Главная
АИ #46 (228)
Статьи журнала АИ #46 (228)
Инновационная деятельность педагога как ресурс повышения педагогического мастерс...

Инновационная деятельность педагога как ресурс повышения педагогического мастерства

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

педагогическая инновация
образовательная деятельность
инновационный потенциал
профессионально-педагогическая компетентность

Аннотация статьи

В статье рассматривается феномен педагогической инновации как неотъемлемой составляющей развития современного образования. Термин «педагогическая инновация» понимается как нововведение в образовательной деятельности, направленное на повышение ее эффективности.

Текст статьи

Педагогическая инновация – это термин, который относится к сфере педагогики и означает нововведение в педагогическую деятельность. Он является относительно молодым, и это одна из причин того, что существует несколько различных подходов к его определению. Современный словарь по педагогике трактует этот термин как изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, которое направлено на повышение их эффективности.

В современном обществе, где технологии и информация постоянно развиваются, педагогическая инновация становится необходимостью для обеспечения качественного образования. Она позволяет применять новые методы и подходы к обучению, которые учитывают современные требования и потребности обучающихся.

Однако, так как педагогическая инновация является относительно новым понятием, ее определение может различаться в зависимости от контекста и точки зрения. Некоторые исследователи подчеркивают важность технологических инноваций в образовании, в то время как другие считают, что в центре должен быть человек и его развитие.

Кроме того, педагогическая инновация может быть, как крупным изменением в системе образования, так и мелкими изменениями в методах преподавания. Она может быть направлена на улучшение содержания образования, на развитие новых подходов к организации учебного процесса или на внедрение новых технологий в обучение [3, с. 215].

Современное образование в России находится на стадии значительных изменений. Приоритеты в образовании меняются, структура и содержание образования пересматриваются, а новые образовательные стандарты вводятся в действие. В современном обществе, где знания и уровень интеллектуального развития человека становятся ключевыми стратегическими ресурсами и важнейшими факторами экономического развития, статус образования значительно повышается. Вместе с этим возрастают и требования к уровню и качеству образования. Качество образования теперь определяется не только уровнем знаний и навыков, но и инновационным потенциалом педагогического коллектива. Именно инновационная деятельность образовательных организаций рассматривается обществом и государством как основа для повышения качества образования и конкурентоспособности образовательного учреждения. Это означает, что образовательные учреждения должны активно внедрять новые методики и технологии обучения, следить за последними тенденциями в образовании и постоянно совершенствовать свою работу.

Таким образом, система российского образования на современном этапе развития ставит перед собой цель обеспечить высокое качество образования, соответствующее современным требованиям и потребностям общества.

И только благодаря инновационной деятельности образовательных организаций мы сможем достичь этой цели и обеспечить успешное развитие нашей страны [5, с. 12].

Традиционная модель подготовки преподавателя, основанная на передаче знаний и методов обучения, уже не отвечает современным вызовам. Сегодня эффективное профессиональное образование требует от преподавателя не только умения передавать информацию, но и способности развивать у обучаемых новые способы мышления и деятельности. В современной практике все чаще возникают задачи, решение которых зависит от уровня профессионально-педагогической компетентности преподавателя, его творческого потенциала и способности принимать нестандартные решения.

В связи с этим возрастает потребность в преподавателе, который готов постоянно обновлять и изменять свою деятельность, осваивая новые научные достижения и педагогический опыт. Такой преподаватель способен обогащать и изменять содержание и формы своей работы, адаптируясь к постоянно меняющимся требованиям образовательной среды. Только такой преподаватель может обеспечить эффективное профессиональное образование, которое будет соответствовать современным потребностям и требованиям общества [2, с. 30].

Преподаватель колледжа, передавая студентам свои знания, опыт, навыки, умения, нравственные ценности личного и социального поведения управляет формированием их профессионализма, и этот процесс настолько эффективен, насколько глубоко духовные ценности внутренне восприняты личностью обучаемого.

