Благотворное влияние музыки на становление личности человека известно ещё с древности. Пифагор говорил, что мир устроен посредством музыки и может управлять ею.
Готовность к обучению в школе зависит не от умения читать и писать, интеллектуальная готовность прежде всего предполагает развитие познавательных процессов и наличие кругозора. К познавательным процессам относятся: ощущение, восприятие, мышление, память, речь, воображение. К тому же ребенок должен уметь обобщать, сравнивать предметы, выделять существенные признаки, делать выводы. Простым и то же время эффективным средством обретения вышеперечисленных способностей является музыка!
Исследования последних лет в области физиологии мозга доказывают: музыка ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека, повышает работоспособность и умственную активность.
Рассмотрим, как виды музыкальной деятельности влияют на ребенка.
Пение– сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса. Заучивание текстов совершенствует память. Благодаря разнообразной тематике песен совершенствуются познавательные способности. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, ее красоте. А речь, как известно, является материальной основой мышления.
В музыкально-ритмической деятельности ребенок, следя за развитием художественного образа, внимательно слушает произведение. Чем оно сложнее и объемнее, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее задействуется слуховое внимание. Кроме того, дети, используя движения, подходящие для той или иной песни, или мелодии, передают не только облик и характер персонажей, но отношение к ним. Так рождается творческое воображение. Важно и то, что, нормализуя мышечный тонус, танцы улучшат взаимодействие между полушариями мозга. Благодаря им стимулируются одновременно такие процессы, как восприятие, внимание, память и мышление.
Игра на музыкальных инструментах требует точных движений и согласованной работы рук. Таким образом, разрабатывается мелкая моторика. Особенно это важно при овладении навыками письма. Игра на музыкальных инструментах также может способствовать развитию пространственных представлений. Большинство инструментов могут задавать возможность пространственных координат: духовые – «ближе – дальше» или «верх – низ», фортепиано, металлофон – «право – лево».
Восприятие музыки – сложный процесс, наполненный глубокими переживаниями. Прослушивание музыки развивает наглядно-образное мышление: способность анализировать картину, «нарисованную» звуками, а затем – «рисовать» её самостоятельно в воображении. Внимательное слушание музыки – один из самых абстрактных способов мышления, требующих особой психической сосредоточенности. Такого рода сосредоточенность в дальнейшем пригодится для изучения математики и других точных наук. Поскольку восприятие музыки обеспечивается обоими полушариями мозга, идёт синхронизация их работы, и это – первый шаг на пути к гениальности. Так же, исследования показывают, что прослушивание классической музыки может вызывать чувства спокойствия, расслабления и эмоционального подъема. Музыкальные произведения с медленным темпом и нежными мелодиями могут помочь снять напряжение, уменьшить тревогу и улучшить настроение.
Неотъемлемой частью музыкальных занятий является еще и образовательная деятельность. Дети учатся записывать ритмический рисунок, изучают нотную грамоту. Здесь снова задействуется пространственное мышление. Для понимания записи ритма требуются такие же математические навыки, как для понимания пропорций и дроби. Умение же разделять поток звуков на маленькие единицы положительно влияет на лингвистические способности.
В целом у подрастающего человека ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность и изменяются к лучшему даже психофизиологические характеристики мозга, а значит, и способность к обучению.
Отдельно можно сказать и о детском творчестве. Рисование под классическую музыку почти всегда влияет на выбор детьми цветовой гаммы, а также позволяет снять внутреннее напряжение, взбодриться и сосредоточиться на выполнении задания. Рекомендуется использовать на занятиях рисованием произведения следующих композиторов-классиков: П. Чайковского, М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, И. Баха, В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена и многих других.
А вот перечень музыкальных произведений, помогающих при определенных психологических состояниях. Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности подойдут мазурки Ф. Шопена, вальсы И. Штрауса, «Мелодия» А. Рубинштейна. Для понижения раздражительности, усиления чувства принадлежности к прекрасному миру природы – «Кантата № 2» И. Баха, «Лунная соната» Л. Бетховена. Для общего успокоения – вторая часть Шестой симфонии Л. Бетховена, «Колыбельная» И. Брамса, «Аве Мария» Ф. Шуберта. Улучшат общий жизненный тонус, самочувствие и настроение третья часть Шестой симфонии П. Чайковского и увертюра «Эгмонт» Л. Бетховена. Для уменьшения агрессивности и других негативных чувств подходят «Итальянский концерт» И. Баха, «Симфония» Й. Гайдна. Для лучшей концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» П. Чайковского, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Симфония № 5» Ф. Мендельсона.
Музыка, в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребенку. Сила музыки заключается в том, что она способна передать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний ребёнка. Детям дошкольного возраста можно долго объяснять, что чувствует человек, которому грустно, но достаточно включить минорную музыку, ребёнок начинает понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает ребёнку осваивать мир человеческих страстей, эмоций, чувств, переживаний. Как же музыкой воздействовать на душу ребёнка? Воспитывать нравственную личность через музыкальное искусство нужно целенаправленно. Не стоит ждать, что ребёнок послушает музыку и станет лучше. На музыкальных занятиях в детском саду организовывается музыкально-игровая деятельность с целью развития нравственно-ценностных отношений между детьми.
Музыка занимает важное место в развитии личности ребенка и является той прочной нитью, которая связывает ребенка с миром взрослых и вместе с тем позволяет ощутить себя как личность. Влияние музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или наказания, поскольку она может непосредственно воздействовать на чувства ребенка через эмоционально-образное содержание музыкального произведения, вызвать у ребенка чувство – сопереживание, формирует его внутренний мир. Музыка, очень хорошо, побуждает ребенка к творчеству, активизируя его воображение, фантазию. Простейшие творческие проявления ребенка в доступной для него музыкальной деятельности являются залогом его будущего успеха в последующей жизни.
От того, насколько комфортна окружающая ребенка среда, будет во многом зависеть его собственное поведение по отношению к сверстникам, и окружающим его, взрослым. И если ребенок будет воспитываться в атмосфере душевной теплоты, понимания, эмоционального комфорта, то у него не будут возникать негативные проявления, чувство отторжения, ощущение собственной неполноценности и ненужности. Задача родителей – содействовать музыкально-творческому развитию ребенка, поддерживая стремление к игре, попытки к самостоятельным действиям и стимулируя их; развивать у детей интерес к музыке, желание участвовать в исполнении незатейливых песен, танцев, игр.