Старший школьный возраст – это важный и ответственный период в жизни каждого молодого человека. В это время от старшеклассников требуют определиться, кем они желают стать в будущем по профессии. Ценность осознанного выбора профессии закреплена в современном стандарте для старшего школьного звена. Согласно ФГОС СОО образовательный процесс в старших классах должен быть построен таким образом, чтобы будущий выпускник был полностью подготовлен «к осознанному выбору профессии» [6, с. 6], понимал, что профессиональная деятельность для человека и общества в целом имеет огромное значение [6].
При выстраивании работы в рамках предпрофильной подготовки старших школьников важно учитывать их психологические особенности и актуальные вопросы, которые чаще всего волнуют. В первую очередь, это принятие индивидуальности окружающих, выстраивание плана, который бы хотелось реализовать после окончания учебного заведения, постоянная забота о собственном самоопределении и обсуждение проблемы выбора будущей специальности. Что касается психических функций, то следует отметить, что к концу старшего школьного возраста психика становится более стабильной, формируется устойчивое мировоззрение. Все указанные выше психологические особенности являются предпосылкой к профессиональному самоопределению.
Выбор профессии является для старшеклассников проблемой, так как определиться с тем, кем необходимо стать в будущем и с какой деятельностью связать большую часть жизни, психологически трудно. Усложняет ситуацию тот факт, что на большинство школьников в период подготовки к поступлению в колледж, техникум или высшее учебное заведение оказывают давление родители. Отсюда актуальность приобретает предпрофильная подготовка. Педагогу-психологу необходимо работать над тем, чтобы ученики старших классов в этом возрасте уже имели четкие цели на будущее в сочетании с примерным планом ее достижения, реально оценивали свои способности, учитывали задатки и другие важные составляющие, которые непосредственно влияют на успешность дальнейшего обучения.
Полагаясь на педагогическую практику, следует сказать, что высокую эффективность в качестве средства реализации предпрофильной подготовки школьников показывают профессиональные консультации. Об этом говорится в трудах А. Ф. Бондаренко [1], Г. Ю. Гольевой [2], Е. В. Гудковой [3], Ф. С. Исмагиловой [4] и др. Рассмотрим подходы авторов.
А. Ф. Бондаренко под профессиональным консультированием понимает «личностно-ориентированное общение, в котором осуществляется ориентировка в личностных особенностях и проблемах клиента, устанавливается и поддерживается партнерский стиль отношений (на равных), оказывается требуемая психологическая помощь в соответствии с потребностями, проблематикой и характером консультативной работы» [1, с. 29].
Г. Ю. Гольева, характеризуя значимость организации профессиональных консультаций для обучающихся старших классов, указывает на три важные составляющие. С одной стороны, ученый считает, что консультации, оказываемые педагогом-психологом в рамках предпрофильной подготовки – это помощник в сложном выборе, а также воздействующее средство, благодаря которому можно не только повлиять на мнение клиента. А, с другой стороны, профессиональный консультации Г. Ю. Гольева видит, как многогранный, длительный процесс работы с психикой [2].
По мнению Ф. С. Исмагиловой, профессиональное консультирование – это «вид психологической помощи, направленной на согласование индивидуальных профессиональных возможностей и потребностей клиента с интересами организации или рынка труда, в результате которой происходит профессиональное самоопределение клиента, формируется или совершенствуется его профессиональный план, вносятся продуктивные изменения в его профессиональную деятельность и поведение» [4, с. 7].
Благодаря организации профессиональных консультаций в рамках предпрофильной подготовки школьников можно решить следующие проблемы:
- помочь старшеклассникам сделать на самом деле разумный выбор с учетом индивидуальных возможностей, интересов каждого обучающегося;
- помочь будущим выпускникам школы выбрать предметы, успешная сдача которых будет способствовать легкому поступлению в вуз по выбранному заранее направлению;
- ознакомить с критериями, которых старшим школьникам необходимо достичь для успешного освоения будущей профессии;
- помочь найти решение спорам, касаемым актуальности профессии, будущей востребованности на рынке труда;
- заранее проработать ситуации неудач (например, какую выбрать специальность, если не удастся поступить на то направление, которое было приоритетным).
Наряду с описанными выше положительными характеристиками профессиональных консультаций, следует также отметить, что специально организованная работа педагога-психолога в рамках предпрофильной подготовки позволит предотвратить такие значимые моменты, подчеркиваемые Н. Н. Куимовой и А. А. Тарасюк, как:
- исключение выбора профессии с опорой на принятые в семье старшеклассника традиции;
- принятие случайного решения без четкого обдумывания последствий;
- исключение «социально обусловленного выбора» [5, с. 1259], то есть, когда школьник решает стать в будущем определенным специалистов по причине исполнения перед кем-либо долга, обязательства [5, с. 1258-1260].
Профессиональные консультации также способствуют рациональному приобретению школьниками психологической самостоятельности. Посещая консультации, каждый ученик не только научится осознавать ответственность за свои действия и видеть перспективу будущей деятельности, но и адекватно оценивать собственные возможности, учитывая финансовое, географическое, социальное и другое положение.
Таким образом, профессиональное консультирование школьников в процессе предпрофильной подготовки – это значимое направление, осуществляемое педагогом-психологом. С помощью такого вида сотрудничества с обучающимися старших классов у образовательного учреждения появляется возможность достичь требования, прописанные в ФГОС СОО, а именно помочь школьника сделать осознанный выбор, который повлияет на будущую трудовую деятельность.