Педагогическая инновация – это термин, который относится к сфере педагогики и означает нововведение в педагогическую деятельность. Он является относительно молодым, и это одна из причин того, что существует несколько различных подходов к его определению. Современный словарь по педагогике трактует этот термин как изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, которое направлено на повышение их эффективности.
В современном обществе, где технологии и информация постоянно развиваются, педагогическая инновация становится необходимостью для обеспечения качественного образования. Она позволяет применять новые методы и подходы к обучению, которые учитывают современные требования и потребности обучающихся.
Однако, так как педагогическая инновация является относительно новым понятием, ее определение может различаться в зависимости от контекста и точки зрения. Некоторые исследователи подчеркивают важность технологических инноваций в образовании, в то время как другие считают, что в центре должен быть человек и его развитие.
Кроме того, педагогическая инновация может быть, как крупным изменением в системе образования, так и мелкими изменениями в методах преподавания. Она может быть направлена на улучшение содержания образования, на развитие новых подходов к организации учебного процесса или на внедрение новых технологий в обучение [3, с. 215].
Современное образование в России находится на стадии значительных изменений. Приоритеты в образовании меняются, структура и содержание образования пересматриваются, а новые образовательные стандарты вводятся в действие. В современном обществе, где знания и уровень интеллектуального развития человека становятся ключевыми стратегическими ресурсами и важнейшими факторами экономического развития, статус образования значительно повышается. Вместе с этим возрастают и требования к уровню и качеству образования. Качество образования теперь определяется не только уровнем знаний и навыков, но и инновационным потенциалом педагогического коллектива. Именно инновационная деятельность образовательных организаций рассматривается обществом и государством как основа для повышения качества образования и конкурентоспособности образовательного учреждения. Это означает, что образовательные учреждения должны активно внедрять новые методики и технологии обучения, следить за последними тенденциями в образовании и постоянно совершенствовать свою работу.
Таким образом, система российского образования на современном этапе развития ставит перед собой цель обеспечить высокое качество образования, соответствующее современным требованиям и потребностям общества.
И только благодаря инновационной деятельности образовательных организаций мы сможем достичь этой цели и обеспечить успешное развитие нашей страны [5, с. 12].
Традиционная модель подготовки преподавателя, основанная на передаче знаний и методов обучения, уже не отвечает современным вызовам. Сегодня эффективное профессиональное образование требует от преподавателя не только умения передавать информацию, но и способности развивать у обучаемых новые способы мышления и деятельности. В современной практике все чаще возникают задачи, решение которых зависит от уровня профессионально-педагогической компетентности преподавателя, его творческого потенциала и способности принимать нестандартные решения.
В связи с этим возрастает потребность в преподавателе, который готов постоянно обновлять и изменять свою деятельность, осваивая новые научные достижения и педагогический опыт. Такой преподаватель способен обогащать и изменять содержание и формы своей работы, адаптируясь к постоянно меняющимся требованиям образовательной среды. Только такой преподаватель может обеспечить эффективное профессиональное образование, которое будет соответствовать современным потребностям и требованиям общества [2, с. 30].
Преподаватель колледжа, передавая студентам свои знания, опыт, навыки, умения, нравственные ценности личного и социального поведения управляет формированием их профессионализма, и этот процесс настолько эффективен, насколько глубоко духовные ценности внутренне восприняты личностью обучаемого.
В современном образовательном пространстве инновации играют ключевую роль в развитии учебных заведений. Особенно важно это в контексте инновационной стратегии, которая направлена на постоянное совершенствование и улучшение учебно-воспитательного процесса. В этом процессе преподаватель играет важную роль как непосредственный участник всех преобразований.
Современный преподаватель должен быть готов к постоянному обновлению своих знаний и навыков, чтобы эффективно внедрять инновации в учебный процесс. Его инновационная деятельность становится неотъемлемой частью его личной педагогической системы. Он должен быть готов к постоянному поиску новых подходов и методов обучения, а также к анализу и оценке их эффективности.
Важным аспектом инновационной деятельности преподавателя является ее избирательный исследовательский характер. Это означает, что преподаватель должен уметь выбирать наиболее подходящие инновации для своего учебного заведения и проводить исследования, чтобы оценить их эффективность и применимость в конкретной образовательной среде.
Таким образом, роль преподавателя в инновационной стратегии учебного заведения становится все более значимой. Его инновационная деятельность является необходимым компонентом успешного развития образовательного процесса и требует от него постоянного обучения, анализа и готовности к изменениям. Только таким образом можно обеспечить качественное образование и подготовку студентов к современному миру.
Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала педагога. Поэтому есть необходимость рассмотреть эту категорию.
Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными параметрами:
- творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их в практических формах;
- открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;
- культурно-эстетическая развитость и образованность;
- готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;
- развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения) [1, с. 17].
Инновационная деятельность преподавателей является важной составляющей развития образовательной сферы. Она отличается от других видов деятельности своей спецификой, которая предполагает наличие определенной степени свободы действий у преподавателей. Ведь только в условиях свободы и творчества можно достичь новых высот и внести значимый вклад в развитие образования.
Однако, инновационная деятельность также сопряжена с определенными рисками и вызывает необходимость принимать сложные решения. Ведь она осуществляется на ощупь, за пределами существующего опыта и часто не может быть полностью контролируемой и регулируемой действующими институтами. Это требует от преподавателей умения принимать риски и успешно разрешать конфликтные ситуации, которые могут возникнуть при внедрении новшеств. В целом, инновационная деятельность преподавателей является сложным и ответственным процессом, требующим от них не только знаний и опыта, но и готовности к риску и умения преодолевать трудности. Только такие преподаватели могут стать настоящими лидерами в образовании и внести важный вклад в его развитие [4, с. 44].
Что в работе педагога можно определить, как инновационная деятельность?
И простой, и сложный вопрос одновременно. С одной стороны, мы легко перечисляем то, что считаем инновационным в своей работе: содержание, технологии, методики, подходы, которые, действительно, являются инновационными в современных условиях. С другой стороны, доказать (обосновать), а тем более описать (представить) свою инновационную деятельность вряд ли под силу каждому из нас. Поскольку инновация – это не просто фиксация факта, это целая система в работе педагога, в описании которой должны быть указаны содержание, цель, сроки реализации, проблемы, на решение которых направлена инновация, способы диагностики результатов инновационной практики, формы представления опыта.