Главная
АИ #46 (228)
Статьи журнала АИ #46 (228)
Использование юмора как коррекционного средства в процессе общения и взаимодейст...

Использование юмора как коррекционного средства в процессе общения и взаимодействия детей (Лаборатория творческого поиска)

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

чувство юмора
дошкольное воспитание
социальные навыки
эмоциональный интеллект
игры для детей
методы воспитания

Аннотация статьи

Статья посвящена развитию чувства юмора у детей дошкольного возраста. Рассматриваются задачи формирования умения воспринимать и использовать юмор в повседневном общении, избегать обид и конфликтов. Приводятся различные методы и приемы для воспитания у детей позитивного отношения к юмору и самоиронии.

Текст статьи

Задачи: научить детей понимать и ценить юмор, использовать его в процессе взаимодействия друг с другом, смеяться над тем, что смешно, и не обижаться.

Методы и приемы:

1. Конструирование и разыгрывание иронических сценок, сценок-импровизаций.

Например, иронические сценки-сказки, разыгрываемые в младших группах: «Лиска-капризка», «Котик Васька жадный» помогают детям осознать, что капризы и жадность мешают им самим. При возникновении конфликтных ситуаций в старших группах воспитатель сам сочиняет юмореску и разыгрывает ее, не называя имен, а дети узнают себя и пытаются справиться со своими вредными привычками.

2. Использование юмористического художественного слова при возникновении конфликтных и проблемных ситуаций.

Например, мальчики, не поделив игрушку, «выясняют» отношения. Воспитатель начинает декламировать:

Петушки распетушились,
Но подраться не решились,
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться.

Спокойный, ироничный тон воспитателя заставит забияк улыбнуться и на юмористической нотке исчерпать конфликт. При возникновении проблемных ситуаций можно использовать строки из стихотворений «Жадина», «Девочка чумазая», «Девочка-ревушка». А вот какие стро­ки читают воспитатели, приглашая расшалившихся детей к обеду:

Утка – утенка, кошка – котенка,
Мышка – мышонка зовут на обед.
Утки поели, мышки поели,
А вы? Еще нет?..

Тары-бары-тарарешки!
Суп хвалили поварешки,
Разливали по тарелкам,
По глубоким и по мелким.
Разливали, остужали,
Нас обедать приглашали.

А эти строки звучат тогда, когда кто-то в группе разревелся:

Абри-фини, абри-кос!
Едут слезы без колес!
Едут, едут, катятся,
Капают на платьице!
Плачут щеки, плачет нос:
«Нам не дали а-бри-кос!»

Слезы-паровозы едят и гудят: «У-у-у».
И за семафором не следят!
А на семафоре – красный свет!
Видят машинисты? Нет! Нет! Нет?

А по речке слез ходит пароход,
Вытирает нос, только нос – не тот:
Нос у нас был маленький,
Нос у нас был пуговкой,
А теперь вот аленький,
Да еще распух он!
Ну да это не беда,
Слезы высохнут – тогда
Будет снова нос как нос,
Просто нос не любит слез!

3. Размещение в группах карикатур на «отрицательных» героев, приход к детям кукол Грязнуль, Забияк, Жадин.

4. Использование игры «Кнопка-стоп» при возникновении проблем взаимодействия.

Можно предложить детям представить, что в голове у них много кнопочек: кнопка-улыбка, кнопка-страх, кнопка-гнев, кнопка-стоп… и порассуждать: «А кто же нажимает эти кнопочки?» После беседы с детьми о том, что мы сами способны нажимать свои кнопки, педагоги предлагают в необходимый момент выбрать нужную «кнопку».

5. Оборудование в группах «кабинетов» юмора, в которых есть раз­личные маски, выражающие различные эмоции.

6. «Издание» детских книг-альбомов, газет, которые включают небылицы, дружеские шаржи, эпиграммы, нарисованные и сочиненные детьми, их родителями, воспитателями. Темы книжек: «Гнев – это плохое чувство», «Вредные привычки», альбома – «Чувство юмора имей, не обижайся на друзей. Друзья помогут вредные привычки изжить, тебе легче станет жить», газеты «Фантазеры», где помещаются дружеские шаржи, нелепицы. Эпиграммы заставляют улыбаться, воспитывают у детей и взрослых потребность мирно решать конфликтные ситуации, расставаться с вредными привычками, регулировать свое эмоциональное состояние.

7. Организация клубов «Добряков-Весельчаков» с участием родителей. Участники клуба определяют правила взаимоотношений.

  1. Члены клуба «Добряков – Весельчаков» не должны никого обижать, должны прощать обиды другим;
  2. Каждый день делать друг другу маленькие подарки, дарить комплименты.

Раз в неделю можно подвести итог: кто был самым радостным, веселым, добрым. Записки бросаются в «Копилку комплиментов». В клубе педагоги, дети, родители учатся говорить добрые слова друг другу, сообщать о негативных качествах необидным тоном, используя мимику и пантомимику.

8. Проведение «минуток смеха».

В утренние часы это игры с детьми в «смешные» слова, разучивание перевертышей, скороговорок. После сна педагог вспоминает какую-нибудь веселую историю или раздает всем смешинки. Дети декламируют выученные ранее небылицы, потом начинают придумывать свои.

9. Беседы с детьми на темы: «Смех, какой ты, где живешь?», «Какого цвета смех?», «Есть ли запах у смеха?»

10. Сочинение стихов, рисования, оформление детских книжек-альбомов на тему: «Смех – какой ты, где живешь?», «Смех – какой ты, по каким дорожкам ходишь?»

11. Игра «Дразнилки» – модифицированный вариант игры в «догонялки». Ребенок, для которого предназначалась «дразнилка», догоняет, дразнящий ребенок – убегает. В конце игры дети обнимаются, доказывая, что обиды друг на друга не держат.

12. Празднование Дня Смеха – 1 апреля. Составляется юмористическая мини-программа.

С нами Смех!
Нам живется лучше всех, если мы идем в поход –
Потому что с нами – Смех! Смех от нас не отстает!
С ним нигде не расстаемся, с нами он в любой игре,
Где б мы ни были – смеемся! В гостях, дома, на дворе,
Утром выглянем в окно, на реке, в лесу и в поле,
Дождик льет, а нам смешно. На катке и на футболе.
Если в садик путь лежит – всюду с нами наш дружок,
Рядом с нами Смех бежит. Смех-смешинка! Смех – смешок!
Молодой, задорный смех!
Посмеяться ведь не грех!

Поделиться

104

Новицкая В. И. Использование юмора как коррекционного средства в процессе общения и взаимодействия детей (Лаборатория творческого поиска) // Актуальные исследования. 2024. №46 (228). Ч.II.С. 63-65. URL: https://apni.ru/article/10505-ispolzovanie-yumora-kak-korrekcionnogo-sredstva-v-processe-obsheniya-i-vzaimodejstviya-detej-laboratoriya-tvorcheskogo-poiska

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря