Главная
АИ #46 (228)
Статьи журнала АИ #46 (228)
Влияние детства на вовлеченность в созависимые отношения

Влияние детства на вовлеченность в созависимые отношения

Научный руководитель

Рубрика

Психология

Ключевые слова

созависимость
паттерн поведения
травматичный опыт
удовлетворение потребностей

Аннотация статьи

В статье рассматривается. каким образом детский опыт и событие происходящие в тот период могут влиять на развитие созависимости, анализируя их с точки зрения психологии.

Текст статьи

Созависимость – это психоэмоциональная зависимость одного человека от другого, которая зачастую проявляется в отношениях, где один партнер или несколько людей имеют патологическую потребность в контроле, эмоциональной поддержке или манипуляции. В психологии созависимость рассматривается как порочный цикл, когда отношения становятся нездоровыми, а отдельные личности утрачивают свою независимость, чувствуя необходимость в постоянном подтверждении своей ценности через отношения с другими людьми.

Исследования показывают, что многие из тех, кто впадает в созависимость в зрелом возрасте, испытывали травматичные или дисфункциональные отношения в своем детстве. Это может быть связано как с семейной динамикой, так и с тем, как дети воспринимают роли и модели поведения в своих первых социальных контактах. В данной статье рассматриваются психологические механизмы, объясняющие, как влияние детства способствует вовлеченности в созависимые отношения в зрелом возрасте.

Созависимость чаще всего ассоциируется с паттернами поведения, которые включают чрезмерную заботу о других, подавление собственных потребностей и слабое чувство личных границ. В литературе создается образ созависимого человека как того, кто не может функционировать без постоянного подтверждения своей ценности и контроля ситуации через эмоциональное вмешательство в жизни других людей. Созависимость часто встречается в отношениях с партнерами, родителями или друзьями.

Многие исследования подтверждают, что созависимость может быть результатом травматичного или дисфункционального опыта в раннем возрасте. Такие дети могут развивать потребность в «удовлетворении» эмоциональных потребностей родителей или других значимых фигур, часто в ущерб себе.

Психологические теории, такие как теория привязанности Джона Боулби, подчеркивают важность ранних привязанностей для формирования дальнейших эмоциональных и социальных навыков. Согласно этой теории, дети, которые не получили стабильной и безопасной привязанности в детстве, могут развивать проблемы в области самооценки и способности строить здоровые отношения в будущем. Это может способствовать появлению созависимых паттернов в зрелом возрасте, когда такие люди начинают воспроизводить шаблоны взаимодействия, характерные для их родительской семьи.

Кроме того, психоаналитический подход, предложенный Карлом Юнгом и его последователями, указывает на то, что многие бессознательные механизмы, выработанные в детстве, могут сохраняться и влиять на личность взрослого человека. Это касается как травматических воспоминаний, так и позитивных или отрицательных примеров, взятых из семейной динамики.

Ряд эмпирических исследований показывает, что дети, выросшие в семьях с высоким уровнем стресса, эмоциональной или физической абьюзии, склонны развивать созависимые паттерны в зрелости. Например, в семьях с зависимостью от алкоголя или наркотиков, дети часто становятся "невидимыми" или «спасителями» – они берут на себя роль поддерживающего или защитного взрослого. В результате такие дети, став взрослыми, могут ожидать, что их отношения будут строиться на основе ухода и самоотречения, что является основой созависимости.

Согласно исследованиям, проведенным по методике анализа семейных отношений, дети, воспитывавшиеся в неполных или тревожных семьях, имеют более высокий риск вовлеченности в созависимые отношения в будущем. Это также подтверждается результатами тестов на привязанность, где у таких людей часто выявляется неустойчивая или тревожно-амбивалентная привязанность.

Травматический опыт, такой как эмоциональная или физическая абьюзия, может существенно повлиять на личность и модели поведения человека. Дети, пережившие насилие или пренебрежение, часто испытывают проблемы с самооценкой и ощущением безопасности. В поисках любви и признания, такие люди могут вступать в созависимые отношения, где испытывают постоянную потребность в подтверждении своей ценности через заботу о другом человеке.

Невозможность сформировать здоровую привязанность в детстве часто приводит к созданию нездоровых отношений во взрослом возрасте. Множество исследований на основе анализа психотерапевтической практики подтверждают, что люди с низким уровнем самооценки, склонные к чрезмерной заботе о других, часто переживают боль от недостатка любви в детстве.

Одним из основных факторов, способствующих вовлеченности в созависимые отношения, является низкая самооценка, которая часто формируется в детстве. Дети, чьи родители не уделяли им должного внимания или которые были эмоционально пренебрегаемыми, могут развить ощущение, что они не заслуживают любви или что для того, чтобы быть ценными, им необходимо «спасать» или «служить» другим.

Привязанность, основанная на страхе потери или отказа, может привести к тому, что человек будет бояться одиночества, что является еще одним мощным фактором вовлеченности в созависимые отношения. Страх утраты близости, характерный для людей с тревожным типом привязанности, делает их особенно уязвимыми к манипуляциям или эмоциональному давлению в отношениях.

Многие взрослые бессознательно воспроизводят семейные паттерны, которые они наблюдали в детстве. Если в семье была созависимость, например, между родителями или между одним из родителей и ребенком, то человек может искать подобные динамики в зрелых отношениях. Это своего рода бессознательная попытка «исправить» прошлые ошибки или найти утешение в знакомой, хотя и деструктивной, форме взаимодействия.

Влияние детства на вовлеченность в созависимые отношения представляет собой сложный и многогранный процесс. Травматичные или дисфункциональные отношения в семье могут быть основным фактором, который способствует развитию патологических моделей поведения в зрелости. Люди, выросшие в условиях эмоциональной нестабильности, низкой самооценки или пренебрежения, часто становятся более уязвимыми к созданию созависимых отношений, где они вновь пытаются удовлетворить потребности других людей за счет своих собственных. 

Понимание этих механизмов важно как для психологической практики, так и для разработки стратегий профилактики и терапии созависимости.

Список литературы

  1. Adler A. Narcotic abuse and alcoholism // The collected clinical works of Alfred Adler. Bellingham, 1932. Vol. 7. P. 50-65.
  2. Боулби Джон. Привязанность: Пер. с англ. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с., Боулби Джон. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М.: Академический проект, 2004. – 232 с.
  3. Макушина О.П. Психология зависимостей // учебное пособие Воронеж, 2007, 79 с.
  4. Аналитическая психология и психотерапия: Хрестоматия / Сост. В.М. Лейбин. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.: ил. – (Серия «Хрестоматия»).

Поделиться

191

Кубышкина Т. А. Влияние детства на вовлеченность в созависимые отношения // Актуальные исследования. 2024. №46 (228). Ч.II.С. 76-78. URL: https://apni.ru/article/10503-vliyanie-detstva-na-vovlechennost-v-sozavisimye-otnosheniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января