Главная
АИ #46 (228)
Статьи журнала АИ #46 (228)
Структурно-динамическая модель «Реализация регионального компонента по художеств...

Структурно-динамическая модель «Реализация регионального компонента по художественно-эстетическому развитию (парциальная программа художественно-эстетического развития дошкольников «Цветной мир Белогорья)»

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

региональный компонент
система
динамическая модель

Аннотация статьи

Статья предполагает содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников творческого и художественного потенциала, толерантности в условиях современного мира.

Текст статьи

В Белгородской области основные векторы и механизмы развития системы и повышения качества дошкольного образования региона определены «Стратегией развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013–2020 годы», утверждённой постановлением правительства Белгородской области от 28 октября 2013 года № 431.

Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников творческого и художественного потенциала, толерантности в условиях современного мира.

Одним из приоритетных направлений деятельности ДОО является художественно-эстетическое развитие.

ДОО – участник регионального проекта «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» («Дошкольник Белогорья») в области «художественно-эстетическое развитие». В соответствии с ФГОС ДО в часть, формируемую участниками образовательных отношений общеобразовательной программы ДОО включена парциальная программа художественно-эстетического развития дошкольников «Цветной мир Белогорья». Для эффективности реализации регионального компонента в ДОО создана структурно-динамическая модель

image.png

Рис.

Условия среды ДОО представляют возможность для создания продуктов детского творчества и условия для их демонстрации: галерея для выставок творческих работ детей «Вернисаж», изостудия.

Изостудия – это особая среда в ДОО, которая способствует развитию эмоционально-чувственному миру ребёнка, где он ощущает себя защищённым и свободным в своём выборе действий. Предметно-пространственная развивающая среда изостудии насыщена, многофункциональна, постоянно дополняется и этим обеспечивает комплексное развитие дошкольников: наглядными пособиями по знакомству с народным искусством, росписями, различными видами народного творчества, дидактическими и развивающими играми по данной тематике. Занимаясь в изостудии продуктивной деятельностью, ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки). Результатом такой деятельности становится участие воспитанников ДОО в конкурсах районного, регионального уровня. В изостудии организована постоянная выставка детских творческих работ по продуктивной деятельности. Каждая детская работа (вылепленная посуда, разрисованная игрушка, рисунок куклы в национальном костюме или природа родного края) обладает субъективной значимостью. Это повышает самооценку дошкольника, создаёт чувство сопричастности к жизни детского сада. В ДОО проводятся смотры-конкурсы рисунков на различные тематики: «Моя семья», «Мой красивый, маленький город», «Природа родного края» и т. д. Лучшие работы размещаются на выставке детских рисунков «Вернисаж».

В групповых помещениях созданы условия для художественно-эстетического развития в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Предметно-пространственная развивающая среда в групповых помещениях ДОО обогащается в соответствии с культурными традициями Белгородчины. В каждой возрастной группе имеются мини-музеи по художественно-эстетическому развитию краеведческого направления, центры детской активности, центры изобразительной деятельности. В группах оформлены выставки народно-прикладного искусства и детских поделок. Уголок изобразительной деятельности размещает в себе образцы народных росписей, репродукции картин известных художников и художников Белгородчины, имеются в наличии предметы декоративно-прикладного искусства (дымковские глиняные игрушки, предметы хохломских, гжельских мастеров).

Для эффективности реализации программы художественно-эстетического развития дошкольников «Цветной мир Белогорья» в наличии имеются технические средства обучения: компьютеры, музыкальный центр, телевизор, DWD проигрыватель, интерактивная доска. С помощью этих технических средств педагоги ДОО подбирают аудиозаписи с музыкальными произведениями (народные песни Белогорья), слайды с репродукциями картин (иллюстрации) Белгородских художников, народных промыслов Белогорья и т. д.

Эффективной работе учреждения в художественно-эстетическом развитии детей способствует профессиональный педагогический коллектив. Работа ДОО по совершенствованию педагогического мастерства осуществляется в нескольких направлениях.

Педагоги активно делятся опытом работы по данному направлению: обобщают актуальный педагогический опыт на уровне ДОО, принимают участие в методических объединениях, региональных конференциях, педчтениях, материалы выступлений публикуются в сборниках.

Эффективность работы по художественно-эстетическому воспитанию зависит от координации работы с социумом. Достижение задач по художественно-эстетическому развитию детей реализуется на основе сотрудничества с другими учреждениями образования и культуры города: МОУ СОШ № 4, МУК «Валуйский историко-художественный музей» г. Валуйки, ДК «Железнодорожников» г. Валуйки, Валуйская городская библиотека. Сотрудничество осуществляется через: участие педагогов и воспитанников в конкурсах, совместные мероприятия, посещения музея и встреч с сотрудниками музея, участие в концертных программах и спектаклях, посещение спектаклей. Систематически проводятся экскурсии для детей старшего дошкольного возраста в исторический музей ОГБОУ Валуйская СОШ № 4, что позволяет расширять и обогащать знания об истории родного края, его традициях, культуре. Совместно с родителями дети старшей и подготовительной группы посетили Валуйский историко-художественный музей. Впечатления и знания дошкольники отразили в изобразительной деятельности, пополнили выставки поделками с элементами и сценами из жизни наших предков на Белгородчине в разные времена.

Весь представленный опыт работы ДОО доказывает эффективность реализации регионального компонента по художественно-эстетическому развитию парциальной программы «Цветной мир Белогорья».

Список литературы

  1. Инструктивно-методическое письмо «Организация образовательного процесса в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях Белгородской области в 2014-2015 учебном году». ОГАО ДПО «Белгородский институт развития образования».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва.
  3. Парциальная программа дошкольного образования «Цветной мир Белогорья» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») – Белгород: БелИРО, 2015. – 28 с.
  4. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. – Издательский дом «Цветной мир», 2010. – 144 с.

Поделиться

138

Букреева Ю. В., Овсянникова Е. М., Литовченко Э. В., Щербинина Е. А. Структурно-динамическая модель «Реализация регионального компонента по художественно-эстетическому развитию (парциальная программа художественно-эстетического развития дошкольников «Цветной мир Белогорья)» // Актуальные исследования. 2024. №46 (228). Ч.II.С. 59-62. URL: https://apni.ru/article/10500-strukturno-dinamicheskaya-model-realizaciya-regionalnogo-komponenta-po-hudozhestvenno-esteticheskomu-razvitiyu-parcialnaya-programma-hudozhestvenno-esteticheskogo-razvitiya-doshkolnikov-cvetnoj-mir-belogorya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января