Задачи: научить детей понимать и ценить юмор, использовать его в процессе взаимодействия друг с другом, смеяться над тем, что смешно, и не обижаться.
Методы и приемы:
1. Конструирование и разыгрывание иронических сценок, сценок-импровизаций.
Например, иронические сценки-сказки, разыгрываемые в младших группах: «Лиска-капризка», «Котик Васька жадный» помогают детям осознать, что капризы и жадность мешают им самим. При возникновении конфликтных ситуаций в старших группах воспитатель сам сочиняет юмореску и разыгрывает ее, не называя имен, а дети узнают себя и пытаются справиться со своими вредными привычками.
2. Использование юмористического художественного слова при возникновении конфликтных и проблемных ситуаций.
Например, мальчики, не поделив игрушку, «выясняют» отношения. Воспитатель начинает декламировать:
Петушки распетушились,
Но подраться не решились,
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться.
Спокойный, ироничный тон воспитателя заставит забияк улыбнуться и на юмористической нотке исчерпать конфликт. При возникновении проблемных ситуаций можно использовать строки из стихотворений «Жадина», «Девочка чумазая», «Девочка-ревушка». А вот какие строки читают воспитатели, приглашая расшалившихся детей к обеду:
Утка – утенка, кошка – котенка,
Мышка – мышонка зовут на обед.
Утки поели, мышки поели,
А вы? Еще нет?..
Тары-бары-тарарешки!
Суп хвалили поварешки,
Разливали по тарелкам,
По глубоким и по мелким.
Разливали, остужали,
Нас обедать приглашали.
А эти строки звучат тогда, когда кто-то в группе разревелся:
Абри-фини, абри-кос!
Едут слезы без колес!
Едут, едут, катятся,
Капают на платьице!
Плачут щеки, плачет нос:
«Нам не дали а-бри-кос!»
Слезы-паровозы едят и гудят: «У-у-у».
И за семафором не следят!
А на семафоре – красный свет!
Видят машинисты? Нет! Нет! Нет?
А по речке слез ходит пароход,
Вытирает нос, только нос – не тот:
Нос у нас был маленький,
Нос у нас был пуговкой,
А теперь вот аленький,
Да еще распух он!
Ну да это не беда,
Слезы высохнут – тогда
Будет снова нос как нос,
Просто нос не любит слез!
3. Размещение в группах карикатур на «отрицательных» героев, приход к детям кукол Грязнуль, Забияк, Жадин.
4. Использование игры «Кнопка-стоп» при возникновении проблем взаимодействия.
Можно предложить детям представить, что в голове у них много кнопочек: кнопка-улыбка, кнопка-страх, кнопка-гнев, кнопка-стоп… и порассуждать: «А кто же нажимает эти кнопочки?» После беседы с детьми о том, что мы сами способны нажимать свои кнопки, педагоги предлагают в необходимый момент выбрать нужную «кнопку».
5. Оборудование в группах «кабинетов» юмора, в которых есть различные маски, выражающие различные эмоции.
6. «Издание» детских книг-альбомов, газет, которые включают небылицы, дружеские шаржи, эпиграммы, нарисованные и сочиненные детьми, их родителями, воспитателями. Темы книжек: «Гнев – это плохое чувство», «Вредные привычки», альбома – «Чувство юмора имей, не обижайся на друзей. Друзья помогут вредные привычки изжить, тебе легче станет жить», газеты «Фантазеры», где помещаются дружеские шаржи, нелепицы. Эпиграммы заставляют улыбаться, воспитывают у детей и взрослых потребность мирно решать конфликтные ситуации, расставаться с вредными привычками, регулировать свое эмоциональное состояние.
7. Организация клубов «Добряков-Весельчаков» с участием родителей. Участники клуба определяют правила взаимоотношений.
- Члены клуба «Добряков – Весельчаков» не должны никого обижать, должны прощать обиды другим;
- Каждый день делать друг другу маленькие подарки, дарить комплименты.
Раз в неделю можно подвести итог: кто был самым радостным, веселым, добрым. Записки бросаются в «Копилку комплиментов». В клубе педагоги, дети, родители учатся говорить добрые слова друг другу, сообщать о негативных качествах необидным тоном, используя мимику и пантомимику.
8. Проведение «минуток смеха».
В утренние часы это игры с детьми в «смешные» слова, разучивание перевертышей, скороговорок. После сна педагог вспоминает какую-нибудь веселую историю или раздает всем смешинки. Дети декламируют выученные ранее небылицы, потом начинают придумывать свои.
9. Беседы с детьми на темы: «Смех, какой ты, где живешь?», «Какого цвета смех?», «Есть ли запах у смеха?»
10. Сочинение стихов, рисования, оформление детских книжек-альбомов на тему: «Смех – какой ты, где живешь?», «Смех – какой ты, по каким дорожкам ходишь?»
11. Игра «Дразнилки» – модифицированный вариант игры в «догонялки». Ребенок, для которого предназначалась «дразнилка», догоняет, дразнящий ребенок – убегает. В конце игры дети обнимаются, доказывая, что обиды друг на друга не держат.
12. Празднование Дня Смеха – 1 апреля. Составляется юмористическая мини-программа.
С нами Смех!
Нам живется лучше всех, если мы идем в поход –
Потому что с нами – Смех! Смех от нас не отстает!
С ним нигде не расстаемся, с нами он в любой игре,
Где б мы ни были – смеемся! В гостях, дома, на дворе,
Утром выглянем в окно, на реке, в лесу и в поле,
Дождик льет, а нам смешно. На катке и на футболе.
Если в садик путь лежит – всюду с нами наш дружок,
Рядом с нами Смех бежит. Смех-смешинка! Смех – смешок!
Молодой, задорный смех!
Посмеяться ведь не грех!