Развитие творчества старших дошкольников в коллективной музыкальной деятельности

Авторы:

Шевелева Алла Константиновна

Холодова Юлия Валерьевна

Рубрика

Педагогика и психология

Ключевые слова

детское творчество
творческие задания
творческое воображение
саморазвитие
самореализация

Аннотация статьи

Одна из задач современного образования – воспитание активной, самостоятельной, творческой личности. В статье рассматриваются нетрадиционные методы развития детского творчества старших дошкольников в коллективной музыкальной деятельности на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении.

Текст статьи

Перемены, происходящие в нашей стране за последние десятилетия, затронули все сферы жизни и развития нашего общества, в том числе сферы образования. В современных условиях предъявляются новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения: необходимо не только обеспечить человека определенным багажом знаний, но и воспитывать самостоятельную, активную, творчески мыслящую личность, способную преодолевать трудности, намечать новые цели.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. No1155 был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

В этом документе определена одна из ключевых задач современного дошкольного образования – создание благоприятных условий развития, способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром (ФГОС ДО 1.6.4.), условий художественно-эстетического развития, которое предполагает в том числе реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) (ФГОС ДО 2.6.).

Проблема детского творчества интересует не одно поколение ученых. Вопросы развития творчества детей освещены в работах Б.В. Асафьева, Е.В. Бондаревской, Л.С. Выготского, А. В. Запорожца, В.В. Медушевского, Б.М. Теплова.

Возникновение и развитие различных направлений детской художественно-творческой деятельности рассматриваются в исследованиях Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, В.А. Левина, Б.М. Неменского, Е.Ю. Сазонова, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной.

В психолого-педагогической литературе творчество понимается как «деятельность, в процессе которой появляются качественно новые результаты; форма осмысления действительности, саморазвитие, самореализация человека на основе изменения его отношений в мире и к миру» [5, с. 8].

Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других [6].

Детское творчество отлично от творчества взрослого человека и имеет свои характерные особенности, оно спонтанно и носит импровизационный характер (Н.А.Ветлугина), связано с открытием нового, приобретением новых знаний (Р.С. Немов), результаты творчества должны отражать отношение ребенка к миру, представления его о себе, о мире, о людях, окружающих его (В.А. Левин) [1, 4, 3].

В исследовании Л. С. Выготского доказано, что в основе творчества лежит процесс воображения, в свою очередь возникающий из элементов, отображающих действительность [2]. Разнообразный, накопленный ребенком опыт (жизненный, музыкальный, вербальный), приобретенные знания и умения служат основой детского творчества. По убеждению А. Л. Савушкиной, «...чем большим количеством элементов действительности он (ребенок) располагает в своем опыте, тем продуктивнее должно быть его воображение, что является основой для творчества» [5, 11].

Реализация принципа интеграции в образовательном процессе дошкольной организации позволяет педагогу коренным образом перестроить образовательную деятельность на музыкальном занятии на основе синтеза, объединения образовательных областей. Интегрированное построение образовательного процесса дает возможность показать ребенку мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, театра, что способствует, по нашему мнению, эмоциональному развитию ребенка. Способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению проблем, обеспечивает детям целостное впечатление от того, что они делают вместе.

К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает достаточным для творчества объемом знаний, навыков музыкально-художественной деятельности, впечатлений и переживаний.

В своей деятельности педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы в результате педагогического воздействия дети могли свободно использовать выразительные средства, причем не стереотипно, а в соответствии с индивидуальной логикой и замыслом. Организованную образовательную деятельность по развитию детского творчества, по нашему мнению, целесообразно строить в форме тематических музыкальных занятий: собственно тематических, когда тема может быть взята из жизни и связана с музыкой, и сюжетных – занятие объединено не только общей темой, но и имеет единую сюжетную линию. Сказочный или игровой сюжет придает занятию занимательность, развивает воображение, дает простор творческой фантазии.

Развитие детского творчества на музыкальном занятии происходит поэтапно. На первом этапе детям предлагается озвучить стихотворные строки, придавая им большую выразительность и образность. Особенно близко детям изображение звуков природы: капельки дождя, звон льдинок – хрустальное звучание металлофона, треугольников, колокольчиков; шум ветра – шуршание маракасов; журчание ручья, разлетающиеся брызги воды – бубенцы, и т.п.

На втором этапе вниманию детей предоставляется короткий видеосюжет (без комментариев) с музыкальным сопровождением, по которому дети сочиняют сказку (сюжет). Помимо видеосюжета детям предъявляется книжка, в которой рассказывается о приключениях героя (например, зайчика в осеннем лесу). «Приключения в осеннем лесу», рассказать о том, что было на недостающих страницах. Закрыв глаза, дети слушают музыку, представляя осенний лес, его обитателей, а затем «изображают» словами увиденную картину.

На третьем этапе, в зависимости от сюжетной линии, детям даются творческие задания. Педагог создает проблемную ситуацию: «С помощью каких музыкальных инструментов или предметов можно озвучить героев и события сказки (сюжета)?» На выбор детям предлагаются: детские музыкальные инструменты – металлофон, ксилофон, колокольчики, треугольник, маракасы, бубен, барабан и др.; бросовый материал и поделки из него – листы бумаги А4, фантики от конфет, лоскуты плотной ткани, пластиковые пакеты и небольшие бутылки, частично заполненные фасолью, крупой, мелкими камешками и т.п.

Предоставляя дошкольникам реальное право выбора средств для достижения поставленной цели своей деятельности, педагог создает основу для их самовыражения. Используется прием совместного обсуждения с детьми средств музыкальной выразительности, с помощью которых можно передать образ (ритм, тембр, динамика, регистр...).

В старшем дошкольном возрасте ребенком уже освоен определённый объем представлений о свойствах и качествах, отношениях предметов и явлений. Организуя проблемную ситуацию, педагог побуждает дошкольников обращаться к наработанным ими представлениям. Дети обсуждают способы передачи образа с помощью использования свойств и качеств бросового материала (пошуршать, постучать, помахать и т. п.). Так, в сказке-шумелке о приключениях зайчика в осеннем лесу дети творчески используют средства выразительности: изображают бег и прыжки зайца звучанием кастаньет, барабана, стук дятла – деревянными ложками, кваканье лягушек – трещотками, шуршание ёжика в траве – целлофановыми пакетами или фантиками, хлопанье крыльев совы – резкими хлопками ткани и т.п.

В заключении отметим, что детское творчество в коллективной музыкальной деятельности имеет широкий диапазон, оно вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, активизирует фантазию и творческое воображение, побуждает к поискам средств воплощения своего замысла.

Список литературы

  1. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1983. – 258 с.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997.
  3. Левин В.А. Воспитание творчества. – Москва: Знание, 1977. – 63 с.
  4. Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн.1. 4-е изд. – М.: Владос, 1998. – 688 с.
  5. Савушкина А.Л. Эволюция детского творчества в условиях экспериментального совмещения вербальных и музыкальных компонентов познавательной деятельности дошкольников: Монография / Под ред.О. П. Елисеева – СПб.: Изд-во: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. – 48 с.
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Детское_творчество

Поделиться

1439

Шевелева А. К., Холодова Ю. В. Развитие творчества старших дошкольников в коллективной музыкальной деятельности // Повышение эффективности реализации фундаментальных научных исследований как условие долгосрочного устойчивого развития России : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 июл. 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 63-66. URL: https://apni.ru/article/1050-razvitie-tvorchestva-starshikh-doshkolnikov

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#18 (200)

Прием материалов

27 апреля - 3 мая

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

8 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 мая