В Белгородской области основные векторы и механизмы развития системы и повышения качества дошкольного образования региона определены «Стратегией развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013–2020 годы», утверждённой постановлением правительства Белгородской области от 28 октября 2013 года № 431.
Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников творческого и художественного потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Одним из приоритетных направлений деятельности ДОО является художественно-эстетическое развитие.
ДОО – участник регионального проекта «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» («Дошкольник Белогорья») в области «художественно-эстетическое развитие». В соответствии с ФГОС ДО в часть, формируемую участниками образовательных отношений общеобразовательной программы ДОО включена парциальная программа художественно-эстетического развития дошкольников «Цветной мир Белогорья». Для эффективности реализации регионального компонента в ДОО создана структурно-динамическая модель
Рис.
Условия среды ДОО представляют возможность для создания продуктов детского творчества и условия для их демонстрации: галерея для выставок творческих работ детей «Вернисаж», изостудия.
Изостудия – это особая среда в ДОО, которая способствует развитию эмоционально-чувственному миру ребёнка, где он ощущает себя защищённым и свободным в своём выборе действий. Предметно-пространственная развивающая среда изостудии насыщена, многофункциональна, постоянно дополняется и этим обеспечивает комплексное развитие дошкольников: наглядными пособиями по знакомству с народным искусством, росписями, различными видами народного творчества, дидактическими и развивающими играми по данной тематике. Занимаясь в изостудии продуктивной деятельностью, ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки). Результатом такой деятельности становится участие воспитанников ДОО в конкурсах районного, регионального уровня. В изостудии организована постоянная выставка детских творческих работ по продуктивной деятельности. Каждая детская работа (вылепленная посуда, разрисованная игрушка, рисунок куклы в национальном костюме или природа родного края) обладает субъективной значимостью. Это повышает самооценку дошкольника, создаёт чувство сопричастности к жизни детского сада. В ДОО проводятся смотры-конкурсы рисунков на различные тематики: «Моя семья», «Мой красивый, маленький город», «Природа родного края» и т. д. Лучшие работы размещаются на выставке детских рисунков «Вернисаж».
В групповых помещениях созданы условия для художественно-эстетического развития в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Предметно-пространственная развивающая среда в групповых помещениях ДОО обогащается в соответствии с культурными традициями Белгородчины. В каждой возрастной группе имеются мини-музеи по художественно-эстетическому развитию краеведческого направления, центры детской активности, центры изобразительной деятельности. В группах оформлены выставки народно-прикладного искусства и детских поделок. Уголок изобразительной деятельности размещает в себе образцы народных росписей, репродукции картин известных художников и художников Белгородчины, имеются в наличии предметы декоративно-прикладного искусства (дымковские глиняные игрушки, предметы хохломских, гжельских мастеров).
Для эффективности реализации программы художественно-эстетического развития дошкольников «Цветной мир Белогорья» в наличии имеются технические средства обучения: компьютеры, музыкальный центр, телевизор, DWD проигрыватель, интерактивная доска. С помощью этих технических средств педагоги ДОО подбирают аудиозаписи с музыкальными произведениями (народные песни Белогорья), слайды с репродукциями картин (иллюстрации) Белгородских художников, народных промыслов Белогорья и т. д.
Эффективной работе учреждения в художественно-эстетическом развитии детей способствует профессиональный педагогический коллектив. Работа ДОО по совершенствованию педагогического мастерства осуществляется в нескольких направлениях.
Педагоги активно делятся опытом работы по данному направлению: обобщают актуальный педагогический опыт на уровне ДОО, принимают участие в методических объединениях, региональных конференциях, педчтениях, материалы выступлений публикуются в сборниках.
Эффективность работы по художественно-эстетическому воспитанию зависит от координации работы с социумом. Достижение задач по художественно-эстетическому развитию детей реализуется на основе сотрудничества с другими учреждениями образования и культуры города: МОУ СОШ № 4, МУК «Валуйский историко-художественный музей» г. Валуйки, ДК «Железнодорожников» г. Валуйки, Валуйская городская библиотека. Сотрудничество осуществляется через: участие педагогов и воспитанников в конкурсах, совместные мероприятия, посещения музея и встреч с сотрудниками музея, участие в концертных программах и спектаклях, посещение спектаклей. Систематически проводятся экскурсии для детей старшего дошкольного возраста в исторический музей ОГБОУ Валуйская СОШ № 4, что позволяет расширять и обогащать знания об истории родного края, его традициях, культуре. Совместно с родителями дети старшей и подготовительной группы посетили Валуйский историко-художественный музей. Впечатления и знания дошкольники отразили в изобразительной деятельности, пополнили выставки поделками с элементами и сценами из жизни наших предков на Белгородчине в разные времена.
Весь представленный опыт работы ДОО доказывает эффективность реализации регионального компонента по художественно-эстетическому развитию парциальной программы «Цветной мир Белогорья».