адекватное развитой в западном понимании рыночной экономике, которое испытывает в настоящее время системный кризис.
В современных условиях глобализации экономических процессов финансовые системы развивающихся стран, вставших на путь рыночных преобразований, встроены в мировую финансовую систему, ядром которой является финансовая система США. И здесь мы тоже видим социально-экономический аспект. Конкретные политики, экономисты, финансисты со своими субъективными представлениями и заблуждениями проводили и проводят реформы в России. И спустя 30 лет рыночных преобразований обсуждаются и анализируются действия конкретных лиц по поводу эффективности проводимых реформ. Выбранная политика «шоковой терапии» оказалась разрушительной для страны. Беря социальный аспект, мы наблюдаем сокращение населения страны (около 1 млн человек в год).
Преобразования в финансовой сфере – привязка рубля к доллару, либерализация внешнеэкономической деятельности, а также свобода передвижения капиталов, в условиях тяжелого экономического положения реального сектора, привели к тому, что финансовая система, в основе которой лежит банковская система, стала работать практически на себя – на получение сверхприбылей за счет проведения спекулятивных операций на финансовом рынке.
Таким образом, финансовая система РФ не выполняет своей основной функции мобилизации ресурсов для развития экономики. Наоборот, она изымает из экономики свободные ресурсы, и по аналогии с американской финансовой системой создает финансовые пирамиды. Здесь мы можем увидеть конкретные интересы отдельных групп людей (это в основном наши банкиры и западные спекулянты), которым такая система приносит баснословные дивиденды без большого труда. Государство в лице Минфина и ЦБР (а это также конкретные должностные лица), можно сказать, поощряют сложившуюся в стране финансовую систему, и более того сами ее дестабилизируют. Государство, проводя финансовую политику, направленную на снижение инфляции, накапливало международные резервы, 90% которых размещалось в иностранных ценных бумагах, в основном государственных ценных бумагах США, а частные корпорации в условиях нехватки финансовых ресурсов с 2000 года занимали деньги за рубежом. Здесь мы тоже видим противоречие интересов двух групп – чиновников и бизнесменов, которое спровоцировало финансовый кризис в России. Чиновники разработали и проводили в жизнь либеральную финансовую политику, с одной стороны, открывая нашу финансовую систему для притока западных спекулятивных капиталов, иностранных кредитов, а с другой – для оттока отечественного капитала. В результате мировой финансовый кризис автоматически спровоцировал финансовый кризис и дестабилизацию финансовой системы России. Отток капитала, девальвация рубля спровоцировали кризис ликвидности. Предприятия и банки, бездумно бравшие кредиты за рубежом, оказались на грани банкротства.
Для обеспечения финансовой безопасности страны в условиях санкций и кризисных явлений в первую очередь необходимо согласование экономических и социальных интересов всех групп, чтобы создать такие условия функционирования финансовой системы, при которых практически исключается возможность злоупотребления финансовыми средствами и переориентации финансовых потоков в незакрепленные законодательстве сферы их использования.
При этом экономические отношения должны быть сформированы таким образом, чтобы была возможна концентрация государственных финансовых потоков в объемах, необходимых для выполнения возложенных на государство задач и функций по развитию экономики и преодолению финансового кризиса в интересах всех граждан страны. Только в условиях общественного согласия и одобрения курса реформ можно построить эффективную систему обеспечения экономической и финансовой безопасности страны, когда основные стратегические направления безопасности будут нацелены на защиту интересов граждан страны и поддерживаться основной массой населения.
Для этого необходим поиск консенсуса между различными группами – государственными чиновниками, бизнесменами, банкирами, которые должны определить приоритеты формирования адекватной финансовой политики для модернизации и развития реального сектора экономики, защиты финансовой системы от внешних и внутренних угроз и ее переориентации на обслуживание интересов отечественных производителей.