В современном образовательном пространстве инновации играют ключевую роль в развитии учебных заведений. Особенно важно это в контексте инновационной стратегии, которая направлена на постоянное совершенствование и улучшение учебно-воспитательного процесса. В этом процессе преподаватель играет важную роль как непосредственный участник всех преобразований.

Современный преподаватель должен быть готов к постоянному обновлению своих знаний и навыков, чтобы эффективно внедрять инновации в учебный процесс. Его инновационная деятельность становится неотъемлемой частью его личной педагогической системы. Он должен быть готов к постоянному поиску новых подходов и методов обучения, а также к анализу и оценке их эффективности.

Важным аспектом инновационной деятельности преподавателя является ее избирательный исследовательский характер. Это означает, что преподаватель должен уметь выбирать наиболее подходящие инновации для своего учебного заведения и проводить исследования, чтобы оценить их эффективность и применимость в конкретной образовательной среде.

Таким образом, роль преподавателя в инновационной стратегии учебного заведения становится все более значимой. Его инновационная деятельность является необходимым компонентом успешного развития образовательного процесса и требует от него постоянного обучения, анализа и готовности к изменениям. Только таким образом можно обеспечить качественное образование и подготовку студентов к современному миру.

Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала педагога. Поэтому есть необходимость рассмотреть эту категорию.

Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными параметрами:

  • творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их в практических формах;
  • открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;
  • культурно-эстетическая развитость и образованность;
  • готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;
  • развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения) [1, с. 17].

Инновационная деятельность преподавателей является важной составляющей развития образовательной сферы. Она отличается от других видов деятельности своей спецификой, которая предполагает наличие определенной степени свободы действий у преподавателей. Ведь только в условиях свободы и творчества можно достичь новых высот и внести значимый вклад в развитие образования.

Однако, инновационная деятельность также сопряжена с определенными рисками и вызывает необходимость принимать сложные решения. Ведь она осуществляется на ощупь, за пределами существующего опыта и часто не может быть полностью контролируемой и регулируемой действующими институтами. Это требует от преподавателей умения принимать риски и успешно разрешать конфликтные ситуации, которые могут возникнуть при внедрении новшеств. В целом, инновационная деятельность преподавателей является сложным и ответственным процессом, требующим от них не только знаний и опыта, но и готовности к риску и умения преодолевать трудности. Только такие преподаватели могут стать настоящими лидерами в образовании и внести важный вклад в его развитие [4, с. 44].

Что в работе педагога можно определить, как инновационная деятельность?

И простой, и сложный вопрос одновременно. С одной стороны, мы легко перечисляем то, что считаем инновационным в своей работе: содержание, технологии, методики, подходы, которые, действительно, являются инновационными в современных условиях. С другой стороны, доказать (обосновать), а тем более описать (представить) свою инновационную деятельность вряд ли под силу каждому из нас. Поскольку инновация – это не просто фиксация факта, это целая система в работе педагога, в описании которой должны быть указаны содержание, цель, сроки реализации, проблемы, на решение которых направлена инновация, способы диагностики результатов инновационной практики, формы представления опыта.

Список литературы

  1. Борисова Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов. / Н.Я. Борисова // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». – 2010. – № 8. – С. 16-21.
  2. Курманова Э.А. Инновационная стратегия развития колледжа. / Э.А. Курманова // Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 3. – С. 28-30.
  3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М. Оникс, 2011. – 736 с.
  4. Сластенин В.А., Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. – М., Изд-во «Магистр», 1997. – 93 с.
  5. Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании. / О.А. Солодухина. // Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 10. – С. 12-13.

Поделиться

160

Башлай Е. В., Коровина Т. Ф., Тарабаева М. А. Инновационная деятельность педагога как ресурс повышения педагогического мастерства // Актуальные исследования. 2024. №46 (228). Ч.II.С. 55-58. URL: https://apni.ru/article/10506-innovacionnaya-deyatelnost-pedagoga-kak-resurs-povysheniya-pedagogicheskogo-masterstva

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря